Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.02.2014 | Марина Войтенко
Макроэкономические риски усиливаются
Итогисоциально-экономического развития РФ в 2013 году, опубликованные МЭР 7 февраля,оказались вполне ожидаемыми. Констатация факта резкого замедления российскойэкономики в принципе произошла уже давно. Пожалуй, требовалось лишь подтверждение заявления главы ведомства опрохождении её динамикой низшей точки в третьем квартале прошлого года. Напервый взгляд, так оно и произошло.
Согласно расчетамМинэкономразвития, с исключением сезонного фактора увеличение ВВП в первомквартале составило 0,2%, во втором – 0,1%, в третьем показатель потерял 0,2%, ав четвертом произошло ускорение роста до 0,3%. Казалось бы, утверждение главыМЭР о том, что «наметились довольно обнадеживающие симптомы постепенноговыправления ситуации», обрели неопровержимые основания. Однако помесячнаядинамика ВВП в последнем квартале 2013 года внушает опасения – непреждевременно ли сделан такой вывод?
В декабре российская экономикаприостановилась после роста в начале и середине четвертого квартала. Сисключением сезонного и календарного факторов по отношению к предыдущему месяцупоказатель демонстрировал затухающую динамику: в октябре он прибавил 0,3%, вноябре уже только 0,1%, а к концу года – 0,0%.
Это торможение обусловлено, преждевсего, углублением спада в строительстве (на 0,3% в ноябре к октябрю и на 0,9%в декабре к последнему месяцу осени), производстве и распределенииэлектроэнергетики, газа и воды (3,1% и 1,1% соответственно), сельскогохозяйства (1,2% и 1,0%), инвестиций в основной капитал (0,8% и 0,2%), а такжерезким замедлением динамики розничной торговли (в декабре рост составил 0,1%против 0,9% в ноябре), обусловленному по большей части снижением реальныхрасполагаемых доходов населения[1], и платных услуг[2].
Позитивный вклад вобщеэкономическую динамику внесло промпроизводство. После сокращения в октябрена 0,2% (сезонность и календарный фактор исключены) в ноябре выпуск увеличилсяна 0,2%, а в декабре уже на 0,5%. Возобновился рост в добыче (октябрь – 0,0%,ноябрь – «-0,4%, декабрь – 0,3%) и обработке («-0,3%», 1,0% и 0,8%соответственно).
Вместе с тем, вопреки ожиданиям,негативные тенденции проявились в отраслях инвестиционного спроса. По итогамгода индекс производства прочих неметаллических минеральных продуктов, поданным Росстата, составил 100,3% к уровню 2012 года, металлургическогопроизводства и готовых металлических изделий – 97,7%, машин и оборудования –92,4%, электро-, электронного и оптического оборудования – 97,2%.
В отчетеМинэкономразвития подчеркивается, что развитие промышленного комплекса в 2013году характеризовалось стагнацией объемов производства, низким ростомпроизводительности труда, замедлением прироста объемов инвестиций в основнойкапитал, существенным ухудшением финансового положения предприятий, в том числеих платежеспособности. Так, за январь-ноябрь сокращение прибыли компаний поосновным видам деятельности составило 16,0% к уровню соответствующего периодапрошлого года, за январь-октябрь – 15,7 процента.
Предварительные итоги января-2014 исопутствующие им ожидания определенности в отношении перспектив экономическойдинамики не добавили. Скорее, наоборот. Различные индексы деловой активности PMI, рассчитываемые HSBC, свидетельствуют о том, что ростчетвертого квартала прошлого года практически сошел на нет:
композитныйиндекс выпуска (промпроизводство плюс услуги) составил 49,6 балла против 52,2 вдекабре-2013. Ниже отметки 50 баллов (что говорит о сокращении экономики)индекс опустился впервые с июля прошлого года;
секторуслуг оказался на грани стагнации: индекс PMI составил здесь всего 50,2 (вдекабре-2013 – 53,6);
композитныйиндекс новых заказов для сектора услуг и промышленности в январе снизился до50,2 (декабрь прошлого года – 52,1). Спрос в экономике, таким образом,практически приостановился. При этом падение объема экспортных заказовпродолжается пятый месяц;
PMI для промышленности сократился с 48,8 балла до 48баллов, показав наихудший результат с июня 2009 года. Наибольшее падение – впроизводстве инвестиционных товаров. При этом снова начали расти запасы готовойпродукции;
Компаниипродолжили увольнять персонал. Индекс занятости для обоих секторов снизился с48,1 в декабре до 47,5 в январе. Темп сокращения – самый сильный с октября 2009года[3].
Как видим, тренды начала года вовсене обнадеживают. Эксперты уже сделали вывод, что этот период, традиционноотягощенный потерями от большого числа выходных (по некоторым оценкам, ВВП-2014«не доберет» из-за этого до 1 трлн. рублей) на сей раз оказался еще хуже –риски рецессии и стагнации, а стало быть, и медленного восстановления роста серьезноусилились.
Согласно опросам Росстата (выборкаиз 5,5 тыс. руководителей компаний различных отраслей) улучшения ситуации вближайшие 6 месяцев ожидают в добывающих отраслях 25%, в обрабатывающихпроизводствах – 30% респондентов. При этом оптимисты опередили ожидающихухудшения положения дел в добыче на 16 п.п., в обработке – на 22 п.п.Большинство, таким образом, делает ставку на статус-кво, то есть, на стагнацию.
У населения свой диагноз – поданным опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение», около 34% россиянсчитают, что в настоящее время страна переживает экономический кризис, еще 31%уверены в усилении его угрозы. Триггером снижения доверия к экономике в целом,а также действиям денежных властей и правительства стало январское ослаблениерубля (на 8% к доллару США и 7% к евро), всерьез поставившее под вопроспредположение Минэкономразвития о том, что «дно» стагнации уже пройдено.
