Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

09.01.2014 | Алексей Симоянов

Короли бензоколонок

Модель рентнойэкономики известна человечеству со времен Испанской империи XVI-XVII веков и сегодня широкораспространена в мире. Природная рента, будь то нефть, газ, алмазы, драгоценныйили цветной металл, способна дать стране постоянный источник доходов безприложения существенных инновационных и инвестиционных усилий. Подобные сектораэкономики иногда называют «заведомо рентабельными отраслями», в том смысле, чтопри мало-мальски разумном хозяйствовании, доходы от них всегда будутмногократно превышать издержки. На самом деле, история человечества показывает,что любая рента, это, прежде всего, экономическая возможность, которая взависимости от своего использования может принести экономике и обществу какпользу, так и вред.

Пример той же «золотой»Испанской империи, в которой наплыв серебра и золота с Нового света породил«революцию цен» и кризис экономики, показал противоречивую и немыслимую напервый взгляд ситуацию – богатство порождает бедность.

То же самое современныймир переживает после нефтяного бума нашего времени. Далеко не каждая страна,волей судьбы, оказавшаяся обладательницей несметных углеводородных богатств,смогла грамотно этим природным даром распорядиться. Экономисты говорят о«нефтяном проклятье», когда для населения нефтедобывающих стран развитиетопливной отрасли становится бичом, несущим больше социальных издержек ипротиворечий, чем выгоды.

Россия полностьюподпадает под диагноз страны, больной тем самым «нефтяным проклятием». Однако издесь есть своя специфика. В большинстве нефтедобывающих стран при всехпорождаемых проблемах, розничная цена горючего на внутреннем рынке за счетгосударственного регулирования держится на низком уровне, что служитсвоеобразной компенсацией населению. Государство легитимирует себя черезпростую формулу: нефть формально, декларативно принадлежит народу и на деле любойбедняк сможет залить в свою старую колымагу топлива по цене, дешевлеминеральной воды. В России аналогичный уровень вмешательства государства вэкономику, особенно нефтяную отрасль, сочетается с завышенной ценой бензина идизельного топлива[1].

Табл. 1. Розничные цены на бензин в разныхстранах, долл. США (расчеты Академии международной биржевой торговли Masterforex-V за 2010 год)

Страна

Цена 1 литра АИ-95, $

Россия (Москва)

0,74

Венесуэла (Каракас)

0,016

Туркмения (Ашхабад)

0,023

Иран (Тегеран)

0,08

Азербайджан (Баку)

0,48

Казахстан (Астана)

0,6

Белоруссия (Минск)

0,95

Китая (Пекин)

0,98

Бразилия (Сан-Паулу)

1,46

Япония (Токио)

1,42

Германия (Берлин)

1,8

США (Нью-Йорк)

0,75

Великобритания (Лондон)

1,74

Бензиноваягиперинфляция

Ростом цен на бензин идизтопливо в России никого не удивишь. Не стал исключением и прошедший 2013год. В течение года цены росли средним темпом 25-40 копеек в месяц, отыграврост в 15-20% в зависимости от региона. Быстрее всего бензин дорожал вИркутской области (20,4%), Бурятии (21%), Магаданская область (14%),Новосибирске (12%), Ингушетии (11%). За 15 лет подобное уже стало печальнойтенденцией для страны – чем больше доходов от добычи нефти идут в неведомые«закрома Родины», тем дороже горючее обходится отдельно взятому гражданину.

Табл. 2. Изменение номинальной цены литра бензина и ДТ за период2001-2013 гг. (руб./л)

Цены на бензин и ДТ за последние 12 лет (руб./л)

Марка

бензина

Года

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

АИ76

6,50

7,60

9,00

12,50

14,30

15,80

17,00

17,40

18,00

18,40

25,70

26,56

27,89

АИ92

7,90

9,80

11,30

14,40

16,80

18,70

20,30

20,10

24,30

25,00

27,40

28,06

30

АИ95

9,10

11,00

12,50

15,50

18,00

20,15

21,90

22,80

25,00

25,40

30,00

30,69

33,19

ДТ

5,30

7,15

8,92

13,03

15,41

16,23

17,62

20,83

20,14

23,55

27,79

30,44

33,09

Неприятный сюрприз ждетотечественных автолюбителей и в новом 2014 году, так как грядущий рост ценыбензина фактически озвучен на высшем уровне. Первым о грядущем ценовомповышении на инвестиционном форуме «Сочи-2013» объявил глава МинэнергоАлександр Новак. Прогноз министра оказался скромным - всего 5-6%. Его поправилглава правительственной комиссии по ТЭКу Аркадий Дворкович, подняв планку ростадо 10%. Повторную поправку внес президент компании «Лукойл» Вагит Аликперов,предсказавший дельту ценового роста в диапазоне 10-15%. Позднее свой прогноз напресс-конференции в РИА Новости предоставил президент Российского топливногосоюза Евгений Аркуша, ограничивший грядущее повышение стоимости топлива8%.

