Губернаторские выборы 2024 года затронули достаточно много субъектов РФ – в 21 регионе состоятся прямые выборы региональных глав, а еще в четырех регионах главы будут утверждены местными заксобраниями. Столь значительное количество избирательных кампаний было вызвано как плановым проведением выборов раз в пять лет (в связи с большим числом кампаний в 2019 году), так и рядом досрочных губернаторских замен. Напомним, что «плановое» количество выборов в этот раз тоже было обусловлено губернаторскими заменами, которые в большом количестве проводились в 2018-2019 годах.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.03.2014 | Татьяна Становая
Украинское правительство: проверка на прочность
Победители украинской революции пытаются спешно решить проблему своей легитимности. Фактически основное ядро начинает формироваться вокруг Юлии Тимошенко и ее фракции «Батькивщина» в Верховной раде. 27 февраля Верховная рада Украины утвердила новый состав кабинета министров, который возглавил лидер фракции «Батькивщина» Арсений Яценюк. Значительную квоту в правительстве получили люди Тимошенко. Каждому из победителей революции предстоит определиться со своей дальнейшей тактикой и стратегией. Причем «хороших» решений новая ситуация практически не предполагает. Пост премьер-министра, как и ключевые должности в правительстве, подразумевают готовность к политическому самоубийству, что был вынужден признать назначенный премьером Арсений Яценюк.
В то же время именно глава исполнительной власти при возвращенной Конституции 2004 года оказывается ключевой фигурой, в руках которой сосредоточены полномочия по госуправлению. Тимошенко в такой ситуации занимает относительно выгодную позицию: она получает реальные рычаги влияния на принятие решений, но при этом остается в тени своего правительства. Хотя, конечно, в полной мере, избежать политической ответственности за будущую политику ей не удастся.
Конъюнктурно более привлекательной становится должность президента страны, чьи полномочия теперь будет существенно урезаны (а значит, уменьшается и политическая ответственность). Среди потенциальных кандидатов на этот пост - как сторонники новой власти, так и политики, ориентирующиеся на Юго-Восток страны. К первым относятся лидер партии «УДАР» Виталий Кличко, лидер радикально настроенной «Свободы» Олег Тягнибок (правда, заметно смягчивший свою риторику), один из представителей «Батькивщины» (это может быть и Тимошенко, либо, если она не сможет участвовать по состоянию здоровья, Александр Турчинов). Ко вторым – Сергей Тигипко, который обсуждается как официальный кандидат от Партии регионов (кстати, резко осудившей бегство Виктора Януковича, назвавший его предателем и виновником гибели мирных людей во время столкновений в центре Киева), экс-губернатор Харьковской области Михаил Добкин (один из организаторов Харьковского антиреволюционного и пророссийского съезда), депутат Рады Игорь Марков из Одессы (вовлеченный в активные связи с Россией, арестованный при Януковиче в связи с нелояльностью и освобожденный при новой власти). Таким образом, готовность основных политических сил, включая и «регионалов», участвовать в выборах, позволяет говорить о фактически легитимации революции и намеченных на 25 мая выборов президента со стороны всей политической элиты Украины.
Должность президента в нынешней ситуации сохраняет возможности для политического маневра, поддержания дистанции от непопулярных решений, а также, что особенно важно – активной дипломатии, от которой сейчас во многом зависит динамика выхода Украины из экономического и политического кризиса.
Главный экономический вопрос для новой власти – поиск источников финансирования. Цена вопроса на краткосрочный период – 35 млрд. евро. Однако получить эти средства от внешних кредиторов будет крайне затруднительно. МВФ уже назвал ключевые условия: значительное повышение внутренних цен на газ и девальвация гривны, что сразу может привести к критическим социально-политическим рискам, которые ударят по новому правительству. Россия от кредитования Украины де-факто отказалась: вопрос переводится исключительно в политическую плоскость двусторонних отношений, которые катастрофично ухудшаются (подробнее об этом ниже). По сути, Германия и Польша, которые активно вступали посредниками в диалоге власти и оппозиции и фактически оказывали морально-политическую поддержку последней, от урегулирования финансовых проблем Украины дистанцировались. На сегодня ситуация в Украине такова, что ее кредитование может носить только политический характер при жестко оговоренных требованиях к новой политике.
На этом фоне значительно возрастают риски объявления дефолта. Олег Тягнибок уже заявил, что Украина не намерена возвращать полученные от России 3 млрд. евро. Вопрос о дефолте набирает популярность: страна не состоянии обслуживать и платить по долгам. Втрое были сокращены и закупки российского газа, по которому, вероятно, Москва не станет продлевать скидки (скидки, в соответствии с декабрьскими договорённостями Путина и Януковича, планировалось утверждать поквартально). В то же время о готовности «смягчить» социальные последствия реформ при помощи финансовой поддержки заявили США. А глава комитета по иностранным делам Европейского парламента Элмар Брок не исключил выделения помощи до 20 млрд евро (хотя представители ЕК более сдержаны). В случае отсутствия быстрой внешней помощи, проблема может принять и более радикальный характер: так, на Майдане обсуждается вопрос принуждения крупных олигархов выплачивать 10% от своей прибыли, в противном случае в отношении них будет проведен «аудит» законности получения доходов. Финансовый кризис, при наихудшем сценарии, может оказаться ключевым фактором радикализацией власти, рецидивов насилия, введения жестких форм управления вплоть до национализации и силового передела собственности.