На деле же, в чем уверены многиеэксперты, и эта гипотеза, и другая – о близком перерастании текущих тенденций врецессию, равноправны в своих вероятностях. Очень многое будет зависеть оттого, на каком уровне и как скоро курс рубля стабилизируется в новомравновесном состоянии. На минувшей неделе рубль понемногу начал отыгрываться.Вторая декада февраля может стать решающей, что даст почву для большейобоснованности прогнозов как и самого курса[4], таки других показателей экономики.
Пока же ясно, что повышениеволатильности рубля сопровождается, с одной стороны, снижением инфляции – вянваре она набрала 0,6% против 1% годом ранее, за месяц снизившись в годовомвыражении с 6,5% (конец декабря) до 6,1%[5]. Сдругой же – сокращением импорта (на 1,4% к январю-2013) и ростом оттокакапитала (за месяц примерно $17 млрд.). На этом фоне действия ЦБ РФвоспринимаются все более полярно. Одни уверены, что отпуск рубля в свободноеплавание преждевременен. Эффект от расширения экспорта не обещает быть слишкомзначительным, при этом увеличение стоимости импорта вместо ожидаемогоимпортозамещения лишь подтолкнет вверх цены на отечественную продукцию.
Оппоненты, напротив, убеждены втом, что колебания курса, сколь бы масштабны они не были, всегда носятотносительно краткосрочный характер, поэтому эффекты в каждом из такихинтервалов могут взаимопогашать друг друга уже на дистанции в несколькомесяцев. Январский же пик связан, прежде всего, с влиянием накопленныхструктурных ограничений роста, в числе которых далеко не последнюю роль играюткачество управления, масштаб присутствия государства в экономике и как минимумнеснижение силового давления на бизнес.
При этом и те, и другие едины втом, что повышение (по примеру ряда других развивающихся стран) ставокЦентральным банком все более слабеющий рост добьет окончательно.
«Противоположности» сходятся и воценке возрастающих регулятивных рисков-2014: в первую очередь, опасностьрассогласованных и нескоординированных действий правительства и ЦБ РФ. Однозначнопо этому поводу высказался на прошлой неделе экс-министр финансов АлексейКудрин: «Центральный банк действует правильно, у него есть своя тактика. Нодержать свободный курс очень тяжело, это должна быть комплексная политика.Гибкий курс не может быть инструментом отдельным от всей экономики».
За несколько недель «учебногоплавания» рубля проблема выбора курса экономической политики, которая бы неусугубляла уже имеющиеся дисбалансы в российском хозяйстве и тем более негенерировала бы новых, действительно, встала в полный рост. Ответ на этот вызовпока не выглядит вполне адекватным. Пакет мер по ускорению роста, принятый ещелетом прошлого года, не сработал. Официальных ответов, почему это не случилось,до сих пор в российском публичном пространстве не представлено. Принятие новыхрешений, крайне необходимых экономике, например, прохождение в Госдумезаконопроекта о государственно-частном партнерстве или определение конкретныхформ поддержки малого бизнеса уже в самом правительстве основательнозатягиваются. Обсуждение же бюджетной стратегии-2030, иначе говоря, определениеколичественных и качественных параметров долгосрочного экономического курса вновой модели роста, как уже ясно, состоится в лучшем случае не ранее концавесны.
В этих обстоятельствах экономика,как бы представленная самой себе, вполне может начать самостоятельно перестраиваться.Только вот, по общемировому опыту, такие спонтанные шаги начинаются очень даженередко с «созидательного разрушения» в ходе кризиса. Новая финансоваятурбулентность, зарождающаяся в ряде азиатских экономик, в этом плане дляроссийского хозяйства вовсе не посторонний фактор. Риски макроэкономическойнеустойчивости усиливаются.
Марина Войтенко – экономический обозреватель
[1] Вдекабрьском отчете Росстатом уточнены данные реальных располагаемых доходов сиюля по ноябрь 2013 года. Минэкономразвития России скорректировалосезонноочищенную динамику данного показателя за III квартал в сторону понижениядо 0,3% против 0,6% по предыдущей оценке. В декабре реальные располагаемыедоходы населения снизились на 0,8 процента.
[2] Причинамиснижения спроса на услуги послужило не только замедление роста реальныхрасполагаемых денежных доходов. Существенный вклад внесли высокие темпы ростацен на этом рынке. Индекс потребительских цен на услуги в 2013 году кянварю-декабрю-2012 составил 108,1%, тогда как годом ранее его значение былогораздо меньше – 105,4%, что негативно сказалось спросе. В результате вянваре-ноябре 2013 года в структуре использования денежных доходов населениядоля платных услуг составила 15,4%, что на 0,4 процентных пункта нижеаналогичного показателя 2012 года (15,8%).
[3] По даннымМинтруда, в январе-2014 официальная (то есть, регистрируемая службамизанятости) безработица выросла на 3,2% (с 888 334 до 917 139человек), а число людей, перешедших в режим неполной занятости (сокращенныйрабочий день, вынужденные отпуск и простой) увеличилось сразу на 13,7% (до 176529 человек), в том числе отправленных в отпуск по инициативе работодателей –почти втрое (до 10 005 человек).
[4] Разброспрогнозных оценок курса рубля на конец года очень широк: от 33 рублей/$ уаналитиков Сбербанка до 36 рублей/$ у «команды» в Альфа-Банке.
[5] В 2013году в январе индексация цен и тарифов инфраструктурных монополий непроводились.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.