Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

18.11.2013 | Валерий Зубов

Из кризиса – на выход!

Последниесводки с экономического фронта: темпы прироста совокупного продукта устойчивоснижаются; обрабатывающая промышленность падает в абсолютном выражении ужепочти год; остановился прирост добывающих отраслей; прирастает показатель устареванияоборудования; тотальный дефицит консолидированного бюджета во всех егосоставляющих; в сентябре отмечено снижение реальных доходов населения; наметилсярост безработицы; отток капитала продолжается; стоимость экспорта падает –импорта растет; внешний долг растет, превысив размер суверенных фондов; доходыот  размещения средств этих фондов в десятьраз ниже процентов, уплачиваемых по внешним заимствованиям;…Возобновилосьотставание от США и сокращается отрыв от Китая и Казахстана… И ни одногопозитивного показателя.

Можнопродолжать филологические изыски в подборе термина, описывающего данную ситуацию:«рецессия» ли, «стагнация», «застой», «кризис»…От вопроса, как двигаться дальшевсе равно не отвертеться. Сделаем упор на  глаголе «двигаться».Отложим в сторону красивые программы и бесчисленные «дорожные карты» - ими всеравно не пользуются  на практике.Сравните объем огосударствленного имущества за последний год с доходами отприватизации, хотя программы национализации нет, а приватизации  есть. Уточним направление движения и будемего придерживаться шаг за шагом. 

«У семи нянек дитятко без глазу» 

Необходимо навести ясность в системеуправления экономикой. На сегодня в стране очевидное двоевластие на этомпространстве.

Вопрос о реорганизации АН РФ: проект законавносит Правительство, но все согласительные процедуры идут с Президентом.Президент на Дальний Восток – следом Премьер. Майские (2012г) Указы Президента,очевидно, изменили стратегическую концепцию бюджета  страны, десятилетие выстраиваемую Минфином.Если Президент постоянно вынужден вмешиваться в хозяйственные ситуации –значит, что-то не так с Правительством. Постоянная подстраховка Правительствасоздает искаженные, пульсирующие, систематически меняющие направленностьсигналы от власти к бизнесу и населению. Представляется, в наличии достаточноинструментов для приведения в организационный порядок управленческой ситуации.Но необходимость жестких экономических решений, неотвратимость которыхочевидна, требует единоначалия для успешного проведения операции. 

«Социально-ориентированное общество – это когдавыгодно работать» 

Не сильно преувеличивая, можно сказать, чтов обществе идет настоящая классовая борьба против налогоплательщика. В первуюочередь это проявляется в действиях правоохранительной системы. Предпринимательскийриск сегодня – это не столько убытки и даже не потеря собственности. Это впервую очередь риск оказаться за решеткой. Риск,  который не снижается ни лояльностью к власти,ни нарастающими «откатами».

Специфической формой давления на бизнесявляется постоянное подчеркивание, что Правительство «выполнит все своисоциальные обязательства», отчетливо давая понять, что для него социальныеобязательства – это расходная часть бюджета. Социальные же  обязательства   по отношению к налогоплательщикам  таковыми не считаются. Отсюда у нас и дыра и влевой, и в правой   части бюджета.

Ключевой экономической проблемой является переток  ресурсов из рентабельных бизнесов  в убыточные. Доминирование естественныхмонополий  и искусственных гокорпораций-госкомпанийподавляет конкурентную среду и смазываеткритерии эффективности хозяйствования. Согласно данным, приведенным в ГД однимиз рук Счетной палаты, величина льгот и дотаций для производственного секторасоставляет до половины федерального бюджета. Но у нас есть простой критерийпрямой оценки одной из составляющих этого процесса – суверенные фонды, сформированныеблагодаря эффективным бизнесам. Если сейчас реализуется предложениеПравительства о накачке средствами заведомо убыточных проектов  (предложенных РЖД, например) средствами фонданационального благосостояния, то это будет выразительный пример продолженияошибочного тренда в экономической политике.

Безусловно, тормозящим в повышенииэффективности отечественной экономики является процесс, выраженный в превышениидинамики роста заработной платы  надприростом производимого продукта. Но  заметим,что это -  один из источников давления на увеличение эффективности производства.Выход не в искусственном снижении уровня  зарплат, а в ускорении производства новыхпродуктов. Что требует инвестиций в повышение технологического оснащениярабочих мест. Для этого необходимо развитие конкуренции и корректировкафинансовой системы (ниже).   

 «НЕ донашиватьОБНОСКИ»

Ключевая задача -  более интенсивно формировать национальную инвестиционнуюсистему. Т.е. поощрять накопительные намерения граждан. Без этого невозможен притоксовременных технологий в форме  иностранного капитала. Кто же станет помогатькопать вашу картошку, если вы сами этого не делаете?

