Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.01.2014 | Марина Войтенко
Российская экономика: диагноз поставлен
Середина января добавила уверенности в справедливости уже прозвучавших в конце прошлого года оценок – российская экономика вошла в стагнацию и в ближайшее время покидать эту зону, похоже, не собирается. Пересмотренные в начале декабря в сторону понижения прогнозы Минэкономразвития по ВВП РФ в 2013 году (до 1,4% с 1,8%), росту промпроизводства (до 0,1%) и вложений в основной капитал (0,2% с 2,5%.) уже кажутся слишком оптимистичными хотя бы по той причине, что их корректировки вверх никто уже не ожидает.Итоги декабря еще не подведены, но 15 января Замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач уже объявил о том, что рост ВВП-2013, вероятно, окажется ниже самого пессимистичного прогноза министерства и составит 1,3%, поскольку «инвестиции будут ниже, чем ожидали, то есть плюса по инвестициям (по году), видимо, не получим».
Напомним, торможение программ капвложений в российской экономике, сопровождающееся падением выпуска инвестиционных товаров, началось с третьего квартала 2012 года. Причем большинство этих производств так и не вышло на предкризисные уровни. Так, по итогам десяти месяцев 2013 года сектор «машин и оборудования» недобирает 25%, электрооборудования – 16%, строительных материалов –8%.
Ситуация в экономике в декабре существенных изменений, судя по всему, не претерпела. Согласно консенсус-прогнозу «Интерфакса», основанному на опросе аналитиков ведущих инвесткомпаний, банков и экспертных центров, снижение промпроизводства в этом месяце должно составить 0,2% (в годовом выражении), инвестиций – 0,4%. Относительно приемлемые темпы роста розничной торговли в пределах 3,0-4,0% пока еще поддерживает потребительский спрос. Однако динамика розничной торговли явно замедляется. По сравнению с итогом 2012 года (6,3%) темпы прироста в ней существенно снизились – МЭР ожидает 3,8%, эксперты – 3,9%.
Не порадовала и инфляция, по году превысившая целевой уровень в 6,0% на 0,5%. За первые две недели января ее темп (0,3%) полностью повторяет прошлогоднюю динамику. Причем основные ее драйверы – стоимость услуг ЖКХ и цены на продовольствие1 – результат не монетарной политики. Минэкономразвития ожидает, что к концу первого месяца года цены могут вырасти на 0,7-0,9%, что эквивалентно примерно 8-10% в годовом выражении. Тем не менее, по итогам-2014 ведомство ориентируется на 4,8%, ЦБ и Минфин – на 5,0%. При сложившейся экономической динамике риски недостижения этого уровня остаются довольно высокими. И вовсе не случайно ЦБ РФ во второй декаде января отказался от проведения так называемых целевых интервенций, чтобы исключить этот канал влияния валютного курса на внутренние цены.
Финансовые компоненты сводного опережающего индекса (СОИ), рассчитываемого Институтом «Центр развития» НИУ ВШЭ, прежде всего, процентные ставки, пока не сигнализируют об особой озабоченности участников рынка. Возможно, это связано с умеренно позитивной динамикой синхронного и запаздывающего индексов (по крайней мере, в сравнении с летом прошлого года). Но вялый внутренний спрос препятствует (и, похоже, продолжение следует) ускорению роста российской экономики. СОИ в декабре-2013 стал еще ближе к нулевой отметке и составил 0,3% (0,9% в ноябре). Таким образом, для вывода о скором завершении стагнации особых оснований нет. Как отмечают аналитики Центра, даже в хорошем сценарии «топтание на месте» может продлиться еще несколько кварталов, прежде чем российская экономика войдет в фазу более активного роста.
Подчеркнем, количественные параметры экономической динамики всегда важны, что называется по определению, поскольку «размер имеет значение». Еще существеннее качественная сторона роста, представления о которой в текущем январе, безусловно, стали и точнее, и определеннее. Немалая заслуга в этом Гайдаровского форума, отметившего свой первый пятилетний юбилей и по сути открывшего новый аналитический год для всех участников и наблюдателей российской экономики. Эту специфику «площадки» удачно определил на одном из пленарных заседаний ректор РАНХ и ГС Владимир Мау – «форум экспертов, становящихся политиками, и политиков, которые любят думать».
