Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Аналитика
20.01.2014 | Леонид Исаев
Египет после революции: от Мубарака до ас-Сиси
Позади очередной референдум поегипетской конституции, уже третьей за последние три года, если считатьвременную конституционную декларацию, принятую в марте 2011 года. Страна вновьвыбрала курс своего дальнейшего развития. Однако насколько разительным выглядятпринятие конституции 2012 и 2013 годов. Если в декабре 2012 года референдумсопровождался массовыми демонстрациями, нескончаемой полемикой в СМИ, бойкотами нарушениями, то сейчас все перевернулось с ног на голову. Подобнойконсолидации египетского общество не было с момента отстранения от властипрезидента Хосни Мубарака в 2011 году.
Приэтом вспомним, что египетская революция в 2011 году смогла одержать неожиданнолёгкую победу во многом благодаря следующим двум обстоятельствам. Во-первых,имел место мощный внутриэлитный конфликт: речь идёт, прежде всего, о конфликтемежду военными («старой гвардией») и экономической элитой («молодой гвардией»)– группировкой ведущих египетских бизнесменов во главе с Гамалем Мубараком. Во-вторых,был создан неожиданно широкий оппозиционный блок, в рамках которого вполнескоординировано действовали левые молодые либеральные революционеры-секуляристыи исламисты.
Наблюдаемаясейчас ситуация похожа на ситуацию января 2011 года «с точностью до наоборот».Во-первых, Египетская революция заставила экономическую элиту страны пойти напримирение с военными и в июне 2013 года уже они выступили единым, хорошоскоординированным фронтом, обеспечившим столь быстрое свержение Мурси; и приэтом никаких признаков нового раскола между двумя этими группировкамиегипетской элиты пока не видно. Во-вторых, революция 2011 года с последующейконтрреволюцией 2013 года привела к самому глубокому расколу среди январского(2011 года) оппозиционного «макроблока», внутри которого выделялось сразунесколько «водоразделов». Внутри этого макроблока расколотым оказался дажеисламистский блок – ведь режим сейчас поддерживает вторая по силе исламистскаяпартия – партия исламистов-фундаменталистов-салафитов Хизб ан-Нур (и целый ряддругих видных исламистов). Расколотым оказался и секуляристскийлево-либеральный блок, большинство членов которого оказалось столь напуганнымгодом правления Братьев-мусульман, что продолжает поддерживать режим.
Однако,конечно же, нельзя сказать, что Египет вернулся сейчас ту же точку, в которой находилсядо революции. При этом ряд новых моментов явно способствует дестабилизациирежима. Речь идёт, прежде всего, о радикализации движения Братьев-мусульман ипоявлении у них мощной медиа-поддержки в виде специального спутникового каналаал-Джазиры «Мубашер Мыср» (http://mubasher-misr.aljazeera.net/livestream/).Однако ещё больше новых, появившихся в ходе египетской Революции иКонтрреволюции, моментов способствуют скорее стабилизации режима.
Приэтом главную стабилизирующую роль сейчас играют военные, дважды занявшие крайневыгодную для себя позицию: не вмешавшись в ситуацию в январе-феврале 2011 годаи встав на сторону оппозиции в июне 2013 года. Плюс ко всему в египетскомобществе появляется и свой лидер, коим выступает министр обороны Абд аль-Фаттахас-Сиси и чья популярность в египетском обществе со временем только крепчает. Небезынтереснымпредставляется и факт того, что генерал ас-Сиси слыл идейным сторонником исламистов.По существующей информации, что его дядя был одним из основателей«Братьев-мусульман». 12 августа 2012 года президент от «Братьев» Мухаммед Мурсиназначил генерал-майора Абд аль-Фаттаха ас-Сиси министром обороны, и, минуязвание генерал-лейтенанта, присвоил ему звание генерал-полковника. Однако путивоенного командования и исламистов разошлись. В июне 2013 году ас-Сиси резкоменяет свою позицию, поддержав выступивших против исламистов оппозиционныхдемонстрантов.
