Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.12.2013 | Сергей Слободчук
Украинский кризис: сценарии выхода
Провал голосования за отставку Кабинета Министров во главе с Николаем Азаровым продемонстрировал, что украинские власти опасаются идти на уступки оппозиции. Это подтверждает и отказ президента уволить главу АП Сергея Левочкина, и отсутствие кадровых выводов в МВД и СБУ по итогам побоища на Майдане, устроенного «Беркутом» ранним утром 30 ноября. И, тем не менее, варианты выхода из ситуации существуют, однако не те, что сегодня продвигают власть и оппозиция.
Несмотря на то, что правящая администрация демонстрирует растерянность, но в нынешней ситуации перед нею остается несколько вариантов реагирования на массовые протесты:
Вариант №1: силовое подавление уличных протестов. С одной стороны, такой шаг идеально отвечает психологии в стиле «Не пущать!», характерной для нынешних чиновников и властных политиков. Но, пойдя на поводу у кабинетных страхов и опасений потерять власть, нынешняя администрация рискует еще больше, чем даже в том случае, если просто ничего не станет делать. Потому что силовой разгон уличных протестов полностью отвечает интересам украинской оппозиции. Кроме того, США, ЕС и другие западные демократии сразу же осудили силовую «зачистку» «Евромайдана» 30 ноября, а теперь в ежедневном режиме продолжают предупреждать Виктора Януковича и его окружение о недопустимости применения силы против демонстрантов. Не говоря уже о том, что успех «силового метода» далеко не гарантирован. Одно дело – разогнать тысячу человек на Майдане Независимости (да и то отряд «Беркута» спустили на митингующих под покровом ночи). Совсем другая задача – когда улицы столицы и ряда крупных городов Украины заполонили десятки тысяч протестующих и тысячи «боевиков». Собственно, нетрудно догадаться, что силы, стоящие за группами провокаторов, наводнившими столицу Украины, провоцируют власть именно на «силовой» сценарий. А старт «боевого варианта» станет для украинской власти началом ее конца. И здесь маленький, но показательный штрих – народный депутат Олег Царев (фракция ПР) пожаловался, что ни одна столичная больница не приняла на лечение бойцов черниговского «Беркута», пострадавших во время столкновений в Киеве.
Вариант №2: выпустить протестный пар. Показательно уволить не «стрелочника» в лице начальника милиции Киева Валерия Коряка (впрочем, министр внутренних дел Виталий Захарченко даже его не стал увольнять, а только временно отстранил от должности), а, как минимум, главу МВД и замминистра, в чьем подчинении находятся спецподразделения «Беркут». Затем пойти на демонстративные уступки оппозиции и протестующим, согласившись на переформатирование Кабинета Министров с участием представителей оппозиционных партий «Батькивщина», «УДАР» и «Свобода». И, возможно, даже согласиться на отставку премьера Николая Азарова и его замену на фигуру, компромиссную для правящей администрации, парламентской оппозиции и протестующих.
Но голосование в Верховной Раде за отставку кабинета Азарова показало, что к такому повороту событий власть оказалась не готова. Однако подобные уступки правящая администрация воспринимает как проявление слабости, чего нынешняя власть до ужаса страшится.
Справедливости ради, надо признать, что неподготовленной оказалась и парламентская оппозиция: она добилась проведения голосования по проекту № 3692 «Об ответственности Кабинета Министров», но сама в его успех не верила - по причине банальной нехватки голосов. Но самый главный маркер – это отсутствие оппозиционных кандидатур в состав обновленного Кабинета Министров. Если бы Яценюк, Тягныбок, Кличко & Co верили в отставку Азарова, они бы уже согласовали и кандидатуру компромиссного премьера и новый состав правительства.
Вариант №3: урегулирование при участии внешних посредников. Зарубежные политики, начиная с еврокомиссара Штефана Фюле, еще 2 декабря призвали стороны к немедленному диалогу, подчеркнув, что различия во взглядах нужно разрешать мирным путем. Четвертого числа аналогичную инициативу озвучил и лидер движения «Третья украинская республика» Юрий Луценко. Один из полевых командиров Майдана заявил, что в ситуации политического «клинча» Украине необходима посредническая миссия со стороны ЕС. И пусть власть и оппозиция до такого варианта еще не созрели, но вопрос времени, чтобы подобные заявления прозвучали от Арсения Яценюка и других оппозиционеров (а также «умеренного» крыла Партии регионов).
Тем более, что привлечение иностранных медиаторов как способ разрешения политического кризиса уже доказал свою эффективность во время «оранжевых» событий осени-зимы 2004-2005 года. Тогда, в разгар противостояния между протестующими на Майдане, оппозицией в лице Виктора Ющенко, Юлии Тимошенко, Александра Мороза и правящей администраций во главе с президентом Леонидом Кучмой и премьером Виктором Януковичем в Киев прибыла целая миссия иностранных посредников. Ее политическим лицом стал глава Европейского оборонного агентства Хавьер Солана, а в состав вошли такие политики как экс-президент Польши Александр Квасьневский, президент Литвы Валдас Адамкус, спикер Госдумы России Борис Грызлов и генсек ОБСЕ Ян Кубиш. Каким бы ни был тогда накал страстей, но кандидаты в президенты Виктор Ющенко и Виктор Янукович согласились на такой вариант разрешения ситуации, что, собственно, и привело к мирному окончанию уличных протестов на Майдане в Киеве и других городах Украины.
И как раз вариант переговоров с участием международных посредников на сегодняшний день выглядит наиболее вероятным способом выхода из политического кризиса. Во-первых, зарубежные политики, в идеале представляющие США, ЕС и Россию, выступят в роли медиаторов, способных усадить за стол переговоров власть и оппозицию. Тем более, что ни «силовой», ни «компромиссный» варианты в чистом виде не выводят из нынешнего политического тупика, а только его усугубляют. Во-вторых, иностранные переговорщики – это гарантия выполнения договоренностей между представителями правящей администрации, оппозиционных партий и протестующих. Ведь кредитная история отношений между украинской властью и оппозицией демонстрирует, что ни одна из сторон не доверяет другой. Не говоря уже о нехватке готовности к компромиссу и кругозора для того, чтобы свести политическое противостояние к ненасильственному выходу из кризиса.
Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.