Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

09.03.2014 | Николай Пахомов

Право и реальность

Нынешний украинский кризис имеет множество аспектов. В последние дни всё более очевидным становится один из них, который можно назвать «международно-правовым». Администрация президента Обамы, вознамерившаяся создать и возглавить единый международный фронт против российской позиции по Украине, усердно жонглирует обвинениями в адрес Москвы по поводу якобы имеющих место многочисленных нарушений Россией международного права. Даже не вдаваясь в суть этих обвинений, ясно, что «нарушения международного права» категория весьма условная.

Совершенно очевидно, что существует, как минимум, два аспекта международного права. По поводу одного специалистами-правоведами написаны тома, вторым оперируют лидеры государств и отдельные политики для описания происходящего в международных отношениях. Пожалуй, наиболее эти два понятия сближаются по поводу того, что международное право не может быть эффективным без серьёзной силы, которая будет наказывать нарушителей международно-правовых норм настолько строго, чтобы эти нормы продолжали существовать.

Однако, с другой стороны, появлению такой системы, предусматривающей наказание нарушителей, должен предшествовать консенсус участников системы по поводу самих этих норм, за нарушение которых предусмотрено наказание. Такая постановка вопроса сразу заставляет задуматься о том, насколько в современном мире вообще возможна такая система. Ясно, что в прошлом возникновение такой системы было более вероятно. Скажем, дипломатическая история девятнадцатого века вообще прошла в череде многочисленных конвенций, конференций, на которых определялись судьбы мира. Существовал ограниченный, весьма небольшой по сравнению с нынешним положением, круг государств, мнение которых определяло ход международных отношений, будь то европейские события или, например, судьба Африки. Ясно, что в этих условиях эти державы могли договориться до чего-то конкретного, а также определить какие наказания ждут тех, кто отступит от достигнутых договорённостей.

В двадцатом веке ситуация усложнилась, количество влиятельных государств увеличилось, однако эффективные международно-правовые договорённости были всё ещё возможны, особенно тогда, когда они решали какие-либо конкретные вопросы. Даже после катастрофы Второй мировой войны державам-победительницам удалось достичь некоторых договорённостей. Появилась ООН, Устав которой в значительной степени определил структуру международного публичного права, появились организации системы ООН, занятые конкретными вопросами, включая международно-правовое регулирование этих вопросов. В конце концов, под эгидой организации бы выработано множество важных договоров и конвенций, регулирующих отдельные аспекты международной жизни.

Однако как же обстояло дело с основополагающими принципами международных отношений? Насколько их регулировала общепринятая система международного публичного права? Начнём с того, что ООН задумывалась с конкретной целью – предотвратить возможные будущие реваншистские попытки Германии, учтя ошибки, допущенные после Первой мировой войны. Ключевыми для решения этой задачи должно было стать сотрудничество государств-победителей. Однако уже в конце войны стало понятно, что «концерта» держав-победительниц ждать не стоит. Соответственно, договорились о наименьших общих знаменателях, стараясь по возможности избежать лишних, совершенно бессмысленных споров о деталях. Примерно по такому же сценарию развивалось всё международное право на протяжении холодной войны: там, где можно было договориться, договаривались. Во всех остальных случаях реальный расклад сил в международных отношениях оказывался важнее абстрактных правовых норм. Тем более, что появился фактор, гарантировавший мир гораздо надёжнее, чем любые договоры: наличие ядерных арсеналов и гарантированное взаимное уничтожения работали гораздо эффективнее любых правовых норм.

Следовательно, примерно с шестидесятых годов прошлого века куда более важными для судеб человечества стало регулирование этих арсеналов, соответствующие переговоры и договорённости между Москвой и Вашингтоном. Общие же принципы международного публичного права признавались важными, однако существовали где-то на периферии. В результате к концу двадцатого века на завершающем этапе холодной войны могли спокойно существовать такие взаимоисключающие принципы, как право на национальное самоопределение и признание территориальной неприкосновенности государств. Конечно, правоведы могли исписывать бесчисленные тома о том, как эти два принципа соотносятся в теории, однако на практике было ясно, что неприкосновенность того или иного государства зависит от существующего в конкретный момент времени конкретного соотношения сил.

Другими словами, международное право было правом сильного, таковых во время холодной войны было двое – СССР и США. Соответственно они и договаривались о принципах международных отношений, которым затем следовали другие страны мира, не имея альтернатив. Холодная война закончилась, Советский Союз распался, у США появилась возможность совместить приятное с полезным, наводнив международно-правовой дискурс демократической риторикой, соответствующей американской идеологии и пропаганде. В этом была приятная часть. Полезная же по-прежнему заключалась в том, что Вашингтон мог решать свои задачи по праву сильного. Именно в этих действиях нужно искать истоки обвинений в адрес Америки в «двойных стандартах». Однако до недавних пор эти двойные стандарты худо-бедно, но работали. Либо разрыв в них был незначительным, либо не было достаточно мощной силы, которая могла бы ясно указать на существующий разрыв.

Сегодня ситуация вокруг Украины полностью ломает эту стратегию. Российские действия и события в Крыму не только создают проблемы для американской внешней политики на одном конкретном региональном направлении, но наносят серьёзнейший удар по американской системе «двойных стандартов». Понятно, что в Вашингтоне это создаёт дискомфорт: одно дело самим сочинять правила для всего мира, претендуя на высший авторитет в международном праве, совсем другое видеть, что у другого государства есть собственные соображения по поводу этих стандартов.

Как будет действовать Вашингтон? Едва ли американские лидеры и дипломаты будут углубляться в правоведческие дебри, пытаясь доказать, чем, например, Косово отличается от Крыма. Соединённым Штатам сегодня нельзя не признать, что мир опять изменился, а то, что называется международным публичным правом, вновь, как это и было на протяжении большей истории человечества, зависит от реального расклада сил на мировой арене.

Николай Пахомов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net