По сути,на сегодняшний день это единственный человек, способный победить напрезидентских выборах, причем не исключено, что даже в первом туре выборов.Однако с большой долей вероятности можно утверждать, что именно ас-Сиси и небудет баллотироваться на президентский пост, о чем он неоднократно заявлял. Приэтом нет ни малейшего основания не верить его словам, если внимательно прочестьтекст принятой на референдуме конституции, значительно усиливающей постминистра обороны.
Так,министр обороны выведен из подчинения президента и премьер-министра страны иназначается Высшим советом вооруженных сил, о чем свидетельствует статья 234(«Министр обороны»)[1]. При этом конституция лишьобозначает существование Высшего совета вооруженных сил, указывая на то, чтоего деятельность регулируется специальным законом (статья 200)[2],написанным военными для самих себя. Более того, отныне должность верховногоглавнокомандующего вооруженными силами Египта в соответствии со статьей 201(«Верховный главнокомандующий вооруженными силами») принадлежит не президенту,а министру обороны[3]. Интересно, что подобноераспределение полномочий продлится в течение первых двух электоральных циклов.Это, в частности, относится к действию статьи 234, выносящей министра обороныиз-под подчинения исполнительной власти и президента. Поэтому в данном случаедля ас-Сиси не найти более выгодного поста, нежели того, что он занимаетсейчас. Должность главы Высшего совета вооруженных сил и министра обороныЕгипта делает его «серым кардиналом», способным влиять на проводимую президентоми правительством политику, контролируя армию, способную в любой моментсвергнуть неугодного правителя, при этом будучи освобожденным отответственности за проводимую в стране социально-экономическую политику, закоторую придется отвечать вновь избранным органам государственной власти. А вотпо истечение двух электоральных циклов, когда экономическая ситуация начнетвыравниваться, а непопулярные методы государственной экономии, которые вближайшее время египетскому правительству придется принимать, окажутся ужененужными, Абд аль-Фаттах ас-Сиси будет иметь все шансы для того, чтобы занятьи президентское кресло.
Ещеодним существенным фактором для ас-Сиси является его неуязвимость передвнешними акторами. Формально, занимая лишь пост министра обороны, присуществующих органах государственной власти, пусть и временных, Абд аль-Фаттахас-Сиси оказывается в положении «над схваткой», что существенно снижает на негодавление со стороны Соединенных Штатов и монархий Персидского залива. Именнопоэтому и стало возможным резкое потепление в отношениях между Египтом иРоссийской Федерацией в последние месяцы, а также процесс снижения зависимостиегипетской армии от американского вооружения путем подписания военныхконтрактов с Москвой, в ходе визита министра обороны Сергея Шойгу в Каир вноябре 2013 года. Очевидно, что ас-Сиси, таким образом, решил подстраховаться иуже на начальном этапе своей политической карьеры решил огородить себя отизлишнего влияния и давления со стороны американцев. И здесь, как нельзя кстати,оказалась Россия, а точнее ее роль в урегулировании сирийского кризиса. Именнопосле того, как инициатива Владимира Путина позволила избежать вторжения НАТО вСирию в сентябре 2013 года, в арабском мире зародился т.н. «сирийский синдром»,при котором арабы начали воспринимать Россию как единственно возможного игрокана международной арене, способного защитить их от внешнего вмешательства. Нестал исключением и официальный Каир, тут же активизировавший свои контакты сМосквой.
Такимобразом, принятая на референдуме 2013 года египетская конституция достаточноточно проясняет ситуацию вокруг фигуры ас-Сиси, его дальнейшего политическогобудущего и роли в египетской политике. А вот вопрос – кто пойдет напрезидентские выборы от военных, а, значит, будет иметь и заведомонеплохие шансы на победу, – остается по-прежнему открытым.
Леонид Исаев - научныйсотрудник Лаборатории мониторинга рисков социально-политической дестабилизацииНИУ ВШЭ
[1]См.: Конституция Арабской Республики Египет 2013 года
[2]Там же.
[3]Там же.
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.