Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
17.02.2014 | Сергей Слободчук
Санкции ЕС между теорией и практикой
«Санкции» в контексте нынешнего кризиса в Украине – чуть менее популярный термин, чем «Майдан» или «революция». О санкциях то и дело говорят европейские политики вроде Кэтрин Эштон и других комиссаров ЕС. Сторонники протестов на Майдане пикетируют посольство ФРГ с требованием ввести санкции против украинских топ-чиновников и политиков. И если с США ситуация пока неясна, то последние телодвижения Евросоюза демонстрируют, что ЕС на данный момент не готов сделать даже первый шаг в части объявления санкций.
Между тем, с точки зрения практики, структуры Евросоюза не сделали даже первых шагов, если говорить о процедуре наложения санкций. Переломный момент мог бы наступить 10 февраля, когда состоялось заседание министров иностранных дел стран ЕС. И если бы министры приняли решение о санкциях, история Украины повернула бы в другую сторону. Именно главы МИД, как ответственные за внешнюю политику, принимают политическое решение о наложении, отмене или пересмотре санкций со стороны Европейского союза. И, собственно, заседание 10 февраля - наглядный тому пример.
Если говорить об актуальных вопросах международных отношений, то в декабре 2013 года именно министры иностранных дел стран ЕС на аналогичной дежурной встрече рассматривали вариант «облегчения» режима санкций против Ирана, после того как ИРИ и международные посредники достигли в Женеве соглашения по ядерной программе страны. После того, как глава Организации Ирана по атомной энергии Али Акбар Салехи заявил о приостановке обогащение урана, а эксперты МАГАТЭ проконтролировали отключение оборудования, начиная с 20 января 2014 года, ЕС объявил о приостановке ряда санкций: запрета на импорт, закупку и транспортировку произведенных в Иране нефтехимических продуктов и связанных услуг; запрета на торговлю золотом и драгоценными металлами с правительством, государственными учреждениями и Центральным банком ИРИ. Кроме того, вступило в силу разрешение увеличить в 10 раз размер авторизованных финансовых переводов в Иран и из Ирана.
Применение санкций ЕС в отношении третьей страны (например, Украины или Ирана) базируется на нормах статьи 215 Договора о функционировании Европейского Союза. А для введения механизма санкций в действие сначала требуется, чтобы такое принципиальное решение принял Совет ЕС. И такой вердикт, предусматривающий «полное или частично приостановление или сокращение экономических и финансовых отношений с одной или несколькими третьими странами» принимается консенсусом голосов всех 28 стран-членов Совета ЕС. А собрать однозначное «за» всех членов Евросоюза, как мы понимаем – непростая и трудоемкая задача. Итак, первый этап процедуры – это принятие решения. Представление о применении санкций на рассмотрение Совета ЕС подают Европейская комиссия и Высокий представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности (в данном случае – это один из активных участников политического кризиса в Украине Кэтрин Эштон, баронесса Эштон оф Апхолланд).
Если же решение о санкциях принято 28 голосами «за», второй этап требует отдельного решения о введении санкций в действие – для этого требуется квалифицированное большинство (т.е. ¾ голосов) от состава стран-членов Совета ЕС. И если такое минимальное количество в 14 голосов удается собрать, тогда санкции вступают в действие. Что касается заседания Совета ЕС по иностранным делам, то на плечи глав МИД стран-членов ложится подготовительная часть решений о санкциях и о нажатии на кнопку «пуск» при введении конкретного арсенала мер в жизнь. И, наконец, о круге мишеней для применения санкций. Согласно второму пункту ст. 215 Договора о функционировании ЕС (он также содержит отсылку к нормам основного учредительного документа ЕС – Договору о Европейском Союзе), Совет ЕС может принимать ограничительные меры против физических или юридических лиц, групп или негосударственных образований.
Если наложить юридическую и бюрократическую процедуру принятия решения об «ограничительных мерах» и применения конкретного арсенала, мы увидим, что ЕС на данном пути не сделал еще ни единого юридически значимого шага. Министры иностранных дел во время заседания 10 февраля основной акцент сделали совсем не на вопросы политической ситуации в Украине, да и Кэтрин Эштон вместе с Европейской комиссией не подавали Совету ЕС ходатайства о применении санкций. Хотя вопрос поднимался – по словам участников заседания, министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский начинал разговор о санкциях, но главы МИД так и не пришли к какому-либо осязаемому мнению. Хотя во время последнего визита в Украину несколько дней назад Высокий представитель ЕС Кэтрин Эштон и намекала, что Евросоюз рассматривает «все наши варианты», а также сообщила, что вопрос санкций был предметом «многочисленных обсуждений с государствами-членами, с лидерами оппозиции».
И неготовность Евросоюза можно понять – для решения о санкциях нужны правовые основания. Европейские политики и чиновники неоднократно акцентировали, что таким основанием может стать применение силы против протестующих на Майдане Независимости. Поэтому можно прогнозировать, что Европа активизирует разговор о санкциях, если, не дай Бог, в Украине все-таки будет запущен радикальный силовой сценарий.
Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.