Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
27.02.2014 | Татьяна Становая
Правительство политического самоубийства
Вчера так называемое «майдановское вече» «утвердило» кандидатов в правительство страны, которые должны быть одобрены сегодня Верховной Радой. Премьер-министром, вероятно, станет лидер фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк. Тем не менее, ключевые позиции в кабинете министров займут люди, близкие к Юлии Тимошенко. Сама же она пока так и не объявила о своих президентских амбициях, оставаясь в тени. Сам Яценюк, судя по всему, отдаёт себе отчет в том, что новое правительство обречено на политическую гибель: необходимость принятия болезненных социальных решений превращает министров в «политических камикадзе».
В новый состав правительства Майдану было предложено на «рассмотрение» четыре вице-премьера: по вопросам гуманитарной политики Ольга Богомолец (врач с Майдана), вице-премьер по вопросам региональной политики Владимир Гройсман (весьма популярный мэр Винницы), вице-премьер Александр Сыч (представитель «Свободы», первый заместитель Председателя Комитета по вопросам науки и образования в Раде, ранее возглавлял Ивано-Франковский областной совет), вице-премьер о вопросам евроинтеграции Борис Тарасюк («Батькивщина», бывший министр иностранных дел, активный сторонник быстрого вступления Украины в ЕС и НАТО).
Значительную квоту в правительстве получила партия Юлии Тимошенко «Батькивщина»: министр внутренних дел, которым, вероятно, останется нынешний и.о. Арсен Аваков (до 2010 года работал на Виктора Ющенко и в «Нашей Украине», затем перешел в «Батькивщину»); секретарь Совета национальной обороны и безопасности (СНБО) Андрей Парубий (народный депутат от «Батькивщины», комендант Майдана); министр топлива и энергетики Юрий Продан (уже работал на аналогичной должности при премьере Юлии Тимошенко); министр юстиции Петр Петренко, один из руководителей «Батькивщины»; министр социальной политики Людмила Денисова (бывший министр правительства Тимощенко, «Батькивщина»); глава Кабинета министров - Остап Семерак (2007-2012 гг. - народный депутат Рады от Блока Юлии Тимошенко). Все министры той или иной частью майдана освистывались, хотя большинство все же одобрило. Полный консенсус возник только вокруг Парубия, который был комендантом Майдана.
На должности, от которых зависит состояние экономики страны, предложены по большей степени профессионалы. Так, пост министра финансов достался профессиональному экономисту Александру Шлапаку, уже имевшем опыт работы в этом ведомстве, а также в Нацбанке Украины. Министром экономики может стать Павел Шеремета (известный экономист из Львова, президент Киевской школы экономики), Министром инфраструктуры предложено сделать Леонида Костюченко, всю свою жизнь занимавшегося проблемами автоперевозок и логистики (он также занимал и пост министра транспорта в 1999-2001 гг.). Пост министра образования предложено занять Сергею Квиту (президент Национального университета Киево-Могилянская академия, противник преподавания в школах на русском языке)Свою квоту получил и сам Майдан (помимо вице-премьера Богомолец), но преимущественно в периферийных вопросах: на пост министра здравоохранения предлагается Олегу Мусию – координатору медицинской службы Майдана. Лидер «Автомайдана» Дмитрий Булатов также может быть назначен министром молодежи и спорта, Евгений Нищук – министром культуры (он же и объявлял имена кандидатов в кабинет министров на Майдане). Зато Майдан будет контролировать антикоррупционную политику через Татьяну Черновол, состоявшую ранее в УНА-УНСО, а затем прославившаяся в связи с избиением на Евромайдане. Журналисту Егору Соболеву достался люстрационный комитет.
«Свобода», помимо своего вице-премьер, также может рассчитывать утвердить своего генпрокурора Олега Махницкого, министра экологии Андрея Мохника и главу минагропрода Алексанра Мирного. Отдельно важно отметить министра иностранных дел Андрея Дещица. Дещиц – карьерный дипломат, работал послом Украины в Польше, Финляндии и Исландии, пресс-секретарем МИДа. На Майдане активно выступал, критикуя политику главы МИДа Леонида Кожару. Является специалистом по замороженным конфликтам, до последнего времени занимал пост спецпредставителя главы ОБСЕ по замороженным конфликтам, активно занимался, в частности, Приднестровьем. В феврале Дещиц был в числе тех дипломатов, которые вынесли своего рода «вотум недоверия министру Кожаре. В России к нему относятся относительно благосклонно: на жестко настроенного по отношению к России Тарасюка Дещиц выглядит вменяемым дипломатом.
В целом правительство получается весьма разноцветным, однако главные вызовы состоят вовсе не в этом. Во-первых, до конца неясна роль Майдана, который обрёл собственные управленческие амбиции, оставаясь одной из форм прямого демократического участия. «Майдан» как явление может оказаться одним из дестабилизирующих факторов из-за конъюнктурности и нестабильности политического влияния со стороны различных политических групп на настроения его участников. Кроме того, вчера звучало много недовольства по поводу сути происходящего: утверждение кандидатур на посты министров де-факто было лишь показательным актом, у людей не было реальной возможности принимать участия в выборе тех или иных фигур (и обеспечить это технически невозможно). Пока «Батькивщина», «Свобода», «Удар» Виталия Кличко относительно ладят между собой, Майдан может выступать своего рода «плебисцитарным фильтром» (по крайней мере, так его можно преподносить, оказывая знаки почета). Однако маловероятно, что среди победителей революции удастся избежать жесткой конкуренции в скором времени, что может отразиться и на фракционности самого Майдана, а затем и его разрушении как формы политического участия.
Но главный вопрос, которым почему-то никто не задается: каков реальный мандат Майдана в условиях новой Украины? Обладает ли Майдан достаточной легитимностью, чтобы действовать от имени всего народа и не девальвируют ли его роль подобные амбиции? Да и сами амбиции по сути оказываются декоративными: политики уже учатся представлять свой собственный выбор выбором Майдана, которому ничего иного не остается, как продолжать ритуальное стояние.
Обращает на себя внимание и слабость членов нового кабинета министров по отношению к другому «фильтру»: политическим лидерам, которые не стали брать на себя ответственность за работу правительства, не исключающие для себя участие в президентских выборах или иные политические амбиции (например, влияние на исполнительную власть через контроль большинства в Верховной раде) и при этом эксплуатирующие своего рода «мандат Майдана» на принятие политических решений. Это Юлия Тимошенко, Виктор Кличко, Олег Тягнибок. А учитывая, что наибольшую квоту в органах власти получает именно Тимошенко, отношение к ней со стороны конкурентов по «лагерю» может только ухудшаться, а ей самой будет очень трудно избежать ответственности за деятельность своих министров.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.