Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Марина Войтенко

Видео

Аналитика

20.01.2014 | Леонид Исаев

Египет после революции: от Мубарака до ас-Сиси

Позади очередной референдум поегипетской конституции, уже третьей за последние три года, если считатьвременную конституционную декларацию, принятую в марте 2011 года. Страна вновьвыбрала курс своего дальнейшего развития. Однако насколько разительным выглядятпринятие конституции 2012 и 2013 годов. Если в декабре 2012 года референдумсопровождался массовыми демонстрациями, нескончаемой полемикой в СМИ, бойкотами нарушениями, то сейчас все перевернулось с ног на голову. Подобнойконсолидации египетского общество не было с момента отстранения от властипрезидента Хосни Мубарака в 2011 году.

Приэтом вспомним, что египетская революция в 2011 году смогла одержать неожиданнолёгкую победу во многом благодаря следующим двум обстоятельствам. Во-первых,имел место мощный внутриэлитный конфликт: речь идёт, прежде всего, о конфликтемежду военными («старой гвардией») и экономической элитой («молодой гвардией»)– группировкой ведущих египетских бизнесменов во главе с Гамалем Мубараком. Во-вторых,был создан неожиданно широкий оппозиционный блок, в рамках которого вполнескоординировано действовали левые молодые либеральные революционеры-секуляристыи исламисты.

Наблюдаемаясейчас ситуация похожа на ситуацию января 2011 года «с точностью до наоборот».Во-первых, Египетская революция заставила экономическую элиту страны пойти напримирение с военными и в июне 2013 года уже они выступили единым, хорошоскоординированным фронтом, обеспечившим столь быстрое свержение Мурси; и приэтом никаких признаков нового раскола между двумя этими группировкамиегипетской элиты пока не видно. Во-вторых, революция 2011 года с последующейконтрреволюцией 2013 года привела к самому глубокому расколу среди январского(2011 года) оппозиционного «макроблока», внутри которого выделялось сразунесколько «водоразделов». Внутри этого макроблока расколотым оказался дажеисламистский блок – ведь режим сейчас поддерживает вторая по силе исламистскаяпартия – партия исламистов-фундаменталистов-салафитов Хизб ан-Нур (и целый ряддругих видных исламистов). Расколотым оказался и секуляристскийлево-либеральный блок, большинство членов которого оказалось столь напуганнымгодом правления Братьев-мусульман, что продолжает поддерживать режим.

Однако,конечно же, нельзя сказать, что Египет вернулся сейчас ту же точку, в которой находилсядо революции. При этом ряд новых моментов явно способствует дестабилизациирежима. Речь идёт, прежде всего, о радикализации движения Братьев-мусульман ипоявлении у них мощной медиа-поддержки в виде специального спутникового каналаал-Джазиры «Мубашер Мыср» (http://mubasher-misr.aljazeera.net/livestream/).Однако ещё больше новых, появившихся в ходе египетской Революции иКонтрреволюции, моментов способствуют скорее стабилизации режима.

Приэтом главную стабилизирующую роль сейчас играют военные, дважды занявшие крайневыгодную для себя позицию: не вмешавшись в ситуацию в январе-феврале 2011 годаи встав на сторону оппозиции в июне 2013 года. Плюс ко всему в египетскомобществе появляется и свой лидер, коим выступает министр обороны Абд аль-Фаттахас-Сиси и чья популярность в египетском обществе со временем только крепчает. Небезынтереснымпредставляется и факт того, что генерал ас-Сиси слыл идейным сторонником исламистов.По существующей информации, что его дядя был одним из основателей«Братьев-мусульман». 12 августа 2012 года президент от «Братьев» Мухаммед Мурсиназначил генерал-майора Абд аль-Фаттаха ас-Сиси министром обороны, и, минуязвание генерал-лейтенанта, присвоил ему звание генерал-полковника. Однако путивоенного командования и исламистов разошлись. В июне 2013 году ас-Сиси резкоменяет свою позицию, поддержав выступивших против исламистов оппозиционныхдемонстрантов.

