Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Главное

01.02.2005 | Татьяна Становая

ДАРЬКИН ВТОРОГО СРОКА

Вчера президент России, наконец, внес кандидатуру Сергея Дарькина на пост губернатора Приморского края. 4 февраля законодательное собрание региона планирует рассмотреть ее - скорее всего, Дарькин будет утвержден, ведь у его потенциальных оппонентов почти не было времени подготовиться к борьбе за пост губернатора. Сергей Дарькин сумел переиграть даже Кремль, фактически навязав ему свою кандидатуру… Напомним, что с 1 января вступают в силу поправки к закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ", предусматривающие изменение порядка формирования исполнительной власти в российских регионах. Теперь главы администраций субъектов РФ будут "наделяться полномочиями" законодательным собранием региона, а кандидатура на утверждение будет вноситься президентом.

Однако этот порядок не действует в отношении тех губернаторов, которые были избраны, либо чьи выборы были назначены до вступления поправок в силу, то есть до 1 января 2005 г. Те губернаторы, которые не подпадают под действие нового закона, получают право поставить перед президентом вопрос о доверии. После этого президент либо принимает решение о доверии и вносит кандидатуру на утверждение законодательного собрания, либо отказывает в доверии и начинается процесс подбора альтернативных фигур для представления президенту (в соответствии с указом президента это делают полномочные представители президента в федеральных округах). Ходят устойчивые слухи, что до конца этого года все губернаторы, не подпадающие под действие новых поправок, должны будут пройти "процедуру доверия" - Кремль хочет ускорить переход на новую систему формирования исполнительной власти в регионах, и вопрос о доверии рассматривается как механизм смены (либо переутверждения) прежних губернаторов.

Однако вступление поправок в силу поставило перед Кремлем сразу несколько проблем, к которым он, возможно, оказался не готовым. Во-первых, отсутствует кадровый резерв потенциальных губернаторов, в то время как уже сейчас по нескольким регионам должно приниматься решение о выборе кандидатур. Во-вторых, не налажен сам механизм их подбора. Так, в соответствии с указом президента этот механизм представляет собой цепочку: полпред представляет кандидатуры главе администрации, тот - президенту. Однако в действительности в данном процессе будет играть ведущую роль и другие близкие к президенту фигуры, как наделенные полномочиями (например, Игорь Сечин или Владислав Сурков), так и не наделенные. Полпреды в этом случае оказываются "зажатыми" между молотом и наковальней: "сверху" им спускают кремлевские кандидатуры, "снизу" они сталкиваются с амбициозными региональными лидерами и бизнес-элитами, которые не всегда имеют возможности "пролоббировать себя" через Кремль. Такая "путаница" становится причиной затягивания сроков внесения кандидатур.

В-третьих, Кремль не до конца просчитал все стороны использования вопроса о доверии губернаторам. Этот процесс рассматривался Кремлем как инструмент для смены губернаторов, не подпадающих под действие нового закона. Однако уже первый случай постановки вопроса о доверии показал, что его могут использовать и сами губернаторы. В середине января губернатор Приморского края Сергей Дарькин провел встречу с президентом, на которой поставил перед ним вопрос о доверии. В условиях неподготовленности к столь быстрому развитию событий, отсутствия кадрового резерва вопрос о доверии оказался для Кремля полной неожиданностью. Президент должен был принять решение в течение недели, однако все затянулось на более длительное время. В итоге у Кремля все равно не оказалось времени для того, чтобы принять адекватное его интересам решение по данному региону.

Приморский край во многих отношениях уникален, это связано с проблемами его управляемости (географическая отдаленность от федерального центра и влияние конкурирующих политических центров (Япония)), обеспечения необходимых условий для жизнедеятельности (например, постоянные риски, связанные со срывом отопительного сезона). Приморье - стратегически важный регион, поэтому для Москвы было важно самостоятельно решить там "кадровую проблему". Однако, поставив вопрос о доверии, Сергей Дарькин сыграл на опережение, и у Кремля просто не оказалось возможности ему в таковом доверии отказать: сейчас самый разгар отопительного сезона, и политические встряски могли сыграть в этом контексте не самую положительную роль. Не было времени и для поиска альтернативной кандидатуры: ведь она должна быть политически дееспособной в самом регионе, пользоваться поддержкой элит (по крайней мере, не отторгаться ими), иметь ресурсы для прохождения через законодательное собрание. Тот факт, что российский президент заметно дольше положенного срока принимал решение о доверии, говорит о том, что выбор в пользу Дарькина был не столь однозначным. Но даже несмотря на это, опережающий шаг приморского губернатора не оставлял сомнений в положительном ответе президента.

Теперь окончательное слово скажет законодательное собрание. Интересно, что голосование будет проходить тайно, и значит, теоретически возможны сюрпризы. Конечно, вероятность того, что Сергей Дарькин будет утвержден, весьма высока, но при тайном голосовании появляется вероятность и противоположного исхода. Постановка вопроса о доверии не обязательно предусматривает именно президентский отказ в доверии: если Кремль хочет избавиться от неугодного губернатора, то он может поручить эту миссию региональному парламенту.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net