Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

18.11.2013 | Марина Войтенко

Темпы все ниже, решения все проще

Последние отнюдьне радующие изменения в прогнозе Минэкономразвития находят все большеподтверждений в текущей экономической динамике. Сигналы же, исходящие отразличных ветвей власти во многом становятся основанием для укреплениянегативных ожиданий с риском превращения их в самосбывающиеся прогнозы. Контурыэкономической политики в такой ситуации не только не приобретают четкости, а все больше размываются.

Первая оценкаРосстата ВВП за третий квартал подтвердила стагнацию. К аналогичному периодупрошлого года показатель увеличился на 1,2%, за январь-сентябрь – на 1,3%, чтосовпадает с расчетами Минэкономики. Ранее ожидавшееся ускорение экономическогороста со второго полугодия на фоне низкой базы 2012 года не состоялось.Поквартальная динамика оказалась и вовсе отрицательной – с корректировкой насезонность «-0,2%» ко второму кварталу-2013. Не росла промышленность[1],сокращались объемы в строительстве, сельском хозяйстве, торговле, а такжеинвестиции.

Давно витавшие ввоздухе опасения экспертов и профессиональных прогнозистов подтвердил наминувшей неделе глава МЭР Алексей Улюкаев. Министр экономического развитияпризнал, что консервативный прогноз на рост ВВП России в 1,8% за 2013 годоказался слишком оптимистичным и ждать его фактического воплощения не приходится– наиболее вероятными могут оказаться 1,5-1,6%.

Еще болеекатегоричным оказался вердикт Европейского банка реконструкции и развития. ЕБРРв целом ухудшил прогноз роста экономик стран, в которые он инвестирует(Центральная, Юго-Восточная, Восточная Европа, страны Балтии, Центральная Азия,страны Южного и Восточного Средиземноморья), до 2% в 2013 году с 2,2%,ожидавшихся в мае 2013 года. Прогноз роста на 2014 год ухудшен до 2,8% с 3,2%.В России же, отмечается в докладе Банка, в 2013 году произойдет резкоезамедление до 1,3%. В 2014-м произойдет лишь частичное восстановлениепозитивной динамики до 2,5% против майской оценки в 3%.

По мнению авторовдоклада, некоторое ускорение будет возможно в условиях мягкой бюджетнойполитики, включая рост расходов на большие государственные инфраструктурныепроекты. Но, пространство для фискального маневра ограничено уровнем цены нанефть, необходимым для сбалансирования бюджета.

Однако делооказывается не только в сильной нефтяной зависимости. Негативное влияние наэкономику заметно разбалансированной регулятивной среды признают уже иофициальные лица в самой России. Высокую вероятность недопоступления в бюджет доходов от налога наприбыль и НДС в 2014 году отметила Счетнаяпалата РФ. Выступая на заседании бюджетного комитета Госдумы РФ 8 ноября, главаСП Татьяна Голикова подчеркнула: «Это наша с вами рукотворная работа поизменению налогового законодательства, которая в том числе привела к темпотерям, которые сегодня фиксируются в бюджете 2013 года, и которые мы зафиксируем,скорее всего, в бюджете 2014 года. Это уже становится очевидным».

В HSBCполагают, что структурный дисбаланс в решениях правительства может снизить ибез того скромный потенциал роста российской экономики в 2-2,5%. По мнениюэкспертов, непредсказуемость действий и отсутствие комплексного подхода крешению задач мешают росту не меньше инфляции или инвестиционного спада.

Повышениенеустойчивости регуляторной среды отмечают и в Европейском банке реконструкциии развития. Доклад ЕБРР содержит вполне однозначное указание на главную причинузамедления – «чтобы ускорить приток инвестиций, снизить зависимость экономики отнефтегазовых доходов и обеспечить рост ВВП до более чем 3% необходимо провестиструктурные реформы и улучшить бизнес-климат».

Между тем, как раздинамика капвложений, по мнению большинства российских экспертов (например, изЦМАКП, Экономической экспертной группы, ИНСОРа и т.д.), внесла наибольший вкладв замедление экономики. Если потребительский спрос снижается плавно, тоинвестиции – уже с середины 2012 года имеют, пусть небольшую, но отрицательнуюдинамику.

В сентябретекущего года инвестиции в основной капитал сократились на 1,6% по сравнению ссентябрем 2012 года и составили 1,188 трлн руб. Снижение инвестиций вянваре-сентябре составило 1,4%. Минэкономразвития в августе уже корректировало,причем серьезно (с ожидавшихся ранее 4,6% до 2,5%), прогноз по увеличениюобъема капвложений в текущем году. Однако начало осени показало, что и нынешнийориентир выглядит слишком оптимистично. Во всяком случае замглавы МЭР АндрейКлепач 15 ноября выразил сомнение в достижимости желаемого результата.

Еще более очевидныперспективы превышения инфляцией верхней границы целевого ориентира – 6%.Напомним, за всю новейшую историю страны минимальный рост потребительских цен в6,1% был зафиксирован в 2011 году, в 2012-м достигнутого удержать не удалось –инфляция поднялась до 6,6%. В 2013-м, судя по всему, рекорд побить опять неудастся.

На 11 ноября сначала года цены выросли на 5,5% (за тот же период 2012-го – на 5,9%). Вгодовом выражении в первой декаде ноября показатель остался на уровне концаоктября – 6,3%. Первым из представителей российских властей признал возможностьпревышения официального прогноза по инфляции глава МЭР, затем и Банк Россииподтвердил эти опасения. Причем и в ЦБ РФ, и в Минэкономразвития связываютускорение динамики с удорожанием продуктов. Наблюдатели же отмечают, что ростуцен на них способствовало не только дождливое лето, но и «торговые войны»,которые Россия в последнее время вела с ближними соседями.

