Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
05.02.2014 | Александр Ивахник
Страховка от новичков
Наконец сдвинулось с мертвой точки прохождение через Госдуму законопроекта о возвращении к смешанной системе выборов нижней палаты парламента. Соответствующий президентский законопроект был внесен в Думу в начале марта 2013 года, прошел первое чтение 16 апреля, но с тех пор «завис». И вот в понедельник председатель профильного Комитета ГД по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин объявил, что второе чтение законопроекта состоится 12 февраля, а третье чтение может пройти уже 14 февраля.
Законодательная инициатива Владимира Путина предусматривает, что со следующего созыва половина состава Госдумы, т.е. 225 депутатов будет избираться по пропорциональной системе, а другая половина палаты – по мажоритарной системе (одномандатным округам с однотуровыми выборами). Кандидаты, включенные в партийный список, смогут одновременно баллотироваться в Думу и по одномандатному округу. В партийные списки разрешается включать беспартийных кандидатов, доля которых может достигать 50%. На выборах в Госдуму для партий сохранится 5-процентный избирательный барьер, который практически отсекает от прохождения в парламент по пропорциональной системе подавляющее большинство новых партий. Возможность формирования избирательных блоков, на чем настаивали многие оппозиционные партии, не предусмотрена. Зато по первоначальному варианту все партии, в том числе непарламентские, освобождались от сбора подписей для регистрации на выборах как своих списков, так и одномандатников. Предлагалось, что кандидаты-самовыдвиженцы для регистрации должны будут собрать подписи 0,5% избирателей округа.
Формально президентский законопроект вносился в рамках политической реформы, начатой еще при президентстве Дмитрия Медведева в начале 2012 года, и аргументировался необходимостью повышения политической конкуренции и укрепления связей парламентариев с избирателями. Однако многие эксперты отмечали, что новая избирательная реформа выгодна прежде всего партии власти и начата из чисто конъюнктурных соображений – в связи с тем, что «Единая Россия» больше не способна получить абсолютное большинство по пропорциональной системе. В одномандатных округах обычно выше роль административного и финансового ресурсов. Замысел власти состоит в том, чтобы в этих округах за счет кандидатов (не обязательно единороссов), опирающихся на поддержку Общероссийского народного фронта, добрать места, необходимые для сохранения контроля над Госдумой.
Однако в ходе первого чтения законопроект столкнулся с довольно резкой критикой парламентской оппозиции. Камнем преткновения стали условия допуска к выборам в Госдуму кандидатов от малых непарламентских партий, которых, вследствие радикальной либерализации партийного законодательства, существует уже около 70. Все три думские оппозиционные партии, небезосновательно опасаясь активного использования против них партий-спойлеров, настаивали, что недавно созданные партии-карлики не должны беспрепятственно допускаться к парламентским выборам. Судя по всему, лидеры думской оппозиции энергично лоббировали вопрос о введении электорального фильтра в администрации президента. В результате сроки внесения поправок ко второму чтению постоянно переносились, и в конце концов Кремль, в благодарность за лояльность оппозиции по другим важным вопросам, решил пойти на уступки. Кроме того, видимо, подействовали и чисто практические соображения: наличие в избирательных бюллетенях нескольких десятков партий могло внести полную путаницу, оттолкнуть избирателей и тем самым дискредитировать парламентские выборы.
3 февраля Владимир Плигин сообщил журналистам, что к законопроекту о выборах Госдумы поступило около 430 поправок, и 6 февраля Комитету по конституционному законодательству и госстроительству предстоит решить, какие из них следует рекомендовать, а какие отклонить. Однако уже ясно, что будет одобрена главная поправка, под текстом которой подписались лидеры всех четырех думских фракций. Согласно этой поправке, без сбора подписей смогут зарегистрировать свои списки и своих кандидатов в одномандатных округах лишь партии, представленные в Госдуме, партии, которые получили на предыдущих выборах в Госдуму не менее 3% голосов, и партии, которым на момент объявления новых выборов в Думу удалось провести свой список на выборах в заксобрание хотя бы одного региона. Остальным для регистрации необходимо собрать подписи 200 тыс. избирателей по стране, но не более 7 тыс. в одном регионе, т.е. сбор подписей придется вести как минимум в 30 субъектах РФ, что практически невыполнимо для малых партий. К тому же собранные подписи по весьма жестким критериям будет проверять Центризбирком, давно не отличающийся независимостью и объективностью.
В соответствии с новыми требованиями, на сегодняшний момент от сбора подписей на выборах в Госдуму были бы освобождены 12 партий – четыре парламентские, партия «Яблоко», которая на выборах 2011 года набрала больше 3% голосов, и еще 7 партий, имеющих хотя бы одного представителя в региональных заксобраниях: «Родина», «Российская партия пенсионеров за справедливость», «Правое дело», «Гражданская платформа», РПР-ПАРНАС, «Патриоты России» и «Коммунисты России». Если ряду новых партийных проектов несистемного характера (партия Алексея Навального, «Партия 5 декабря» и другие) все же удастся добиться регистрации в Минюсте, то возможности участвовать в следующих выборах в Госдуму в 2016 году они будут стопроцентно лишены.
Что касается одномандатных округов, то кандидатам от партии, которая сумеет зарегистрировать свой федеральный список, дополнительные подписи собирать не нужно. А кандидаты от партий, которые не допущены к выборам по партийным спискам, и самовыдвиженцы для регистрации должны будут собрать подписи не 0,5% избирателей округа, как первоначально предлагалось, а 3%, если же в округе менее 100 тысяч избирателей – не менее 3 тысяч подписей. Таким образом, будет поставлен надежный заслон беспрепятственному выдвижению на выборах в Госдуму сильных и ярких кандидатов-одномандатников, выступающих с принципиальной критикой партии власти и существующего политического режима в целом.
По данным газеты «Ведомости», аналогичные фильтры в дальнейшем появятся и на выборах в региональные заксобрания. Источники издания, близкие к руководству Госдумы, сообщили, что планируется внесение представителями всех фракций соответствующих поправок в закон об основных гарантиях прав избирателей. В результате те или иные процедуры фильтрации будут использоваться на выборах в органы государственной власти всех уровней: президентских, парламентских, губернаторских и региональных законодателей. Опыт вроде бы возвращенных к жизни губернаторских выборов показывает, что эта техника является надежной гарантией достижения текущих политических целей власти.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.