Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

13.02.2014 | Сергей Минасян

Азербайджано-грузинский диалог: экономическое и коммуникационное измерения

12 февраля новый президент Грузии Георгий Маргвелашвили начал свой первый официальный визит в Азербайджан. В ходе него президент Грузии встретился со своим азербайджанским коллегой Ильхамом Алиевым, планируются также встречи с премьер-министром и спикером парламента Азербайджана. Напомним, что это уже второй региональный визит новоизбранного главы грузинского государства: до этого он посетил Турцию. Представляется, что визит может стать хорошим поводом краткого анализа нынешнего состояния и перспектив развития Азербайджана и Грузии, в первую очередь в тех сферах, которые, как отметили в своих речах 12 февраля главы двух южнокавказских республик, являются ключевыми для их «стратегического сотрудничества»: экономику и транспортно-инфраструктурные проекты.

Грузино-азербайджанские отношения являются одним из ключевых факторов, влияющих на региональную политику и проблемы безопасности Южного Кавказа. Они в существенной степени проявляются также в энергетической и транспортно-транзитной сферах, оказывающих серьезное влияние в общем региональном контексте, а также являющихся наиболее приоритетными областями сотрудничества между Баку и Тбилиси. Среди указанных проектов важнейшее значение имеют нефтепроводы Баку-Супса и Баку-Тбилиси-Джейхан, газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, строящаяся железная дорога Карс-Ахалкалаки, а также планирующийся новый газопровод по прокачке газа со второй стадии добычи с азербайджанского месторождения Шах-Дениз в рамках проекта TAP/TANAP.

Еще в конце 1990-х гг. начались переговоры и реализация проекта транзита т.н. «ранней нефти» из Азербайджана: вначале через имеющийся нефтепровод Баку-Батуми, а затем – через новый нефтепровод Баку-Супса (БС). Наконец, в 1999 г. была достигнута договоренность о строительстве основного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), проходящего через территории Грузии и Турции. Строительство нефтепровода началось в сентябре 2002 г. и было закончено летом 2006 г. Тогда же началось строительство газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум, начавшего поставлять газ с первой стадии разработки газового месторождения Шах-Дениз.

Кроме этого, определенная часть «ранней нефти» транспортировалась, начиная с 1999 г., из Азербайджана в морской порт Батуми также железнодорожным транспортом, в который в последние годы транспортируется еще и казахская нефть, перебрасываемая в Азербайджан танкерами через Каспийское море (порядка 3 млн. т в год). После запуска нефтепровода БТД железнодорожный маршрут транспортировки каспийских энергоресурсов, а также нефтепровод БС преимущественно используется уже не AIOC, а Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR) для экспорта нефти с собственных месторождений.

К настоящему времени Азербайджан занимает весьма сильные позиции в экономике и особенно – в энергетической системе Грузии. В частности, государственная азербайджанская компания SOCAR владеет примерно сотней бензозаправочных станций в Грузии, большей частью газораспределительной системы этой страны, владеет и управляет имеющим серьезные нефтеналивные мощности грузинским портом Кулеви (купленным у покойного грузинского олигарха Бадри Патаркацишвили в конце 2006 г.). Ежегодный оборот SOCAR на внутреннем энергетическом рынке Грузии, по самым приблизительным подсчетам, может исчисляться десятками млн. долларов. В последние годы SOCAR пытается закрепиться также и на рынке недвижимости в Тбилиси по всей Грузии, пытаясь приобрести здания и сооружения, которые позволят упрочить их позиции в социально-экономической жизни Грузии.

В 2012 г. прямые азербайджанские инвестиции в грузинскую экономику составили примерно 140 млн. долларов, что составило примерно 12% от общего объема иностранных инвестиций в Грузию. Азербайджан является вторым после Турции торгово-экономическим партнером Грузии. В 2012 г. торговый оборот между двумя странами составил примерно 1,3 млрд. долларов, что превышает более 10% от всего торгового оборота Грузии, составившего в 2012 г. примерно 10,2 млрд. долларов. В тоже время как Грузия занимает лишь 4% в общем торговом балансе Азербайджана, доходящего до 40 млрд. долларов.

В последнее время также активизировалось сотрудничество двух стран в сфере коммуникаций и туризма, что во многом связано с тем, что грузинские приморские курорты ввиду своей ценовой доступности привлекают большее внимание туристов из Азербайджана. Однако, основной формат взаимодействия Грузии и Азербайджана в социально-экономической сфере, вполне естественно, связан с транзитом азербайджанским энергоресурсов через грузинскую территорию.

