Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Президентом Словакии избран Петер Пеллегрини, политический союзник премьер-министра Роберта Фицо. Таким образом Фицо полностью доминирует в словацкой политике, что укрепляет его позиции и внутри страны, и в отношениях с Евросоюзом и НАТО.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

18.11.2013 | Валерий Зубов

Из кризиса – на выход!

Последниесводки с экономического фронта: темпы прироста совокупного продукта устойчивоснижаются; обрабатывающая промышленность падает в абсолютном выражении ужепочти год; остановился прирост добывающих отраслей; прирастает показатель устареванияоборудования; тотальный дефицит консолидированного бюджета во всех егосоставляющих; в сентябре отмечено снижение реальных доходов населения; наметилсярост безработицы; отток капитала продолжается; стоимость экспорта падает –импорта растет; внешний долг растет, превысив размер суверенных фондов; доходыот  размещения средств этих фондов в десятьраз ниже процентов, уплачиваемых по внешним заимствованиям;…Возобновилосьотставание от США и сокращается отрыв от Китая и Казахстана… И ни одногопозитивного показателя.

Можнопродолжать филологические изыски в подборе термина, описывающего данную ситуацию:«рецессия» ли, «стагнация», «застой», «кризис»…От вопроса, как двигаться дальшевсе равно не отвертеться. Сделаем упор на  глаголе «двигаться».Отложим в сторону красивые программы и бесчисленные «дорожные карты» - ими всеравно не пользуются  на практике.Сравните объем огосударствленного имущества за последний год с доходами отприватизации, хотя программы национализации нет, а приватизации  есть. Уточним направление движения и будемего придерживаться шаг за шагом. 

«У семи нянек дитятко без глазу» 

Необходимо навести ясность в системеуправления экономикой. На сегодня в стране очевидное двоевластие на этомпространстве.

Вопрос о реорганизации АН РФ: проект законавносит Правительство, но все согласительные процедуры идут с Президентом.Президент на Дальний Восток – следом Премьер. Майские (2012г) Указы Президента,очевидно, изменили стратегическую концепцию бюджета  страны, десятилетие выстраиваемую Минфином.Если Президент постоянно вынужден вмешиваться в хозяйственные ситуации –значит, что-то не так с Правительством. Постоянная подстраховка Правительствасоздает искаженные, пульсирующие, систематически меняющие направленностьсигналы от власти к бизнесу и населению. Представляется, в наличии достаточноинструментов для приведения в организационный порядок управленческой ситуации.Но необходимость жестких экономических решений, неотвратимость которыхочевидна, требует единоначалия для успешного проведения операции. 

«Социально-ориентированное общество – это когдавыгодно работать» 

Не сильно преувеличивая, можно сказать, чтов обществе идет настоящая классовая борьба против налогоплательщика. В первуюочередь это проявляется в действиях правоохранительной системы. Предпринимательскийриск сегодня – это не столько убытки и даже не потеря собственности. Это впервую очередь риск оказаться за решеткой. Риск,  который не снижается ни лояльностью к власти,ни нарастающими «откатами».

Специфической формой давления на бизнесявляется постоянное подчеркивание, что Правительство «выполнит все своисоциальные обязательства», отчетливо давая понять, что для него социальныеобязательства – это расходная часть бюджета. Социальные же  обязательства   по отношению к налогоплательщикам  таковыми не считаются. Отсюда у нас и дыра и влевой, и в правой   части бюджета.

Ключевой экономической проблемой является переток  ресурсов из рентабельных бизнесов  в убыточные. Доминирование естественныхмонополий  и искусственных гокорпораций-госкомпанийподавляет конкурентную среду и смазываеткритерии эффективности хозяйствования. Согласно данным, приведенным в ГД однимиз рук Счетной палаты, величина льгот и дотаций для производственного секторасоставляет до половины федерального бюджета. Но у нас есть простой критерийпрямой оценки одной из составляющих этого процесса – суверенные фонды, сформированныеблагодаря эффективным бизнесам. Если сейчас реализуется предложениеПравительства о накачке средствами заведомо убыточных проектов  (предложенных РЖД, например) средствами фонданационального благосостояния, то это будет выразительный пример продолженияошибочного тренда в экономической политике.

Безусловно, тормозящим в повышенииэффективности отечественной экономики является процесс, выраженный в превышениидинамики роста заработной платы  надприростом производимого продукта. Но  заметим,что это -  один из источников давления на увеличение эффективности производства.Выход не в искусственном снижении уровня  зарплат, а в ускорении производства новыхпродуктов. Что требует инвестиций в повышение технологического оснащениярабочих мест. Для этого необходимо развитие конкуренции и корректировкафинансовой системы (ниже).   

