Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.11.2005 | Иван Ярцев
ЦВЕТНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ - ДУБЛЬ ДВА
Лидеры оппозиционных сил в бывших советских республиках, переживших бархатные революции, все чаще говорят о вероятности повторения этих событий. Только теперь с обратным знаком - для смены ориентации с прозападной на пророссийскую. Особенно это, судя по всему, актуально для Грузии, которая встала на "революционный" путь развития раньше других постсоветских государств и где все ярче проявляется кризис правящего режима, неспособного выполнить социально-экономическую часть тех обещаний, с которыми Саакашвили приходил к власти. Мирная революция грозит и Украине, где победу на приближающихся парламентских выборах может одержать блок бывшего пророссийского кандидата на пост президента Виктора Януковича.
Во вторник экс-глава госбезопасности Грузии, лидер грузинской партии "Справедливость" Игорь Гиоргадзе спрогнозировал в стране досрочные президентские и парламентские выборы и пообещал нынешним правителям, что они также вынуждены будут уступить власть, как это произошло с Шеварднадзе. Схожие утверждения ранее звучали также из уст активистов грузинской оппозиционной организации "Анти-Сорос", обвиняющей лидеров "революции роз" в предательстве национальных интересов Грузии и в полной несамостоятельности.
В то же время многие аналитики сомневаются, что постсоветские государства ожидает новая волна революций в ближайшие годы. Разве что при поддержке с Запада возможно возникновение "рецидивов" в новых странах - например, в Узбекистане или Азербайджане. Правда, последние события в этих республиках наглядно демонстрируют, что власти там извлекли урок из событий в Грузии, Киргизии и на Украине.
По мнению экспертов, население этих государств, как это было в России после 1991 года, утратило с одной стороны политическую волю и желание "выходить на улицы", увидев бесполезность, а зачастую и вредность подобных действий. С другой же стороны, бархатные революции, как показывает мировой опыт, редко возможны без поддержки извне.
Однако, даже опираясь на российский - или, кстати сказать, не менее богатый постсоветсткий азербайджанский - опыт, можно сказать, что некоторая наиболее политически активная часть населения и после бархатной революции не утрачивает желания бороться за власть. Может быть, речь уже и не идет об отстаивании каких-либо идеалов, как это было в 1991 году в Москве или в 2004 году в Киеве. Однако этот факт не только не снижает накал страстей, но, напротив, несет в себе угрозу масштабного кровопролития. Достаточно вспомнить 1993 год в Москве, когда победившие за два года до этого условные "демократы" делили власть и боевики от лица парламента штурмовали телецентр "Останкино", а затем танки расстреливали Белый дом.
Точно так же во многих латиноамериканских странах с неустойчивой экономической обстановкой, где Вашингтон и СССР не один десяток лет практиковали "управляемые" революции, смены прозападных и настроенных негативно к США властей происходят с завидной регулярностью и иногда сопровождаются кровопролитием. Причем нельзя сказать, что латиноамериканские "левые", традиционно оппонирующие "либералам", ориентирующимся на США, с меньшим успехом захватывают власть и свергают "законно избранных" в ходе предыдущей бархатной революции президентов.
Зато можно с уверенностью утверждать, что процесс этот имеет волнообразный характер и зависит, в частности, от способности спонсоров "управляемых революций" проявить в нужный момент политическую волю, а также выделить под политический переворот некоторую сумму денег. Например, сейчас смещение интересов США в нефтеносные районы Каспия и Персидского залива привело к резкому укреплению в Латинской Америке "левых" режимов. Начиная с богатой "черным золотом" Венесуэлы и заканчивая промышленно развитой Бразилией, которая традиционно играет в Латинской Америке едва ли не ту же роль, что Россия в Евразии.
Однако сейчас администрацию Буша критикуют как раз за этот "нефтяной" крен в сторону Ближнего Востока и Каспия, и вероятность сохранения власти республиканцами не велика. А значит, и ресурсная поддержка лидеров недавних цветных революций может иссякнуть уже в 2008 году, когда в Белый дом в Вашингтоне войдет новый президент-республиканец. Весьма вероятно, что он займется внутриэкономическими проблемами, в том числе и Латинской Америкой, которую США традиционно относят к зоне своего влияния. А про Каспий и создание вокруг Китая и России "санитарного кордона" временно подзабудут.
В этом случае новые бархатные революции в среднеазиатских и кавказских республиках, даже при минимальной поддержке со стороны Москвы вполне вероятны. Особенно это касается Грузии, где у нынешней власти практически нет своей ресурсной базы, кроме того, что ей "присылается" с Запада. А революции, как известно, идут волнами, и не исключено, что они последуют в других странах. Правда, у Киргизии и Украины, а также и у Молдавии есть другой вариант: за эти два года сделать то, чего не было сделано за последние 15 лет - построить устойчивую к внешнему влиянию политическую систему.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.