Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

14.02.2014 | Леонид Исаев

Россия и Египет: перезагрузка?

Очередной раунд переговоров в формате «два на два» завершился в Москве 13 февраля 2014 года – главы оборонного и внешнеполитического ведомств Египта Абд аль-Фаттах ас-Сиси и Набиль Фахми сначала обсудили перспективы военно-стратегического сотрудничества со своими российскими коллегами Сергеем Щойгу и Сергеем Лавровым, соответственно. А затем были приняты президентом Владимиром Путиным. Приезд египетской высокопоставленной делегации в Москву был ответным визитом на приезд Лаврова и Шойгу в Каир в ноябре 2013 года, где также участники встречи были приняты временным президентом Адли Мансуром.

Подобного стремления к сотрудничеству (и в первую очередь военно-техническому) между двумя государствами не замечалось, если уж не со времен Гамаля Абдель Насера, то уж точно со второй половины правления президента ас-Садата. За этим последовали Кэмп-Дэвидские соглашения, распад СССР, после чего уже было и не разобрать то ли Россия не может, то ли Египет не хочет возвращаться в далекие шестидесятые. Но грянула революция 2011 года, а за ней и контрреволюция 2013 года, вот только после трех лет политической турбулентности за бортом в Египте остались и оба президента-антипода (Хосни Мубарак и Мухаммед Мурси), и прозападно ориентированные бизнесмены из числа сторонников Гамаля Мубарака, и «Братья-мусульмане». Неизменным осталось лишь одно – тотальное влияние армии на внутриполитический процесс в стране, вне зависимости от того, кто находится у власти. И получилось так, что наиболее прагматичной оказалась политика нейтралитета в отношении египетских событий последних трех лет, которую и занимала Россия. Ведь изначальная ставка Катара и Турции на пользующихся в 2011 году огромной популярностью «Братьев-мусульман» была наиболее очевидным решением, но, как оказалось, лишь в очень краткосрочной перспективе. Нынче и официальная Доха и Стамбул по сути являются врагами всего египетского народа.

Менее очевидная, но тем не менее совершенно лихорадочная позиция Соединенных Штатов, старающейся угодить практически всем, также себя не оправдала. Недоверие к Вашингтону в египетском обществе продолжает расти, а мнение о том, что во всех дестабилизирующих процессах в стране виновен «американский госдеп», в Египте мало у кого вызывает сомнения. Потому сегодня ассоциировать себя с американцами и уж тем более демонстрировать сближение с США по каким бы то ни было вопросам тождественно политическому самоубийству.

В подобной обстановке египетским генералам было куда труднее найти более приемлемого партнера, нежели Россию. Во-первых, давние тесные связи между двумя странами до сих пор живы в воспоминаниях египетского народа, а их «живые» символы - такие, как Ассуанская плотина или Хелуанский завод - продолжают сохранять память о той помощи, которую много десятилетий тому назад оказывал Советский Союз Арабской Республике Египет. Во-вторых, незапятнанная репутация России в событиях Арабской весны как в Египте, так и во всем арабском мире. Москва так и не успела (то ли умышленно, то ли нет) за последние три года занять чью-либо сторону в египетском противостоянии, что в итоге дало возможность египетскому генералитету рассматривать Москву как единственного партнера с незапятнанной репутацией. В-третьих, египетские военные уже давно осознали свою зависимость от американского вооружения и, как только представилась возможность, не преминули ей воспользоваться. Подобного развития событий представить при Мубараке было, конечно же, невозможно и во многом не по причине нежелания экс-президента, а ввиду того, что был он связан в этом вопросе по рукам и ногам, не говоря уже о Мурси. А вот нынешний глава египетского внешнеполитического ведомства американцам ничем не обязан и в состоянии действовать более раскованно во внешнеполитическом плане, нежели его предшественники. При этом ситуация для Египта облегчается и тем, что в качестве главных кредиторов по российско-египетским военным сделкам выступают саудовцы, которым в сложившейся ситуации куда выгоднее оплачивать поставки российского вооружения в Египет, способствую тем самым укреплению позиций действующего военного режима и ослабляя прокатарские позиции в стране и регионе.

Наконец, взгляд египтян в сторону Москвы осенью 2013 года во многом был следствием «сирийского синдрома», после которого арабы, воочию убедившись в способностях России на примере конфликта Сирии, начали воспринимать Кремль в качестве потенциального гаранта их безопасности и защитника от внешних вторжений в случае конфликта со странами Запада.

Все это, бесспорно, привело к росту пророссийских настроений не только в египетском обществе, но и в армейской верхушке. При этом сотрудничество в военно-технической сфере между Египтом и Москвой уже напрашивалось. Так, основным покупателем нашего вооружения на сегодняшний день выступает Алжир. Год назад Владимир Путин и иракский премьер Нури аль-Малики договорились о поставках российского вооружения в Ирак, а несколькими месяцами позже аналогичные договоренности были достигнуты в ходе визита йеменского президента Абд Раббо Мансура Хади в Москву. В этом контексте переговоры «два на два» между Каиром и Москвой видятся абсолютно логичным. Но самое главное, что это дает нашей стране возможность занять свою нишу в только формирующемся новом египетском государстве, а значит и усилить влияние через ключевую страну региона на процессы, происходящие на Ближнем Востоке и Северной Африке.

Очевидно, что надеяться на восстановление своей монополии в Египте в современных реалиях нам не приходится и во времена Насера и Хрущева уже не вернуться. Но возможность установления своего рычагов воздействия на египетский истеблишмент абсолютно реальна. И в этом контексте Каир способен выступить в качестве серьезного партнера, скажем, в области урегулирования сирийского кризиса и нормализации ситуации в Ливии. Уже сейчас можно наблюдать насколько существенно меняется позиция Египта в отношении Дамаска, заметно и усиление его позиций в Лиге арабских государств, в которой Катар уже не в состоянии проводить желаемую политику. Важно только, чтобы сотрудничество не ограничивалось лишь военно-технической сферой, а способствовало бы и культурному обмену между двумя странами. Ведь во многом за счет установления прочных культурно-исторических связей между советским и египетским народами стала возможным нынешняя активизации между двумя государствами.

Леонид Исаев - научный сотрудник Лаборатории мониторинга рисков социально-политической дестабилизации НИУ ВШЭ

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net