Грузия, кроме транзитных сборов собственно за прокачку энергоресурсов, получает также долю самого Азербайджана за транзит нефти по его территории. Кроме этого, Грузия по льготным тарифам имеет возможность закупать газ за счет транзита азербайджанского газа по газопроводу «Баку-Тбилиси-Эрзрум» (порядка 135 долларов за 1 тыс. кб м), а некоторую часть газа – также в качестве платы за транзит. По расчетам Корпорации нефти и газа Грузии, по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан через территорию Грузии в 2012 г. было транспортировано 32,9 млн тонн сырой нефти, что на 4,6% меньше, чем в 2011 г. (это связано с общей динамикой снижения добычи нефти в Азербайджане), тогда как по нефтепроводу Баку-Супса, было транспортировано примерно 3,9 млн тонн нефти.

Из перспективных проектов в энергетической сфере рассматривается вопрос строительства нового газопровода по поставкам азербайджанского газа (в рамках разработки т.н. второй стадии газового месторождения Шах-Дениз), через территории Грузии и Турции и далее в страны ЕС. После провала идеи строительства более масштабного газопровода «Набукко» (с включением в него и туркменского газа путем строительства Транскаспийского газопровода), в июне 2013 г. было решено остановиться на более умеренной идее проекта TAP/TANAP с привлечением газа только с азербайджанских месторождений в Каспийском море (Шах-Дениз-2), что создает некоторые вопросы с его окупаемостью, т.к. подтвержденные запасы азербайджанского газа не дают гарантий столь масштабных поставок газа в ЕС, как это пытаются представить власти Азербайджана.

Кроме проблем «геологического свойства», строительство нового газопровода из Азербайджана через территорию Грузии по поставкам каспийских энергоресурсов сталкивается также с проблемами экономической целесообразности и рыночной конъюнктуры (альтернативные маршруты поставок газа в Европу, в том числе в связи с увеличением доли сланцевого и сжиженного газа). Это влияет и на снижение политической значимости данного проекта, даже если он и будет построен. Интересным фактом, символизирующим некоторое снижение интереса США и ЕС к каспийским энергоресурсам, является то, что официальный Вашингтон после назначения Ричарда Морнигстара послом США в Баку, более не восстановил пост своего специального представителя по каспийским энергетическим вопросам.

Другим коммуникационным проектом является строительство железной дороги Карс-Ахалкалаки, финансируемой азербайджанской стороной. Речь идет о строительстве альтернативной имеющейся (и закрытой с 1993 г. по инициативе Турции) железнодорожной ветке Карс – Гюмри новой железной дороге, соединяющей транспортные системы Грузии, Азербайджана и Турции в обход территории Армении. Ранее грузинскими и азербайджанскими властями анонсировалось, что дорога будет сдана в эксплуатацию в 2011 г., но по различным причинам данный проект все время замедлялся. После победы на парламентских выборах в октябре 2012 г. оппозиционного блока «Грузинская мечта» новый премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили заявил, что так как строительство этой ж/д может нанести вред функционированию грузинских портов, он не уверен в целесообразно строительства ветки Карс-Ахалкалаки, что серьезно встревожило азербайджанские власти. Однако позднее, в ходе визита в Баку в декабре 2012 г. он заявил, что изменил свое мнение. Тем не менее, летом 2013 г. тогдашний президент Грузии М.Саакашвили отметил, что завершение строительство отложено на два года, в результате страна «может потерять функцию регионального центра».

В свою очередь, очевидно, что для Азербайджана взаимоотношения с Грузией важны также в рамках его стратегии экономического и коммуникационного удушения Армении, попытки использовать имеющиеся у него финансово-экономические рычаги для привлечения на свою сторону как официального Тбилиси, так и некоторых слоев грузинского общества и политической элиты для антиармянской деятельности и пропаганды. На это нацелены как имеющиеся и строящиеся энергетические и коммуникационные проекты, так и активная информационная и пропагандистская деятельность государственных структур Азербайджана внутри общественного и политического поля Грузии.

Однако в перспективе могут создаться такие условия, что позиция Грузии относительно общего формата отношений между Азербайджаном и Грузией может быть несколько скорректирована. Следует учитывать, что резкая их активизация в период правления М.Саакашвили во многом была обусловлена строительством (или сдачей в эксплуатацию) важнейших энергетических и коммуникационных транзитных проектов между двумя странами. В настоящее время, фактически, в течение ближайших лет общая динамика отношений свидетельствует о том, что в лучшем случае можно будет говорить о завершении ж/д Карс-Ахалалкаки, с неопределенной датой, а также ожидать завершения к 2019 г. газотранспортного проекта TAP/TANAP. С другой стороны, очевидно, что новые власти Грузии откажутся от чересчур радикальной антироссийской политики прежнего правительства М.Саакашвили, что может привести к некоторому смещению и балансу в ее политике в отношении как к России, так и к Армении.

К слову, уже на конец февраля 2014 г. запланирован первый официальный визит Маргвелашвили и в Ереван: после визитов новоизбранного грузинского президента в Турцию и Азербайджан Грузия стремится сохраняться традиционную приоритетность региональных отношений.

Сергей Минасян - доктор политических наук, заместитель директора Института Кавказа, Ереван, Республика Армения

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net