По сути,на сегодняшний день это единственный человек, способный победить напрезидентских выборах, причем не исключено, что даже в первом туре выборов.Однако с большой долей вероятности можно утверждать, что именно ас-Сиси и небудет баллотироваться на президентский пост, о чем он неоднократно заявлял. Приэтом нет ни малейшего основания не верить его словам, если внимательно прочестьтекст принятой на референдуме конституции, значительно усиливающей постминистра обороны.

Так,министр обороны выведен из подчинения президента и премьер-министра страны иназначается Высшим советом вооруженных сил, о чем свидетельствует статья 234(«Министр обороны»)[1]. При этом конституция лишьобозначает существование Высшего совета вооруженных сил, указывая на то, чтоего деятельность регулируется специальным законом (статья 200)[2],написанным военными для самих себя. Более того, отныне должность верховногоглавнокомандующего вооруженными силами Египта в соответствии со статьей 201(«Верховный главнокомандующий вооруженными силами») принадлежит не президенту,а министру обороны[3]. Интересно, что подобноераспределение полномочий продлится в течение первых двух электоральных циклов.Это, в частности, относится к действию статьи 234, выносящей министра обороныиз-под подчинения исполнительной власти и президента. Поэтому в данном случаедля ас-Сиси не найти более выгодного поста, нежели того, что он занимаетсейчас. Должность главы Высшего совета вооруженных сил и министра обороныЕгипта делает его «серым кардиналом», способным влиять на проводимую президентоми правительством политику, контролируя армию, способную в любой моментсвергнуть неугодного правителя, при этом будучи освобожденным отответственности за проводимую в стране социально-экономическую политику, закоторую придется отвечать вновь избранным органам государственной власти. А вотпо истечение двух электоральных циклов, когда экономическая ситуация начнетвыравниваться, а непопулярные методы государственной экономии, которые вближайшее время египетскому правительству придется принимать, окажутся ужененужными, Абд аль-Фаттах ас-Сиси будет иметь все шансы для того, чтобы занятьи президентское кресло.

Ещеодним существенным фактором для ас-Сиси является его неуязвимость передвнешними акторами. Формально, занимая лишь пост министра обороны, присуществующих органах государственной власти, пусть и временных, Абд аль-Фаттахас-Сиси оказывается в положении «над схваткой», что существенно снижает на негодавление со стороны Соединенных Штатов и монархий Персидского залива. Именнопоэтому и стало возможным резкое потепление в отношениях между Египтом иРоссийской Федерацией в последние месяцы, а также процесс снижения зависимостиегипетской армии от американского вооружения путем подписания военныхконтрактов с Москвой, в ходе визита министра обороны Сергея Шойгу в Каир вноябре 2013 года. Очевидно, что ас-Сиси, таким образом, решил подстраховаться иуже на начальном этапе своей политической карьеры решил огородить себя отизлишнего влияния и давления со стороны американцев. И здесь, как нельзя кстати,оказалась Россия, а точнее ее роль в урегулировании сирийского кризиса. Именнопосле того, как инициатива Владимира Путина позволила избежать вторжения НАТО вСирию в сентябре 2013 года, в арабском мире зародился т.н. «сирийский синдром»,при котором арабы начали воспринимать Россию как единственно возможного игрокана международной арене, способного защитить их от внешнего вмешательства. Нестал исключением и официальный Каир, тут же активизировавший свои контакты сМосквой.

Такимобразом, принятая на референдуме 2013 года египетская конституция достаточноточно проясняет ситуацию вокруг фигуры ас-Сиси, его дальнейшего политическогобудущего и роли в египетской политике. А вот вопрос – кто пойдет напрезидентские выборы от военных, а, значит, будет иметь и заведомонеплохие шансы на победу, – остается по-прежнему открытым.

 

Леонид Исаев - научныйсотрудник Лаборатории мониторинга рисков социально-политической дестабилизацииНИУ ВШЭ

[1]См.: Конституция Арабской Республики Египет 2013 года

[2]Там же.

[3]Там же.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net