Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.12.2013 | Эмиль Дабагян
США - Куба: в ожидании сдвигов
Произошедшие на похоронах Нельсона Манделы рукопожатие Барака Обамы и Рауля Кастро, стало сенсацией, с пометкой «молния» распространенной мировыми СМИ, породило очередной всплеск надежд на нормализацию отношений, разорванных свыше полувека назад. Создается ощущение, что жест нынешнего хозяина вашингтонского Бело-го дома был отнюдь не случайным. Он логически вытекал из заявления, сделанного в Майами в ноябре 2013 года о том, что пришло время пересмотреть политику в отношении Кубы, поставив под сомнение ее эффективность.
Напомним, что вслед за свержением в январе 1959 года диктатуры Фульхенсио Ба-тисты отношения между двумя странами начали стремительно ухудшаться. Когда в 1960 году кубинцы национализировали предприятия, принадлежавшие американскому капита-лу, Соединенные Штаты ввели санкции: отказ от традиционных закупок сахара, поставок нефти и продовольствия. В начале 1961 года установили экономическую блокаду, нанес-шую непоправимый ущерб, нарушившую наработанные связи. В апреле 1961 году с по-мощью наемников была предпринята военная авантюра, с треском провалившаяся. Все эти меры не только не ослабили режим, а, напротив, способствовали его консолидации. Не сработали и планы установления так называемого «санитарного кордона» вокруг острова.
С тех пор руководители двух государств, а именно Билл Клинтон и Фидель Кастро общались единственный раз на стыке веков, в сентябре 2000 года на сессии Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке. По мнению экспертов, у США была возможность сделать шаг навстречу Кубе в 2008 году, когда стало известно, что вождь революции из-за тяже-лой болезни решил передать властные полномочия своему младшему брату. Это известие застало тогдашнего президента Дж. Буша в поездке по Африканскому континенту. Выступая по горячим следам в столице Руанды, он выразил надежду на воз-можные в обозримой перспективе демократические перемены на Кубе. Он сказал бук-вально следующее: «Полагаю, что уход Фиделя Кастро даст старт переменам. Эти пере-мены должны привести к свободным и справедливым выборам, но не к тем, что затевают братья Кастро, пытающиеся показать, что это демократические выборы. Соединенные Штаты помогут кубинскому народу воплотить свои мечты».
Глава государства мог, воспользовавшись внешне благоприятной конъюнктурой, сделать красивый жест, объявить о готовности положить конец экономической блокаде. Но не сделал этого, поставив в качестве непременного предварительного условия шаги по демократизации, прежде всего, проведение свободных выборов. Неслучайно влиятельная «Нью-Йорк Таймс» в комментарии 20 февраля раскритиковала эту позицию.
И вот теперь, по занавес 2013 года состоялся мимолетный контакт в ЮАР на цере-монии прощания с выдающимся политическим деятелем планетарного масштаба. Амери-канские консерваторы, опирающиеся на многочисленную и сплоченную кубинскую диас-пору, мгновенно отреагировали на это неординарное событие. Их концентрированную точку зрения выразил сенатор Джон Маккейн. Он заявил, что не понимает, «зачем нужно пожимать руку человеку, который держит американских граждан в тюрьме», сравнив по-ступок Обамы с рукопожатием английского премьера Невилла Чемберлена с Адольфом Гитлером в 1938 году.
В свою очередь Рауль Кастро по возвращении в Гавану ясно заявил, что Куба яв-ляется сторонницей налаживания цивилизованных отношений двух стран, без вмешательства во внутренние дела. Выступая на заседании Национальной ассамблеи народной власти, он сказал: «Мы не требуем от США изменения их политической и социальной системы. И не можем согласиться на обсуждение изменений нашей системы».
На самой Кубе в последнее время проводятся ряд важных экономических и даже политических реформ, например, ограничение двумя сроками пребывание на выборном посту (о чем автору доводилось писать несколько раз). Но делает она это не под нажимом извне, а в связи с назревшими внутренними потребностями. Многие зарубежные экс-перты называют эти реформы косметическими. На это Р. Кастро, восхищающийся пере-менами во Вьетнаме, неизменно отвечает: «Никто не вправе укорять нас за медленные темпы перемен». Если же затрагивать тему нарушения прав человека, то это может стать поводом для публичной, порой жесткой критики, как это принято в цивилизованном мире, а не предварительным условием для налаживания отношений.
Резюмируя, подчеркнем, что Барак Обама сделал маленький, но важный шаг на-встречу Кубе, который может иметь далеко идущие последствия. В обозримой перспекти-ве покончит с реликтом «холодной войны», приведет к нормализации двусторонних от-ношений. Это будет сделать нелегко нынешней администрации, принимая во внимание отчаянное сопротивление ретроградов, имеющих значительные позиции в органах власти и в обществе.
Но следует учитывать, что в американском истеблишменте имеются влиятельные группы, ратующие за восстановление в полном объеме отношений, в том числе и из чисто прагматических соображений - отвоевать ниши, занятые европейскими компаниями. Многие бизнесмены, конгрессмены из обеих партий регулярно наведывались на Кубу. Приезжал туда в свое время и Джимми Картер, которого тепло принимал лично Ф. Кастро. С определенного момента в Конгрессе все отчетливее звучат голоса в пользу перемен. Группа законодателей, включающая и демократов, и республиканцев выступила за отмену торгового эмбарго, призвала к диалогу с кубинским правительством. Об этом прямо говорилось во время их поездки на остров в декабре 2006 года. С тех пор число приверженцев подобной точки зрения заметно увеличилось. Это внушает изрядную долю оптимизма.
24 февраля, в день, когда Р. Кастро де-юре занял высшие должности, молодежная газета «Juventud Rebelde» используя образное выражение, отмечала, что «стол накрыт для всех, кто хочет вести диалог на равных», намекая на США. Выступая на сессии парламен-та, глава государства подчеркнул, что «революция открыта для дискуссий, но она никогда не прогибалась под давлением ни больших, ни малых стран». Буквально на днях Р. Кастро заявил, мы готовы ждать еще 50 лет, если понадобится, подразумевая продолжающуюся блокаду. Но, похоже, кардинальные перемены не за горами. Это стало бы серьезным вкладом в разрядку международной напряженности.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.