 «НЕ донашиватьОБНОСКИ»

Ключевая задача -  более интенсивно формировать национальную инвестиционнуюсистему. Т.е. поощрять накопительные намерения граждан. Без этого невозможен притоксовременных технологий в форме  иностранного капитала. Кто же станет помогатькопать вашу картошку, если вы сами этого не делаете?

Два принципиальных момента.

Первый. Не предпринимать действий понационализации личного имущества граждан.

Можно долго спорить о пенсионной формуле, ноотъем пенсионных накоплений граждан – это прямая национализация ихсобственности. И дело здесь не в суммах, а в принципиальной демонстрациивозвращения социалистического принципа неравенства государственной и частнойсобственности. Что вообще-то говоря, напрямую противоречит Конституции страны.  Из этой же «оперы» изъятие земельных участковпо заниженным ценам в Сочи и в присоединенном к Москве территориального «фартука».Причем, в обеих случаях в соответствии с «персонально» принятыми законами. Такнам не убедить население, что их собственность находится под надежной защитойгосударства, и, следовательно, можно уверенно обустраивать свое будущее, а нетолько упорствовать в текущем потреблении. Кстати, и государству при такомподходе не видать источника длинных инвестиционных денег. А заклинания о «необходимостина каждый бюджетный  рубль привлекать 5-6рублей частных инвестиций» останутся наивными «хотелками».

Второе. Закладываться следует  не на неизбежноеснижение стоимости национальной валюты, а сознательно поддерживать ееукрепление. Ослабление валюты необходимо, когда у вас затоваривание склада иприлавков  качественными изделиями, а наподходе новые модели («Sale» в бутикахи на рынке автомобильной промышленности). А когда вам необходимы технологии дляперевооружения всей производственной цепочки, то следует поддерживать  стимулы для инвесторов, материальнодемонстрируя,  что их рублевые накопленияв российской экономике, выраженные в российской валюте, будут расти.

Рост эффективности экономики важнее возможностисбалансировать бюджет с помощью инфляции.

«Твое инаше»

Психологически налоги не воспринимаютсянаселением  как общественные деньги. Онисчитают это -  деньгами власти, в первуюочередь исполнительной. Для властей  этоудобная ситуация  при освоениисредств и решении частныхполитических задач, но не для эффективного национального   использования. Плюс это исходная причинакоррупции. 

В ответ на тотальную нехватку финансовыхсредств, необходимо применить тотальный контроль за их  эффективным использованием. Каждый рубль, расходуемый  исполнительной властью, должен получатьодобрение властью представительной на всех этажах госуправления. В конце-концовисторически парламенты появились для решения именно этой задачи.

Нетак уж много для начала движения в направлении выхода на устойчивый позитивныйтренд экономического развития. 

Что может помешать данному сценарию 

Борьба за процентыприроста общественного продукта в устаревшей структуре производства. Министрэкономики заявил, что он уйдет в отставку, если в следующем году не будетприроста экономики в 3%. Задача поставленаневерно: если в следующем году будет прирост экономики на указанную сумму,значит, экономика развивается по устаревшейтраектории, т.е. в отсталой структуре, в ней не происходит никакогокачественного сдвига, происходит накопление не-эффективных производств, прощеговоря,  убытков. А следует изменитьименно структуру производства, заменяя технологически отсталые бизнесы насовременные. При этом в основу диверсификации  экономики следует положить  не отраслевой признак, а качественноенаполнение каждой отрасли, в первую очередь как раз добывающих как формирующихстановой хребет российской экономики.. Задача не для одного года.  

Упорная ставка нагоссектор. Последнее время и Президент, и Премьер неоднократно давали знак, чтогоскорпорации не оправдали возложенных на них надежд. Однако, вместо разгребаниязавалов с не-эффективно  управляемыми госактивами,на свет породили еще одну государственную суперструктуру – ОРКК. Чем отчетливопродемонстрировали, что развитие  космической  отрасли и дальше будет продолжаться в направлении,противоположном мировым трендам. Чего же ждать от других, менее «продвинутых»отраслей?

Необходимо срочно прекратить заигрывание сгоскапитализмом – гермафродитом современной экономики.

Основные  индикаторы оценки предлагаемых решений:

В качестве драйвера экономического развития следуетрассматривать доходный частный бизнес, а не государственные затраты наубыточные  мегапроекты;

Увеличение объема привлекаемых иностранных инвестиций.  Особые стимулы  при этом должны сопровождать  вложения в инфраструктурные проекты.

Расширение прав регионов, а не создание фондов, новыхкорпораций развития и территориальных министерств. В частности, перераспределивналоговую базу в их пользу. А также права, в первую очередь, по использованиюприродных ресурсов. Нам необходима конкуренция не только между бизнесами, но имежду регионами за лучшие управленческие практики.

И тогда у нас снова появитсяисторический шанс.

Валерий Зубов - профессор Высшей школы бизнеса МГУ, депутат Госдумы РФ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net