Официальные лица и эксперты называютосновной причиной роста стоимости горючего в грядущем году налоговый маневр,задуманный министерством финансов, суть которого сводится к понижениюэкспортной полшины на нефтепродукты с параллельным увеличением НДПИ. НДПИпредложено повысить на 8% в 2014 г., на 5% в 2015 г. и на 6,5% в 2016 г. В свою очередьпошлины должны синхронно снижаться на 2% в год. Напомним, что на сегодняшниймомент экспорт сырой нефти облагается пошлиной по ставке 60%, нефтепродуктов - 66%,бензина - 90% (без учета льготных пошлин).

Кто виноват?

Поиск причин ивиновников роста цены бензина и дизеля в стране занятие крайне популярное вэкспертном сообществе в последние годы. К сожалению, полной картиныпроисходящего обществу до сих пор не представлено. Как бы то ни было, но кругпричин ценового роста очерчивается обычно вокруг нескольких проблем:

• Высокая доля пошлин, акцизов и налогов в цене бензина и ДТ

• Необходимость модернизации нефтедобывающих скважин, трубопроводов и НПЗ

• Рост мировых цен на нефть

• Монополизм на топливном рынке

Безусловно, все ониимеют место быть, однако влияние большинства из данных факторов в значительнойстепени преувеличено. Так, фактом является то, что до 57% стоимости бензина наАЗС приходится на налоги, акцизы, и иные государственные сборы. Вместе с тем,утверждение ряда экспертов о том, что в случае, если налоговое бремя будетубрано, бензин подешевеет в 2 раза, являются дилетантизмом. Так, по мнениюаналитиков топливного рынка, уже сегодня уровень «накрутки» нефтяных компаний полинии добыча-переработка-продажа составляет порядка 30% конечной стоимости[2]. Причем сростом налогового бремени эта маржа не уменьшается – нефтяные компании успешнодержат свою прибыль на высоком балансе, обыгрывая государственную фискальнуюполитику наперед. Вместо ожидаемого «ужимания» своей прибыли, топливные магнатыпросто глубже забираются в карман автолюбителям. Даже если рецепт ряда экономистовбудет реализован и государство сократит налоговый пресс, нефтяники радостноскажут «спасибо» и оставят цены на прежнем уровне: их расходы станут меньше,доход таким же, конечная прибыль больше. Никакого механизма единовременногоснижения цен с ослаблением фискальной нагрузки в рыночной экономике нет.

То же самое касаетсядругого известного тезиса о зависимости бензинового рынка от мировой цены нанефть. Подобное приходилось часто слышать в середине 2000-ых при критикеценовой политики правительства – бензин и ДТ росли в цене, и это оправдывалосьего мировым подорожанием. Однако странным образом, когда в 2008-2009 гг.мировая экономика оказалась в кризисе и цена нефти упала с 143 до 37 $ забаррель, цена горючего на АЗС не упала ни на копейку, а нефтяной бизнес нашелоправдание в необходимости компенсировать падения прибыли от внешней торговли иинфляционного эффекта. По сути, бензин в России остается абсолютно неэластичнымтоваром, цена на который мало зависит от внешней конъектуры.

Кроме того,собственники нефтескважин и нефтеперегонных заводов любят напирать на аргументоб изношенности оборудования и основных фондов своих предприятий. При этом с ихже слов, масла в огонь подливает государство, запрещающее экологически вредныемарки бензина Евро-2 (ранее 40% производства) и облагающее дополнительнымналогом Евро-3. Все это требует модернизации НПЗ, большая часть которых была построенаещё в 50-70-ые гг. прошлого века. Проблема есть, это бесспорно. Однако странното, что под этим поводом цены на бензин повышаются уже два десятилетия, приэтом нефтяные магнаты, владеющие НПЗ с середины 90-ых, годами экономили намодернизации основного капитала, а качество переработки нефти в России (средняяглубина переработки 0.72 д.ед.) абсолютно уступает Европе (0.85 д.ед.) и США(0.96 д.ед.)[3].