Инициатива в формировании новых органов власти Украины перешла к Юлии Тимошенко и ее ближайшему окружению. Представители «Батькивщины» получили ключевые посты, среди которых, помимо должности премьера, вице-премьер (Виталий Ярема, куратор «силовиков»), а также министерские посты: министр внутренних делАрсен Аваков (до 2010 года работал на Виктора Ющенко и в «Нашей Украине», затем перешел в «Батькивщину»); секретарь Совета национальной обороны и безопасности (СНБО) Андрей Парубий (народный депутат от «Батькивщины», комендант Майдана); министр топлива и энергетики Юрий Продан (уже работал на аналогичной должности при премьере Юлии Тимошенко); министр юстиции Петр Петренко, один из руководителей «Батькивщины»; министр социальной политики Людмила Денисова (бывший министр правительства Тимощенко, «Батькивщина»); глава Кабинета министров — Остап Семерак (2007-2012 гг. — народный депутат Рады от Блока Юлии Тимошенко); министр инфраструктуры Максим Бурбак. «Батькивщина» получила и пост главы НБУ: им стал Степан Кубив, бывший львовский банкир, комендант Евромайдана.
Теперь в руках Тимошенко ключевые властные высоты: пост и.о. президента (он же спикерВерховной рады), премьера, а также большинство мест в правительстве. При этом именно вокруг Тимошенко формируется и новое парламентское большинство, оформленное 27 февраля в коалицию «Европейский выбор». Туда вошли фракции «Батькивщина», «УДАР», «Свобода», группы «Экономическое развитие», «Суверенная европейская Украина»(созданные из бывших членов фракции Партии регионов и независимых) и другие народные депутаты. Общая численность составила 250 человек, и вероятно, она будет еще расти.
В наиболее уязвимом положении оказывается Виталий Кличко и его партия «УДАР», которые еще до недавнего времени воспринимались как политические фавориты, на которых делает ставку Европа. Пока же у Кличко остается только один пост в «пакете»: глава СБУ Валентин Наливайченко. Участие в президентских выборах становится для него единственной возможностью «взять реванш». Однако даже в случае победы ему будет весьма непросто иметь дело с правительством, политически находящимся под контролем Тимошенко.
Националистическая партия «Свобода» Олега Тягнибока, помимо своего вице-премьера Александра Сыча из важных постов получила лишь позицию Генпрокурора: им стал Олег Махницкий. Сам Тягнибок не исключает, что будет баллотироваться на пост президента. Однако серьезным сдерживающим фактором для радикалов (также как и для «Правого сектора», не получившего вообще никаких значимых постов, включая и должность заместителя СБУ) стала настороженное отношение к ним со стороны Европы, от которой сейчас во многом зависит выделение финансово помощи.
Свою квоту получил и сам Майдан, хотя и преимущественно в периферийных вопросах: это министр здравоохранения Олег Мусия (координатор медицинской службы Майдана), министр молодежи и спорта, лидер «Автомайдана» Дмитрий Булатов, министр культуры Евгений Нищук. По квоте Майдана также назначены Татьяна Черновил как глава антикоррупционного комитета. Журналисту Егору Соболеву достался люстрационный комитет.
Яценюк уже признал, что новое правительство - это правительство камикадзе. Сам премьер отказался от президентских амбиций (что указывает на высокую вероятность баллотирования Тимошенко). В новом правительстве ему придется иметь дело с самостоятельными и популярными фигурами, такими как силовой вице-премьер Ярема, прославившимся успехами в борьбе с организованной преступностью и вице-премьером – министром регионального развития и ЖКХ – Владимиром Гройсманом, весьма популярным и успешным мэром Винницы.
Управление экономикой и финансами передано внепартийным профессионалам: пост министра финансов достался экономисту Александру Шлапаку, уже имевшему опыт работы в этом ведомстве, а также в Нацбанке Украины (он считается близким к Сергею Тигипко);министром экономики стал Павел Шеремет (известный экономист из Львова, президент Киевской школы экономики).
Новое правительство уже столкнулось не только с противостоянием с Россией, но и с критичными финансово-экономическими и политическими вызовами. Во-первых, это проведение непопулярных реформ (в числе которых повышение внутренних цен на газ и ослабление гривны), поиск внешних кредитов, восстановление системы управления страной. Во-вторых, это работа в условиях легко прогнозируемого нарастания конкуренции среди победителей «революции»: борьба за пост президента может привести к разрушению сложившейся коалиции и кадровым пертурбациям.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.