Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
08.11.2013 | Олег Громов
Китайская «перестройка» дополнилась взрывами
Два теракта, произошедших в начале ноября в Китае – в принципе суть два разных события со своей подоплекой, насколько это можно судить по реакции властей и объектам для атак экстремистов. Однако оба события отражают одну тенденцию – контроль Компартии Китая (КПК) над происходящим в стране постепенно ослабевает.
О первом теракте китайские СМИ сообщили 1 ноября. Машина врезалась в толпу туристов и приезжих на центральной пекинской площади Тяньаньмэнь, а затем загорелась. В итоге погибли 5 человек, в том числе одна филиппинка. Власти возложили ответственность на сепаратистов из Синьцзян-Уйгурского автономного района – «Исламское движение Восточного Туркестана» - выступающее за его выделение из состава КНР и образование государства с шариатским правом. Официальной реакции от боевиков не поступало, что заставляет задуматься – а они ли это были? Однако проблема уйгурского сепаратизма действительно есть. Стоит вспомнить массовые волнения на почве межэтнических столкновений, которые произошли несколько лет назад в Урумчи – столице Синьцзяна. Пекин был вынужден ввести регулярные войска для успокоения региона. Ситуация в меньших масштабах повторилась и в этом году. Проблема в этом западном регионе Китая связана с его близостью к неспокойному Афганистану и связями уйгурских исламистов с «Талибаном» и другими более мелкими террористическими группировками региона, которые ранее поддерживались Пакистаном и США в борьбе с СССР и Индией, а теперь используются для дестабилизации обстановки в Поднебесной.
Корни нынешнего обострения проблемы в целом понятны – вскоре НАТО завершит вывод войск из Афганистана. Администрация афганского президента Хамида Карзая неустойчива и рискует быстро потерять власть, если не договорится с «талибами» - наиболее мощной оппозиционной силой в южных, западных и центральных регионах страны. Переговоры проходят сложно – господин Карзай не хочет делиться властью с бывшими врагами и, кроме того, успел испортить отношения с Вашингтоном и Исламабадом, отвергнув их планы по достижению внутриафганского компромисса путем включения «талибов» в действующую вертикаль власти и уступок им в форме губернаторства над рядом провинций. На этом фоне китайские компании активно инвестируют в Афганистан (и в соседний Пакистан тоже). Поднебесная заинтересована в природных и транспортно-транзитных ресурсах Центральной Азии, ключом к которым сейчас является Афганистан. Для защиты своих инвестиций Пекин в диалоге с Москвой и Дели пытается принять участие во внутриафганском урегулировании. Теракт, который, возможно, подготовили уйгуры, в этом свете является прозрачным намеком на нежелательность расширения китайского присутствия в регионе. Подобные попытки были и в прошлом, однако Поднебесная не прогибается и пытается сохранить контроль над соседней Центральной Азией.
Второй теракт произошел уже на этой неделе в провинции Шаньси, и был направлен против одного из региональных комитетов Компартии. Начиненная железными шарами бомба убила одного человека и подожгла 20 машин. Ясности с заказчиками нет. Власти подозревают базирующиеся за рубежом оппозиционные группы.
Примечательно, что осложнение внутренней обстановки в Китае происходит на фоне мягкой «перестройки» и либерализации экономического и политического режима, инициированного новым дуумвиратом в руководстве КНР и КПК – председателем республики Си Цзиньпином и премьером Госсовета Ли Кецяном. Так, с марта – то есть с момента передачи высших государственных постов в руки этих политиков – ослабла цензура в СМИ, было объявлено о сокращении госрасходов и политике стимулирования частного бизнеса, а также открыта первая в истории современного Китая свободная экономическая зона в Шанхае.
Не менее примечательно, что впервые за историю «красного Китая» на выборах главы государства и правительства в этом и предыдущем годах «сор из избы» был вынесен наружу. Дело в происходившей борьбе за посты первого, второго и третьего эшелонов власти в партии и правительстве между группировкой «принцев» (сыновей и внуков революционеров времен Мао Цзедуна) и «шанхайцев» или «комсомольцев» - выходцев из молодежного отделения КПК и шанхайского горкома партии. Первую представляет Си Цзиньпин, вторую – Ли Кэцян. Компромат обильно лился на головы второразрядных претендентов – протеже первых лиц. Причем часть этих материалов публиковалась в западной прессе, что является неслыханным фактом для китайской политики современного периода. Раскол не прошел мимо внимания западных политиков, которые сделали ставку на господина премьер-министра и через него постепенно продавливают пакет либеральных экономических реформ в Китае, которые ослабят контроль правительства над Центральным банком и курсом юаня, что полностью интегрирует КНР в мировую финансовую систему со всеми вытекающими отсюда последствиями.
На этом фоне теракты – «приятное» дополнение к либерализации, призванное расшатать авторитет КПК и показать гражданам, что партия больше не может контролировать ситуацию в стране. Эти события сильно напоминают ход «перестройки» в Советском Союзе, которая привела к его развалу – экономическая либерализация сопровождалась ростом межнациональной напряженности, сепаратизма, а также ступором правоохранительной систем и спецслужб.
Возможен и иной вариант. Учитывая массу «белых пятен» в истории с терактами и то, что никто так до сих пор и не взял за них ответственность, несмотря на неписанные «законы жанра» террористов, они могут быть подготовлены китайскими спецслужбами для того, чтобы дискредитировать часть руководства КПК и показать «гибельность либеральных реформ». В таком случае теракты будут использованы для отмены «политической оттепели» и «закручивания гаек» во внутренней и внешней политике, что неизбежно приведет к охлаждению отношений с Западом. Какая из версий верная – покажут дальнейшие события, которых осталось недолго ждать.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.