Экспансиямонополий

Фактор, в негативномвлиянии которого на ценовой рост сходятся все эксперты, является крайне высокийуровень монополизма отечественной топливно-нефтяной отрасли.[4] Отечественныйнефтяной бизнес, прежде всего, продукт серии слияний и поглощений в 2000-ыхгодах после приватизации 90-ых, которые превратили рынок в картельнуюолигополию вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), установившихконтроль над всей цепочкой топливной торговли от добычи до продажи. В начале 2000-ыхдоля малого бизнеса в переработке горючего составляла всего 10% и за 13 летсократилась до 3%. 15 крупнейших ВИНКов к 2013 году превратились в 6. Кнастоящему моменту на них приходится 95,3% бензинового рынка. 26,2% - ОАО «НК«Роснефть» (контролирующий Комсомольский, Туапсинский, Новокуйбышевский,Куйбышевский, Сызранский, Ачинский, Рязанский, Саратовский НПЗ и Ангарскуюнефтехимическую компанию), 25,5% - ОАО «Газпром нефть» (собственник Московскогои Омского нефтеперерабатывающих заводов), 18,3% - ОАО «Лукойл» (владеющийНижегородским, Пермским и Волгоградским НПЗ), 12,5% - ОАОАНК «Башнефть» (ОАО «Уфанефтехим», Уфимский и Ново-Уфимский НПЗ), 6,3% - ОАО«Сургутнефтегаз» (НПЗ «Киришинефтеоргсинтез» и ОАО «НГК «Славнефть»), 6,5% - Ярославскийнефтеперегонный комбинат (находящийся под паритетным контролем «Газпромнефти» и«Роснефти»).[5]

Данная олигополияконтролируют 90% добычи нефти, 98% нефтепереработки (22 крупных НПЗ по всейстране – 220 млн. тонн нефтепродуктов в год) и свыше 2/3 рынка розничнойторговли бензином и ДТ. Особо критичная ситуация в нефтепереработке, где трикомпании – «Роснефть», «Газпром» и «Лукойл» вскладчину держат 60%нефтеперегонки. Даже в ситуации с розничной продажей, где имеются остаткиконкуренции, рынок монополизируется – в половине регионов свыше половины АЗСприходится на 2-3 компании.

Причем ситуациявыглядит особо угрожающей именно в динамике. И без того не отличающийсяконкуренцией топливный рынок в последние годы скатывается к полной монополии науровне американской «StandardOil»начала прошлого века. На рынке искусственно держится ситуация «бутылочногогорлышка», когда собственники НПЗ, имея региональную монополию, диктуют ценынезависимым нефтедобытчикам (классическая монопсония) и владельцам АЗС(классическая монополия).

Так, ключевую роль вросте цен в столичном регионе в прошедшем году сыграло малоизвестное решениеМосковского НПЗ (собственник «Газпром нефти»), поднять оптовые цены на бензинАИ-95 на 20,3% с 31 тыс. до 37,3 тыс. рублей за тонну. Подобная практика служитцели еще большей монополизации топливного бизнеса через вытеснение мелкихрозничных игроков. [6]

В этом плане весьмапоучителен кейс Алтайского топливного дефицита 2011 года, когда две ВИНК –Роснефть и Газпром прямо ограничили оптовую торговлю с независимыми АЗС и сталипроводить продажу бензина только через свои сетевые заправки. Следствием сталомассовое банкротство и вытеснение с рынка мелкого бизнеса. Реакция государствав лице правительства и ФАС оказалась запоздалой и неэффективной – замораживаниецен стало дополнительным демпингом для мелкой розницы, а ВИНКи простопереложили прибыль на оптовую торговлю и нефтепереработку. В результате рынокпопал под «ножницы цен» - розничная цена осталась прежней, оптовая повысилась,выдержать такое могли только ВИНКи.

Подобные схемырегулярно апробируются в регионах – банкротство малого бизнеса идет рука обруку с усилением монополий, следствием чего становится новый необоснованныйрост цен для потребителей.

***

Монополия одной силывсегда порождает высокие общественные издержки, будь это политика илиэкономика. Рост цены бензина вследствие монополии на топливном рынке бьет нетолько по 40 миллионной армии автолюбителей, это ещё удар по не сырьевомумелкому/среднему бизнесу, теряющему прибыль за счет роста транспортныхиздержек. Кроме того, это рост инфляции. Бесконтрольность и неограниченностьмонополий становится стопором для экономического роста и развития страны, вкоторой ключевой отраслью является топливно-нефтяной комплекс. Для России«нефтяное проклятье» и монополизм пока идут рука об руку.

Симоянов Алексей – независимый политолог

[1]http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/entry1008059361.html

[2]http://www.vz.ru/economy/2013/11/8/658749.html

[3]http://burneft.ru/archive/issues/2011-05/2

[4] Подробнее о монополизме внефтяном секторе России см. http://rabkor.ru/analysis/2012/10/11/my_precious

[5] http://www.memoid.ru/node/Dinamika_cen_na_benzin_v_sovremennoj_Rossii

[6] http://auto.mail.ru/article.html?id=42883

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net