Повестка дня предельно понятна. Экономический мир в целом проходит через системный, структурный кризис, по своей глубине сопоставимый с «крутыми разломами» 30-х и 70-х годов XX века. На этом пути должно сложиться новое понимание смысла роста, достаточности его темпов, моделей соответствующего регулирования (не обязательно исключительно государственного), эффективности систем социальной поддержки, защиты и обеспечения и т.п. Естественно, далеко не на все эти и другие вопросы найдены ответы. Тем не менее, плоды размышлений, ставшие по ходу форума уже публичным достоянием, актуальны и примечательны.
Так, по мнению главы МЭР Алексея Улюкаева, РФ впервые оказалась «в противофазе к росту мировой экономики, когда мир будет расти темпами более 3,5%, а мы в лучшем случае 2,5%». Причем траектория эта сохранится не только в 2014-ом и 2015-ом годах, но и в последующий период. Иными словами, переходить к новой модели роста мы будем вместе с глобальной экономикой в целом и в одни и те же сроки. При этом, чтобы не отстать, придется создавать качественные институты, комфортную среду для предпринимательства, последовательно снимая ограничения по предложению (то есть, как минимум не повышая налоговую нагрузку, стимулируя инвестиции, реформируя финансовый сектор и т.п.).
Первый зампред Банка России Ксения Юдаева уверена, что экономика РФ исчерпала возможности восстановительного роста и уже в 2013 году попала в стагфляцию, когда замедление темпов переплетается с высокой динамикой цен. Ситуация из экономической истории широко известная и хорошо знакомая, равно как и способы преодоления путем глубоких и масштабных структурных реформ.
Премьер Дмитрий Медведев в своих оценках, пожалуй, пошел еще дальше. Успехи последних 10-12 лет уже перешли в свою противоположность, когда, совершив рывок вперед, страна сталкивается «с совершенно другими по своей природе и масштабу вызовами».
Достаточно высокий уровень благосостояния уже обозначил ограничения и по цене рабочей силы2 , и по качеству и уровню развития институтов. Экономика попала в «ловушку средних доходов», когда при достижении определенного уровня ВВП происходит «зависание» темпов экономического роста по причине резкого отставания динамики производительности труда от увеличения доходов населения3 .
Для того, чтобы справиться с этим вызовом, убежден Дмитрий Медведев, «необходимо серьезное обновление большинства сложившихся институтов и процедур – и формальных, а зачастую и неформальных, – в рамках которых существуют и работают государство, бизнес, социальные структуры, граждане, все гражданское общество нашей страны». Причем это уже не теоретические рассуждения, а веление времени, то есть, руководство к действию. Премьер-министр, впрочем, оговорился – готовых рецептов нет ни у одного правительства, ни в одной стране. Тем не менее, что самое важное в экономической политике в настоящее время – это обращение к качеству всех составляющих роста, а, следовательно, и всех факторов, формирующих качество жизни граждан.
По логике Дмитрия Медведева, как минимум три направления требуют в сложившихся обстоятельствах самого серьезного внимания. Во-первых, повышение качества труда, то есть, прежде всего, его производительности, и обеспечение профессионального роста (включая гибкость рынка труда и соответствующего законодательства, мобильность рабочей силы, расширение сферы непрерывного образования, стимулирование инвестиций в переподготовку кадров и т.п.). Во-вторых, принципиальное изменение предпринимательской среды на основе реализации «дорожных карт», повышения вклада в развитие делового климата со стороны региональных и местных властей, создания современной инфраструктуры и новых подходов к тарифной политике. В-третьих, развитие конкуренции за счет сокращения избыточного присутствия государства в экономике4 , продуманной антимонопольной политики и поддержки малого и среднего предпринимательства.
