Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.02.2014 | Татьяна Становая
Олимпиада вне политики?
7 февраля в Сочи прошло открытие Зимних Олимпийских Игр, который и для России в целом, и для российских властей в частности, стали эпохальным событием. По сути, Олимпиада началась еще за несколько дней до ее старта, когда в Олимпийскую деревню стали прибывать иностранные журналисты и спортсмены: их негативные и ироничные комментарии о личных впечатлениях гостиницами, собранные изданием The Washington Post, тут же стали едва ли не самой обсуждаемой новостью в социальных сетях. Российская элита, вложившая в Олимпиаду максимум своих ресурсов, воспринимает это как проявление ангажированности и враждебности. Тем не менее, церемония открытия поистине стала объединяющим национальным событием, заслужившим весьма позитивных оценок даже оппозиционеров.
За несколько дней до Олимпиады информационное пространство и в России (не считая государственных и косвенно подконтрольных властям СМИ), и в мире в отношении главного спортивного события оказалось очень противоречивым. Большой резонанс вызвала подборка твитов и сообщений журналистов, прибывших в Сочи и указывающих на множество несуразных деталей или недоделок: неготовность гостиниц и бродячие собаки, отсутствие магазинов, неразвитость инфраструктуры и т.д. Все это подробно описывается и смакуется в ведущих мировых изданиях. Кроме того, по опросу CNN, 57% американцев опасаются терактов во время Игр. Здесь важно отметить, что с учетом развитости социальных сетей информационная картина вокруг любого важного события мирового значения становится крайне разноцветной и динамичной, контролировать ее практически невозможно. Критика и скандалы автоматически подхватываются СМИ как более привлекательные новости, нежели позитивные отзывы, которых при желании в социальных сетях можно найти множество.
Тем не менее, преобладание критичности в мировых СМИ формирует у российских властей сильное чувство дискомфорта, подталкивая к реакции, которая встречает еще одну негативную волну иронии или критики. Например, с весьма одиозным заявлением выступил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, назвавший реакцию иностранных журналистов на недочеты в Сочи «истерикой», осудивший карикатуры на Путина (что в западной прессе является нормой) и сравнивший происходящее с настоящей информационной войной против России. Военная риторика также использовалась и пресс-секретарем Путина Дмитрием Песковым, и патриархом Московским и Всея Руси Кириллом. Огромный резонанс вызвало и заявление вице-премьера Дмитрия Козака о наличии видеосвидетельств расточительного использования воды в гостиницах (якобы поселенцы оставляли воду включенной на весь день).
Внутри России более рельефно обсуждается другая проблема – коррупция, которая стала главной темой в оппозиционной повестке дня. Показательно, что в преддверии Олимпиады были обнародованы результаты двух символичных опросов. ВЦИОМ указал, что 0% опрошенных россиян собираются посетить Игры. «Левада-центр», в свою очередь, проинформировал, что 47% респондентов считают, что беспрецедентный размер трат на Олимпиаду объясняется коррупцией, 34% – «алчностью и недобросовестностью» компаний, которые вели строительство (можно было выбрать несколько вариантов ответа). Еще 19% списали это на плохое государственное управление, 15% – на сложность строительства в Сочи, 14% – на низкий уровень менеджмента и качество работ в России. Это вполне укладывается в концепцию «доброго царя и плохих бояр»: негативные новости, касающиеся Олимпиады практически не затрагивают отношения россиян к Путину. 22% опрошенных «Левада-центром» ожидают коррупционных разоблачений после Игр. Иными словами, в обществе формируется социальный запрос на постолимпийскую антикоррупционную кампанию. Факты коррупции последовательно опровергаются вице-премьером Дмитрием Козаком и Дмитрием Песковым, однако переломить ситуацию в информационном поле на эту тему вряд ли удастся.
При этом важно обратить внимание на то, что с момента выдвижения идеи проведения Зимних Олимпийских Игр в 2005 году до самих Игр страна, политическая элита, а также самопозиционирование России в мире претерпели существенные изменения. Даже в 2007 году, когда было объявлено о победе российской заявки и когда прозвучала антизападная по своей риторике «мюнхенская речь» Владимира Путина, Олимпиада была проектом повышения дружественности восприятия России в мире, причем в двустороннем формате. Тогда Владимиру Путину персонально было очень важно показать, что Россия обладает всем необходимым для демонстрации выдающихся результатов, реализации беспрецедентных глобальных проектов и выстраивания сложных, но эффективных управленческих схем. Это была заявка на презентацию новой путинской России, демонстрирующей цивилизационную состоятельность и адекватность по отношению к развитому миру.
На сегодня от всего мотивационного комплекса осталось только часть. Олимпиада проходит в условиях более острой политической поляризации между властью и активной частью общества, наращивания дистанции между Россией и Западом, причем уже не столько в геополитическом, сколько в ценностном плане на фоне консервативной волны и заметного ужесточения политического режима. В глобальном масштабе психолого-политическая цель Олимпиады для Путина лично трансформируется из проекта по презентации новой России как части мировой цивилизации в проект защиты исключительности российской цивилизации, отличной от всего остального мира. Эта вынужденная трансформация (при которой внутриполитические задачи оказались часто более актуальными, чем абстрактные олимпийские цели) неизбежно порождает конкуренцию России и Запада, а не их сближения. В этой связи вполне показательны отказы многих лидеров западных стран лично посетить Игры. Правда, президент США Барак Обама послал позитивный сигнал, заявив, что с нетерпением ждет трансляции церемонии открытия Игр, тем самым, избежав впечатления о сознательном бойкоте Игр. Всего на открытии, по данным BBC, присутствовало 44 лидера, а всего Игры посетят около 60 глав разных стран.
