Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
15.01.2014 | Олег Громов
Операция «Чистое поле» по-египетски
Запрещенное в Египте исламистское движение «Братья-мусульмане» попыталось сорвать проведение 14-15 января всенародного референдума по новой Конституции, разработанной с подачи правящих в стране военных. Но это привело лишь к нескольким стычкам с полицией и военнослужащими, что демонстрирует серьезное ослабление исламистов после июльского переворота - военные пришли всерьез и надолго.
Референдум жизненно необходим египетским Вооруженным силам, которые фактически контролируют правительство. Военные пытаются легализовать сами себя через принятие нового Основного закона в условиях, когда основная политическая сила страны в недавнем прошлом – «Братья мусульмане» - оказалась выброшена из политического процесса.
Результаты референдума сложно предсказать. Однако очевидно, что они не будут репрезентативны без участия «Братьев-мусульман» в разработке нового Основного закона Египта. Главное исламистское движение, до того как оно было запрещено осенью 2013 года, поддерживали до 40% граждан (в особенности жителей сельской местности и горожане, живущие за чертой бедности). Теперь эти люди потеряли возможность поддержать партию умеренных исламистов. Они вынуждены либо стать политически индифферентными, либо делить свои политические предпочтения между лояльными власти исламистами, допущенными к разработке новой Конституции (к примеру, партия «Ан-Нур»).
Новая Конституция фактически закрепляет существующее привилегированное положение военной хунты в египетской политике. Так, статус министра обороны резко повышается. Теперь президент назначает на эту должность только по согласованию с руководством Вооруженных сил. Кроме того, статус военных в стране повышается. В частности, ужесточается ответственность за нападение на военнослужащих. А самим военным предоставляет больше прав при разгоне несанкционированных собраний и демонстраций. Таким образом, военные сами подбирают себе руководителя и фактически выходят из-под контроля гражданских властей. Это серьезно повысит влиятельность генералитета в политической системе, ограничивая власть президента и премьера. При этом нынешний номинальный глава государства генерал Абдель Фатах ас-Сисси готов баллотироваться кандидатом в президенты страны на выборах, предстоящих в этом году. В случае успеха вся исполнительная власть окажется под контролем Вооруженных сил.
Что касается международной реакции, то Саудовская Аравия горячо поддержала военных в их попытках поставить под контроль египетскую политику, видя в них надежных гарантов от возвращения во власть исламистов, тяготеющих к политическому и экономическому союзу с главным противником Саудовской Аравии в регионе – Ираном. США и ЕС в целом сдержанно реагируют на зачистку политического поля Египта, несмотря на очевидные нарушения демократических норм, в частности гонения на политическую оппозицию в лице «Братьев-мусульман» и законодательное закрепление военной диктатуры. Похоже, Запад, в первое время осудивший жесткие действия военных по подавлению протестов и пригрозившей режиму отменой ежегодной многомиллиардной помощи, решил, решил не давить на режим военных, обеспечивающих стабильность на фоне турбулентности всего региона.
Кроме того, ситуация внутри Египта развивается в весьма выгодном для военных ключе, поскольку «Братья-мусульмане», лишенные лидеров, не стали блокироваться с радикальными террористическими группировками, типа «Аль-Каиды» и ее сирийских, сомалийских и ливийских партнеров, предпочтя уйти в подполье, как это до конца правления свергнутого в 2011 году президента Хосни Мубарака. Существовали серьезные опасения, что новое поколение лидеров «Братьев» заключит союз умеренных египетских исламистов с международными радикалами-террористами. Однако им это не удалось по причине потери «Братьями» дееспособности. Их политические акции, такие как заранее нерезультативная попытка сорвать референдум путем организации нападения на избирательные участки в ряде аграрных провинций и Каире, плохо спланированы и бессистемны.
В отличие от действий правительства, которое предпринимает шаги для закрепления существующих политических порядков. Во-первых, как уже отмечалось, «Братья-мусульмане» «обезглавлены» и исключены из легального политического поля. Во-вторых, их союзники из числа менее значимых исламистских политических сил отказались поддерживать притязания «Братьев» на возвращение во власть. В-третьих, как уже было сказано, новый режим встречает молчаливую поддержку со стороны международного сообщества. В-четвертых, военные смогли привлечь часть либеральной оппозиции к подготовке новой Конституции, что облегчает процесс ее принятия на референдуме. Окончательным шагом в этой многоходовке станут выборы президента и парламента, на которых, по замыслам нынешних руководителей страны, должны победить светские силы. Но если хунта споткнется в шаге от победы, слишком сильно надавив на светские оппозиционные партии и свергнутых исламистов и спровоцировав тем самым новый виток гражданского противостояния в стране, то Египет вновь окажется на пороге политического хаоса и гражданской войны.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.