Предметное обращение к качественной стороне экономического роста выводит на первый план структурные реформы. Но как раз именно здесь накопилось наибольшее число вопросов, в том числе и к уже принятым решениям. Далеко не случайно на Гайдаровском форуме министры экономики и финансов Алексей Улюкаев и Антон Силуанов вновь вернулись к проблеме пенсионного возраста. Работа над долгосрочной бюджетной стратегией РФ до 2030 года (должна быть представлена в правительство к 30 января) и «перезагрузка» госпрограмм на 2014-2016 годы(дедлайн здесь определен как 1 февраля) показали, что бюджет ПФР остается несбалансированным. Традиционные «мантры» социального блока о том, что небаланс – это, мол, миф и средства для пенсий найдутся всегда, участников форума убедили, скорее, в обратном. Возобновится ли дискуссия и когда, не ясно. Но позиции вновь зафиксированы. А это означает – базовые проблемы пенсионного обеспечения объявленная структурная реформа в этой сфере не решает, и по большому счету, требуются новые подходы.
Такое же дискуссионное брожение внутри правительства можно наблюдать по бюджетному правилу – надо, де, определиться, как оно могло бы выглядеть через некоторое время при дефиците сверх 1% ВВП, и, соответственно, заложить возможный «сценарий смягчения» в долгосрочную стратегию5 . Еще одна новация – предложение МЭР, просочившееся в СМИ, о финансировании инвестпрограмм инфраструктурных монополий преимущественно за счет займов. Понятно, что логическим продолжением такого поворота должны стать долгосрочные тарифы и корректировка принципов их установления. Очевидно, что изменения по итогам обсуждения всех этих идей могут произойти не ранее 2015 года. Тем не менее – это характерная примета поиска все еще недостающих технологий для неизбежных структурных реформ.
Одним может показаться, что оценки, прозвучавшие на Гайдаровском форуме, сгущают краски. Другие, напротив, будут уверены, что в восприятии реальности у власти и близких к ней экономических интеллектуалов слишком много «розового». Экспертная дискуссия-2014, начавшаяся на минувшей неделе, надеемся, расставит точки над i. Однако, уже ясно, чем жестче диагноз, тем радикальнее методы лечения. Разворот в эту сторону, как показала вторая декада января, начинает становиться все более вероятным.
Марина Войтенко – экономический обозреватель
1. Так, только в декабре наиболее заметно подорожали огурцы свежие (10,9%), виноград (8,9%), капуста (6,9%), картофель (5,5%), помидоры (4,5%). На 4,8% выросли цены на живую и охлажденную рыбу, на 2,0% - на мороженую, на 2,5-3,0% - на сыры и брынзу, на 1,7-1,8% - на молоко и продукты из него.
2. Доля затрат на рабочую силу в ВВП в 2000 году составляла 40,2%, в 2003-м достигла 47,2%, затем снизилась до 43,8% в 2005-ом, после этого устойчиво росла, выйдя на пик в кризисном 2009-ом – 52,6 процента. Следующие два года подряд эта доля сокращалась – до 49,6% в 2011-ом. 2012-2013 годы вновь обнаружили тенденцию к росту – по итогам прошлого года – снова 52,6%.
3. Установивший эту закономерность (на основе масштабного эмпирического анализа) известный американский экономист Барри Эйхенгрин для стран, с которыми Россия сопоставима по уровню развития, выделил порог «ловушки» в достижении подушевым ВВП $16 тыс. Ровно это и случилось с РФ в конце 2013 года.
4. Первый вице-премьер Игорь Шувалов затем конкретизировал этот тезис: к 2020 году доля госсектора в ВВП не должна превышать 25%.
5. Минфин, естественно, воспринимает эту «оферту» крайне сдержанно. И у него есть свои резоны: общий дефицит бюджета-2013 в 0,5% ВВП, хотя и оказался ниже запланированного в 0,8% ВВП, в своей ненефтегазовой части остался запредельно высоким (10,2% ВВП против целевого значения в 9,7%), при этом дефицит консолидированного бюджета регионов вырос вдвое, достигнув 700 млрд. рублей. Смягчение бюджетного правила, полагают в министерстве, лишь усугубит ситуацию.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.