Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

17.12.2013 | Олег Громов

Коллективная проблема

В Москве состоялся международный семинар «Как должно строиться сотрудничество между РФ и НАТО по Афганистану в 2014 году и после?», который провели ПИР-Центр и информбюро НАТО при участии представителей МИД России из второго департамента Азии. Позиции сторон выявили удивительный факт – несмотря на военную помощь России, которую она оказывает НАТО в афганской проблеме, оба игрока имеют не только разные представления о будущем этой страны, но и разные оценки нынешней ситуации, сложившейся непосредственно перед выводом коалиционных войск из страны в начале 2014 года.

Так, представители российского МИДа пытались убедить американскую сторону в том, что сотрудничество по Афганистану должно быть активизировано из-за роста влияния талибов и дестабилизации остановке в стране в целом. Поэтому необходимо задействовать региональные рычаги поддержания мира в регионе, которые использует Москва, к примеру, Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Однако такой «пессимистичный» подход не нашел поддержки у представительства НАТО в Москве, которые считают политическую и экономическую ситуацию «не такой мрачной», позиции талибов – ограниченными, а их влияние на происходящее в Афганистане – «не очень значительным».

Со стороны, учитывая растущее количество сообщений о насилии в этой центральноазиатской стране, кажется, что НАТОвцы стараются сохранить хорошую мину при плохой игре. Войска Альянса уже практически рассаживаются по самолетам, а вместе с тем, до сих пор не заключено соглашение с администрацией Хамида Карзая о статусе американских военных и дипломатов, которые должны остаться в стране для поддержания мира и обучения афганской армии и сил правопорядка. Однако Запад выдвинул такие условия афганскому президенту (полная дипнеприкосновенность для более чем 50-тысячного корпуса американских военных и гражданских сил), которые не позволяют достичь компромисса в ближайшей перспективе.

В итоге получается, что США оставляют Афганистан фактически в том же положении, что и Советский Союз перед крушением режима Наджибуллы, который недолго продержался после вывода иностранных военных. Поэтому Москва всерьез опасается резкого роста террористической деятельности талибов и дестабилизации Афганистана. В результате на карте мира появится еще одно «несостоявшееся государство» - «гнездо терроризма». Это угрожает российскому «подбрюшью», а именно Таджикистану, Киргизии и Узбекистану усилением радикальных исламских организаций. России такая дестабилизация не нужна, поэтому она хочет найти с Вашингтоном компромиссные формы контроля над ситуацией в Афганистане.

Но, судя по американской реакции на российскую озабоченность, эти усилия пропадут втуне. От Афганистана отмахнулись, как от назойливой мухи, выкачавшей из Соединенных Штатов несколько триллионов долларов и не принесшей ровным счетом ничего, кроме расползания террористов в Пакистан, усиления наркотрафика, цинковых гробов солдат НАТО и десятков тысяч жертв среди мирного населения.Вместе с тем, Россия пока также не имеет действенных рычагов воздействия на обстановку в Афганистане. Так, проблема для ОДКБ заключается в том, что эта структура не предназначена для масштабных или затяжных локальных боевых операций. До сей поры функционал Организации ограничивался лишь силами быстрого реагирования, а также борьбой с наркотрафиком. Кроме того, сама ОДКБ признает, что не сможет подменить НАТО в ее миссии в Афганистане, когда международный контингент уйдет из этой страны. Значительным сдерживающим фактором является память об окончившейся неудачей десятилетней операции Советского Союза в Афганистане, которая принесла более 14 тысяч жертв убитыми и еще несколько десятков тысяч ранеными.

Кроме того, ни Россия, ни какая-либо другая страна не готовы в одиночку взять на себя расходы по поддержанию мира в этой нестабильной стране. Даже сами американцы отказываются платить президенту Хамиду Карзаю за продолжение сотрудничества, поскольку тот не готов создать им требуемые условия для пребывания американских войск на афганской территории. Альянс еще в середине 2000-х готов высказывал мысли о возможности передачи афганских забот другим механизмам – либо ограниченному контингенту своих вооруженных сил, либо Шанхайской организации сотрудничества.

Тем не менее, и Китай, и Россия заинтересованы в стабильном и прогнозируемом Афганистане, который не является для них ни террористической, ни наркотической угрозой. И во имя достижения этой цели Москва и Пекин готовы заплатить при условии сотрудничества с другими глобальными игроками. Однако пока НАТО в вопросе сотрудничества с ШОС, точнее – его военной компоненты, представленной в основном соединениями вооруженных сил России и Китая – не сделал ни единого шага навстречу своим потенциальным партнерам, решив, что лучше решать проблему Афганистана практически в одиночку. Такой подход, по мысли отдельных вашингтонских аналитиков, может гарантировать американцам сохранение эксклюзивного контроля над ситуацией в стране и после вывода оттуда основной группы войск. Однако стабильный и единый Афганистан сейчас – это, скорее, мечта, чем реальность: центральное правительство контролирует лишь малую часть территории страны, фактически поделенной между полевым командирами. «Талибан» при поддержке пакистанских племен и отчасти – военных и спецслужб этой страны сохраняет сильное влияние в Афганистане. Следовательно, диалога не вышло. В итоге все стороны получат ворох нерешенных проблем и «дорожные карты», которые придется чертить «на коленке».

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net