Два принципиальных момента.

Первый. Не предпринимать действий понационализации личного имущества граждан.

Можно долго спорить о пенсионной формуле, ноотъем пенсионных накоплений граждан – это прямая национализация ихсобственности. И дело здесь не в суммах, а в принципиальной демонстрациивозвращения социалистического принципа неравенства государственной и частнойсобственности. Что вообще-то говоря, напрямую противоречит Конституции страны.  Из этой же «оперы» изъятие земельных участковпо заниженным ценам в Сочи и в присоединенном к Москве территориального «фартука».Причем, в обеих случаях в соответствии с «персонально» принятыми законами. Такнам не убедить население, что их собственность находится под надежной защитойгосударства, и, следовательно, можно уверенно обустраивать свое будущее, а нетолько упорствовать в текущем потреблении. Кстати, и государству при такомподходе не видать источника длинных инвестиционных денег. А заклинания о «необходимостина каждый бюджетный  рубль привлекать 5-6рублей частных инвестиций» останутся наивными «хотелками».

Второе. Закладываться следует  не на неизбежноеснижение стоимости национальной валюты, а сознательно поддерживать ееукрепление. Ослабление валюты необходимо, когда у вас затоваривание склада иприлавков  качественными изделиями, а наподходе новые модели («Sale» в бутикахи на рынке автомобильной промышленности). А когда вам необходимы технологии дляперевооружения всей производственной цепочки, то следует поддерживать  стимулы для инвесторов, материальнодемонстрируя,  что их рублевые накопленияв российской экономике, выраженные в российской валюте, будут расти.

Рост эффективности экономики важнее возможностисбалансировать бюджет с помощью инфляции.

«Твое инаше»

Психологически налоги не воспринимаютсянаселением  как общественные деньги. Онисчитают это -  деньгами власти, в первуюочередь исполнительной. Для властей  этоудобная ситуация  при освоениисредств и решении частныхполитических задач, но не для эффективного национального   использования. Плюс это исходная причинакоррупции. 

В ответ на тотальную нехватку финансовыхсредств, необходимо применить тотальный контроль за их  эффективным использованием. Каждый рубль, расходуемый  исполнительной властью, должен получатьодобрение властью представительной на всех этажах госуправления. В конце-концовисторически парламенты появились для решения именно этой задачи.

Нетак уж много для начала движения в направлении выхода на устойчивый позитивныйтренд экономического развития. 

Что может помешать данному сценарию 

Борьба за процентыприроста общественного продукта в устаревшей структуре производства. Министрэкономики заявил, что он уйдет в отставку, если в следующем году не будетприроста экономики в 3%. Задача поставленаневерно: если в следующем году будет прирост экономики на указанную сумму,значит, экономика развивается по устаревшейтраектории, т.е. в отсталой структуре, в ней не происходит никакогокачественного сдвига, происходит накопление не-эффективных производств, прощеговоря,  убытков. А следует изменитьименно структуру производства, заменяя технологически отсталые бизнесы насовременные. При этом в основу диверсификации  экономики следует положить  не отраслевой признак, а качественноенаполнение каждой отрасли, в первую очередь как раз добывающих как формирующихстановой хребет российской экономики.. Задача не для одного года.  

Упорная ставка нагоссектор. Последнее время и Президент, и Премьер неоднократно давали знак, чтогоскорпорации не оправдали возложенных на них надежд. Однако, вместо разгребаниязавалов с не-эффективно  управляемыми госактивами,на свет породили еще одну государственную суперструктуру – ОРКК. Чем отчетливопродемонстрировали, что развитие  космической  отрасли и дальше будет продолжаться в направлении,противоположном мировым трендам. Чего же ждать от других, менее «продвинутых»отраслей?

Необходимо срочно прекратить заигрывание сгоскапитализмом – гермафродитом современной экономики.

Основные  индикаторы оценки предлагаемых решений:

В качестве драйвера экономического развития следуетрассматривать доходный частный бизнес, а не государственные затраты наубыточные  мегапроекты;

Увеличение объема привлекаемых иностранных инвестиций.  Особые стимулы  при этом должны сопровождать  вложения в инфраструктурные проекты.

Расширение прав регионов, а не создание фондов, новыхкорпораций развития и территориальных министерств. В частности, перераспределивналоговую базу в их пользу. А также права, в первую очередь, по использованиюприродных ресурсов. Нам необходима конкуренция не только между бизнесами, но имежду регионами за лучшие управленческие практики.

И тогда у нас снова появитсяисторический шанс.

Валерий Зубов - профессор Высшей школы бизнеса МГУ, депутат Госдумы РФ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net