При этоминфляционные ожидания (Центральный банк учитывает их уровень, принимая решенияпо процентным ставкам) находятся в повышательном тренде. В ходе заседаниякомитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию ипредпринимательству 14 ноября первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева подчеркнула:«количественные параметры инфляционных ожиданий сигнализируют инфляцию порядка11-12%». Понятно, то в этих условиях Центробанк будет в первую очередьсосредоточен на борьбе с ростом цен, и используемые им инструменты вряд лисмогут дать серьезный импульс экономическому росту. Тогда как реализация (пустьи не в полной мере) негативных ожиданий, связанных в немалой степени с перипетиямитарифной политики («вещь» – явно рукотворная в отличие от объективного влиянияплохих погодных условий на урожай) вполне вероятна.

Между тем «эхо»правительственных решений по изменению регулирования тарифов естественныхмонополий становится все более причудливым. Сначала МЭР в прогнозе-2030обнародовал замысел: с 2017 года тарифы для населения на газ, электроэнергию,тепло и железнодорожные перевозки должны расти, опережая инфляцию[2],пока не сравняются с европейскими ставками. (В ЕС физические лица платят за гази электроэнергию на 30-40% больше, чем, к примеру, промышленные предприятия).

На поверку, такимобразом, выходит: все, что структурные монополии недополучат в 2014-2016 годах,им с лихвой компенсируют с 2017 года. При этом в правительстве предпочитаюткак-то «не замечать» ни предложения экспертов о долгосрочном (минимум 5 лет)ограничении тарифов «инфляция минус 2%» с одновременной переструктуризациейбизнесов в этих сферах, ни уже накопленный мировой опыт.

На минувшей неделе«эхо» вновь напомнило о себе поручением премьера Дмитрия Медведева  Минрегиону. МЭР, Федеральной службе потарифам совместно с ОАО «Газпром» проработать и представить к 5 декабряпредложения об установлении авансовой ежемесячной платы за жилые помещения икоммунальные услуги до 10-го числа текущего месяца, а также возможностизаключения (на условиях предоплаты) прямых договоров между ресурсоснабжающимиорганизациями и потребителями. Повод тому вполне достойный – необходимостьнеотложных мер по укреплению платежной дисциплины в сфере поставок природногогаза.  165 млрд. рублей просроченнойзадолженности потребителей перед газовиками – сумма солидная, от трети дополовины всего долга населения перед ЖКХ (520-530 млрд. рублей на 1апреля 2013года, 30 млрд. рублей – на 1 сентября).

Предлагаемоерешение, тем не менее, уже вызвало немало вопросов. Так, эксперты обращаютвнимание на то, что статистически очень трудно определить кто именно основнойнеплательщик – население или же недобросовестные управляющие компании. Впрошлом году уровень собираемости платежей составил 95,5%, 65% населения платитвовремя, еще 20% - с отставанием в пределах трех месяцев, 5-7% – до полугода,еще 7-10% платят лишь после применения к ним мер воздействия. Получается, чтоденьги в тот же «Газпром» уходят исправно. Все ли доходят – большойвопрос.  По некоторым оценкам,безнадежные долги по платежам физлиц прошлых лет – около 150 млрд. рублей.Сколько в них составляет действительная неуплата, и сколько «затерялись» в пути,выяснить уже невозможно.

Упорядочениедеятельности посредников, что сам собой напрашивается, при взгляде на цифры, –это структурная реформа отрасли (включая прямые договоры с потребителями). Нопоручения-то не совсем об этом. Главное в них, сначала заплатите, как вмагазине, а потом потребляйте. Правда, разница, и не малая, в том, что в любойторговой точке покупатель видит товар и может выбирать. В случаях с услугамиЖКХ этого нет и в помине, предоплата по сути будет вноситься за «кота в мешке».Между тем, согласно опросам ФОМ, откровенно плохим качество этих услуг считают52% россиян. По словам главы АП Сергея Иванова в среднем за квартал вАдминистрацию поступают 39 тысяч обращений и жалоб на систему ЖКХ.

Но теперь за всеэто «неудобье» к двенадцати традиционным платежам в год добавляется тринадцатый– в один из месяцев придется платить дважды. В масштабах страны каждый такойплатеж стоит до 120 млрд. рублей. Не исключено, что многим придется платить ещечаще – сначала предоплата, затем возмещение недоплаты. В итоге получается, чтоперемена одного лишь порядка расчетов, ничего не меняя в качестве услуг,оказывается для граждан дополнительным обременением.

Как видим, уэкономической политики в последние несколько недель появился как бы побочныйрезультат: «сыроватые» решения, к тому же не увязанные в систему и вырванные изконтекста необходимых структурных реформ, стимулируют накопление социальногораздражения. Видимо, можно говорить об этом как о закономерности, когда насмену простым решениям вместо ожидаемых сложных, приходят и вовсе упрощенные.Как писал М.Е.Салтыков-Щедрин, задача власти – постоянно держать подданных всостоянии изумления. Похоже, это умение в России остается непреходящим.


[1] Согласно данным Росстата, задевять месяцев 2013-го промпроизводство прибавило 0,1% по сравнению с объемамианалогичного периода прошлого года. Увеличение выпуска на 0,1% в августе и 0,3%в сентябре не смогло погасить эффект от июльского падения на 0,7%.

[2] В планах:индексация газовых тарифов на рост инфляции плюс20% от ее годового темпа,электроэнергии – инфляция + 30%, теплоснабжения – 5,0-5,9% в 2012-2020 годах,тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки – дополнительно на 10% кросту цен, на транспортировку грузов – на 10-15%.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net