Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.01.2014 | Николай Пахомов
Бессильные миротворцы
Начало нового года было отмечено всплеском насилия в Африке. Столкновения в Центральной Африканской Республике между мусульманскими и христианскими боевиками и начало настоящей гражданской войны в Южном Судане заставляют по-новому взглянуть не только на будущее африканского континента, но и на перспективы международного миротворчества.
Конечно, давно минули времена, когда сразу после завершения холодной войны ученные, общественные деятели и политики фонтанировали энтузиазмом по поводу грядущего и неизбежного всеобщего примирения, должного послужить основой для безоблачного будущего человечества. Однако значительная степень оптимизма в политических и экспертных кругах сохраняется и по сей день. Многим всё ещё кажется, что, если всеобщий вечный мир фантастичен, то заметных изменений к лучшему мировое сообщество добиться всё-таки способно.
Хотя даже романтикам от международных отношений всё более очевидно, что рассчитывать на триумфальное шествие по планете западных демократических и гуманистических идеалов не приходится, однако, с другой стороны, почему бы не надеяться на примирение хотя бы в некоторых «горячих точках» Африки? Всё-таки во многие из этих конфликтов не вовлечены серьёзные внешние интересы, а чисто военные задачи для внешнего принуждения к миру не кажутся нерешаемыми.
В реальности же примирение даётся очень тяжело. В этом всё больше убеждают свежие новости из Африки. Отсутствие интереса к конфликтам у ведущих мировых держав является, скорее, негативным фактором – если интереса нет, то обеспечением мира никто и не будет заниматься. Конечно, основные страны могут посылать деньги через ООН на миротворческие операции, осуществляемые государствами рангом поменьше, прежде всего, африканскими. Однако разворовывание полученных денег никто не отменял, а прибывающим на место конфликта миротворцам, чья боеспособность зачастую ниже, чем у сторон конфликтов, хочется вернуться домой живыми и здоровыми.
За что будут умирать в Южном Судане солдаты из Индии или, тем более, Гватемалы? Поддержат ли сограждане политиков, отправивших этих солдат на смерть, на следующих выборах? Последний вопрос особенно важен. Предположим, что миротворчеством в Южном Судане серьёзно займётся могучая американская армия. Однако что будет, если во время операции американцы понесут потери? Такой вариант развития событий нельзя исключать – столкновения в Южном Судане особенно ожесточённые, в конце концов, никто не забыл гибель американских солдат в Сомали. Если сегодня республиканские политики и СМИ поднимают шум по поводу того, что Обама пожал руку Раулю Кастро, то можно представить, какой скандал разразиться в случае серьёзных трудностей такой миротворческой операции. При этом партийная принадлежность хозяина Белого дома не важна, скандал неизбежен в любом случае, такова природа американской политической системы. Ставшая в последнее время более активной в Африке Франция находится на пределе своих возможностей, даже несмотря на то, что действует она в регионе своих традиционных интересов, к которому, кстати сказать, Южный Судан точно не относится. Причины у этих трудностей в том числе и политические – и без того мало популярный президент Олланд понимает внутриполитические издержки зарубежных военных приключений.
Ещё совсем недавно больше сторонников было у идеи, согласно которой стоит международному сообществу лишь обеспечить более справедливые условия для экономического развития Африки, как жизнь начнёт налаживаться сама собой, а африканцы к всеобщей радости забудут о насилии. Этого также не произошло – политика и экономика продолжают оставаться разделенными. Даже там, где существует деловой интерес внешних сил, появляются обильные внешние средства, проблемы не решаются. (Наиболее убедительный пример последнего варианта развития событий в последние годы – Ангола.) И уж тем более очевидно, что эти экономические интересы имеют мало общего с идейным миротворчеством.
В последнем можно убедиться на примере суданских сюжетов. Пока не существовало южносуданского государства, а центральные суданские власти вели безжалостную борьбу с южными племенами, сегодня воюющими друг с другом, многие ведущие западные энергетические компании были вынуждены прекратить работу в стране под давлением общественного мнения, озабоченного насилием, – социальная ответственность дело серьёзное. Как только они свою работу прекратили, их место быстро заняли китайские и другие азиатские компании, которые не забыли о том, что залогом успешного ведения бизнеса является стремление к получению прибыли.
Подводя итоги анализа нынешних африканских реалий, зададимся вопросом, что же может помочь в решении проблем континента? Первой на ум приходит идея оставить африканцев разбираться со своими бедами самостоятельно, не забывая обеспечивать надёжную изоляцию континента в качестве защиты от массовой эмиграции из Африки. Однако эта идея не является такой простой для реализации и по целому ряду причин не кажется самой эффективной. Если говорить о том, что может сработать, то следует заметить, что рост глобального спроса на энергоносители с каждым годом делает африканские ресурсы всё более привлекательными для основных потребителей энергии. Возможно, в росте этого интереса следует искать решение.
Интересам этих потребителей отвечает не борьба за ресурсы Африки, как это было в девятнадцатом веке, а сотрудничество в замирении местных войн. При глобальной взаимозависимости мировых энергетических рынков сегодня, любые силовые решения будут вызывать проблемы на этих рынках, а это не нужно никому. Следовательно, рост спроса на энергоресурсы может вынудить ведущие мировые державы всерьёз заняться наведением порядка в Африке всеми необходимыми средствами. Конечно, такое наведение порядка едва ли будет соответствовать рецептам либералов-международников, однако может в конечном итоге привести к сокращению насилия в Африке.
Все остальные попытки в обозримом будущем едва ли приведут к успеху – низкая эффективность международного миротворчества в Африке сегодня очевидна. Хотя международные миротворческие силы в разных странах континента насчитывают рекордное число солдат, а счёт денег для их финансирования уже давно идёт на миллиарды долларов, пока конца конфликтам не видно.
Николай Пахомов – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.