Тем не менее, ряд решений Владимира Путина, предшествующие Олимпиаде, отчетливо свидетельствуют, что репутация России и ее восприятие в мире сохраняют лично для Путина достаточно большое значение, причем в той пропорции, которая определяется внутриполитическими приоритетами. Освобождение Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, амнистия, смягчение некоторых решений, касательно пропаганды нетрадиционных отношений (знаковое решение пригласить группу Тату на открытие Игр) и проведения уличных акций в Сочи (они разрешались, если тема не затрагивала Олимпиаду) – все это результат усилий в отношении коррекции образа России как страны, принимающей Игры. «Идеологическая» сторона церемонии открытия во многом подтверждает пока актуальность лично для Путина совместимости России с Западом. Церемония была очень качественным, технологичным шоу в абсолютно западной традиции, рисующим образ «новой России», без штампов и назойливой «патриотической» идеологии. Те образы и имена, которые воспроизводились, в том числе и время демонстрации алфавита, были хорошо известны всему миру и вполне вписывались в западное мировоззрение.
Однако нельзя снимать со счетов исторический опыт «потемкинских деревень» и развитость «экспортных моделей» госпропаганды, во что вкладывается все больше ресурсов. В такой ситуации презентация «новой России», которая содержательно противоречит происходящему в России последние два года (а тенденция на ужесточение режима сохраняется, что показала ситуация вокруг давления на «Дождь», а также продолжение политических процессов против оппозиции), может оказаться лишь той картинкой, которую Кремль хотел бы показать всему миру, однако остающуюся в действительности оторванной от реальных внутриполитических процессов, происходящих в России.
В преддверии Игр создается, вероятно, ложное впечатление, что внешнеполитические мотивы российской власти при проведении Олимпиады приоритетней внутриполитических. Однако вопрос об успехе российской сборной в период Игр, как ожидается, затмит вопросы недоделок и критики неэффективных расходов. Консалтинговая компания «Price Water House Coopers» ожидает, что Россия может заработать почти вдвое больше наград, чем четырьмя годами ранее. Россия в прогнозе помещена на третье место с 25 медалями в общем зачете. Представители спортивных властей в этот раз предпочитают прогнозами не злоупотреблять: завышенные ожидания уже дважды приводили к острому социальному разочарованию. В этот раз Министерство спорта и российский олимпийский комитет усердно избегают называть «медальные планы». Тем не менее, результативность Игр для российской сборной может стать одним из решающих факторов, определяющих дальнейшую судьбу министра спорта Виталия Мутко, избежавшего отставки два года назад.
Наконец, еще одним информационным фактором, сопровождающим начало Олимпийских игр, стало нарастание плохих ожиданий по их завершению. Это касается двух моментов. Во-первых, новой консервативной волны, или «закручивания гаек». Второе – это дальнейшее ослабление рубля. Частью российской аудитории Игры воспринимаются как последний глоток свободы перед длительным периодом деградации политической ситуации в сторону более авторитарного типа правления и ухудшения социально-экономического положения в стране. В некоторой степени такие ожидания могут объясняться и с психологической точки зрения: Олимпиада — это исключительное событие, в рамках которого оппозиции и критикам российской власти удается привлечь внимание мирового сообщества к внутриполитическим проблемам. В то же время после Олимпиады у власти отпадают и репутационные ограничители в реализации своей политической линии в отношении оппозиции. При этом важно отметить, что «авторитарная тенденция», проявившаяся в период первых двух лет нового президентства Владимира Путина, исходила по большой степени из двух «источников»: это реакция на «медведевскую оттепель» (своего рода «реванш» «силовиков»), а также на протесты конца 2011 – начала 2012 гг. Эффект этих двух событий практически исчерпан, а значит, и потенциал продвижения «авторитарной тенденции» сокращается. В гораздо большей степени на ее развитие будут влиять не внутрироссийские события, а ситуация в Украине.
В преддверии Игр российский МИД призвал всех к «олимпийскому перемирию». Президент Владимир Путин прибыл в Сочи, проведя встречу с участниками российской сборной и пожелав удачи. «Для меня особенно приятно отметить, что у нас был, как в таких случаях говорят, полный национальный консенсус по поводу проведения этих Игр. Это стало крупным промышленным строительным проектом, это самая большая стройка в мире», — заявил Путин на встрече со спортсменами в Олимпийской деревне. Президент на открытии 126-й сессии МОК поблагодарил комитет за доверие и поддержку российской заявки на проведение Игр, когда изначально Сочи имел 10–15% необходимой инфраструктуры для проведения соревнований такого уровня.
Сочинская Олимпиада становится одним из самых знаменательных мировых событий, безусловно дающих повод для национальной гордости и общественной консолидации. Тактика российских властей на сознательную деполитизацию Игр также себя оправдала: фокусирование на теме спорта создает гораздо более естественную среду для единения народов, а западные лидеры не стали превращать вопрос своего участия или неучастия в политическую проблему. Несмотря на множество политических, финансово-экономических, управленческих и инфраструктурных препятствий, Олимпиада стартовала в достаточно теплой атмосфере. В такой ситуации большим успехом становится сам путь, который России удалось преодолеть от Сочи 2007 года до Сочи – столицы Зимних Олимпийских Игр 2014 года, а Владимир Путин получил шанс войти в историю как архитектор одного из самых сложных, противоречивых, но все же впечатляющих глобальных проектов.
Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.