Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

05.02.2014 | Александр Ивахник

Страховка от новичков

Наконец сдвинулось с мертвой точки прохождение через Госдуму законопроекта о возвращении к смешанной системе выборов нижней палаты парламента. Соответствующий президентский законопроект был внесен в Думу в начале марта 2013 года, прошел первое чтение 16 апреля, но с тех пор «завис». И вот в понедельник председатель профильного Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин объявил, что второе чтение законопроекта состоится 12 февраля, а третье чтение может пройти уже 14 февраля.

Законодательная инициатива Владимира Путина предусматривает, что со следующего созыва половина состава Госдумы, т.е. 225 депутатов будет избираться по пропорциональной системе, а другая половина палаты – по мажоритарной системе (одномандатным округам с однотуровыми выборами). Кандидаты, включенные в партийный список, смогут одновременно баллотироваться в Думу и по одномандатному округу. В партийные списки разрешается включать беспартийных кандидатов, доля которых может достигать 50%. На выборах в Госдуму для партий сохранится 5-процентный избирательный барьер, который практически отсекает от прохождения в парламент по пропорциональной системе подавляющее большинство новых партий. Возможность формирования избирательных блоков, на чем настаивали многие оппозиционные партии, не предусмотрена. Зато по первоначальному варианту все партии, в том числе непарламентские, освобождались от сбора подписей для регистрации на выборах как своих списков, так и одномандатников. Предлагалось, что кандидаты-самовыдвиженцы для регистрации должны будут собрать подписи 0,5% избирателей округа.

Формально президентский законопроект вносился в рамках политической реформы, начатой еще при президентстве Дмитрия Медведева в начале 2012 года, и аргументировался необходимостью повышения политической конкуренции и укрепления связей парламентариев с избирателями. Однако многие эксперты отмечали, что новая избирательная реформа выгодна прежде всего партии власти и начата из чисто конъюнктурных соображений – в связи с тем, что «Единая Россия» больше не способна получить абсолютное большинство по пропорциональной системе. В одномандатных округах обычно выше роль административного и финансового ресурсов. Замысел власти состоит в том, чтобы в этих округах за счет кандидатов (не обязательно единороссов), опирающихся на поддержку Общероссийского народного фронта, добрать места, необходимые для сохранения контроля над Госдумой.

Однако в ходе первого чтения законопроект столкнулся с довольно резкой критикой парламентской оппозиции. Камнем преткновения стали условия допуска к выборам в Госдуму кандидатов от малых непарламентских партий, которых, вследствие радикальной либерализации партийного законодательства, существует уже около 70. Все три думские оппозиционные партии, небезосновательно опасаясь активного использования против них партий-спойлеров, настаивали, что недавно созданные партии-карлики не должны беспрепятственно допускаться к парламентским выборам. Судя по всему, лидеры думской оппозиции энергично лоббировали вопрос о введении электорального фильтра в администрации президента. В результате сроки внесения поправок ко второму чтению постоянно переносились, и в конце концов Кремль, в благодарность за лояльность оппозиции по другим важным вопросам, решил пойти на уступки. Кроме того, видимо, подействовали и чисто практические соображения: наличие в избирательных бюллетенях нескольких десятков партий могло внести полную путаницу, оттолкнуть избирателей и тем самым дискредитировать парламентские выборы.

3 февраля Владимир Плигин сообщил журналистам, что к законопроекту о выборах Госдумы поступило около 430 поправок, и 6 февраля Комитету по конституционному законодательству и госстроительству предстоит решить, какие из них следует рекомендовать, а какие отклонить. Однако уже ясно, что будет одобрена главная поправка, под текстом которой подписались лидеры всех четырех думских фракций. Согласно этой поправке, без сбора подписей смогут зарегистрировать свои списки и своих кандидатов в одномандатных округах лишь партии, представленные в Госдуме, партии, которые получили на предыдущих выборах в Госдуму не менее 3% голосов, и партии, которым на момент объявления новых выборов в Думу удалось провести свой список на выборах в заксобрание хотя бы одного региона. Остальным для регистрации необходимо собрать подписи 200 тыс. избирателей по стране, но не более 7 тыс. в одном регионе, т.е. сбор подписей придется вести как минимум в 30 субъектах РФ, что практически невыполнимо для малых партий. К тому же собранные подписи по весьма жестким критериям будет проверять Центризбирком, давно не отличающийся независимостью и объективностью.

В соответствии с новыми требованиями, на сегодняшний момент от сбора подписей на выборах в Госдуму были бы освобождены 12 партий – четыре парламентские, партия «Яблоко», которая на выборах 2011 года набрала больше 3% голосов, и еще 7 партий, имеющих хотя бы одного представителя в региональных заксобраниях: «Родина», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Правое дело», «Гражданская платформа», РПР-ПАРНАС, «Патриоты России» и «Коммунисты России». Если ряду новых партийных проектов несистемного характера (партия Алексея Навального, «Партия 5 декабря» и другие) все же удастся добиться регистрации в Минюсте, то возможности участвовать в следующих выборах в Госдуму в 2016 году они будут стопроцентно лишены.

Что касается одномандатных округов, то кандидатам от партии, которая сумеет зарегистрировать свой федеральный список, дополнительные подписи собирать не нужно. А кандидаты от партий, которые не допущены к выборам по партийным спискам, и самовыдвиженцы для регистрации должны будут собрать подписи не 0,5% избирателей округа, как первоначально предлагалось, а 3%, если же в округе менее 100 тысяч избирателей – не менее 3 тысяч подписей. Таким образом, будет поставлен надежный заслон беспрепятственному выдвижению на выборах в Госдуму сильных и ярких кандидатов-одномандатников, выступающих с принципиальной критикой партии власти и существующего политического режима в целом.

По данным газеты «Ведомости», аналогичные фильтры в дальнейшем появятся и на выборах в региональные заксобрания. Источники издания, близкие к руководству Госдумы, сообщили, что планируется внесение представителями всех фракций соответствующих поправок в закон об основных гарантиях прав избирателей. В результате те или иные процедуры фильтрации будут использоваться на выборах в органы государственной власти всех уровней: президентских, парламентских, губернаторских и региональных законодателей. Опыт вроде бы возвращенных к жизни губернаторских выборов показывает, что эта техника является надежной гарантией достижения текущих политических целей власти.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net