Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

26.03.2014 | Николай Пахомов

Время работает на Россию

В мировых СМИ продолжается обсуждение санкций, принятых ЕС, США, Японией и Канадой против России в связи с присоединением Крыма. Хотя есть все основания согласиться с большинством участников этого обсуждения, заявляющих об ограниченном характере этих санкций, сегодня куда более актуальным становится следующий вопрос: что за ними последует? Уникальность нынешних санкций состоит не просто в том, что введены они против государства, являющегося важнейшим участником мировой экономики – раньше подобному наказанию подвергались главным образом страны малозначительные, - а в том, что большинство государств, учредивших санкции, вынуждены продолжать иметь дело с Россией.

Не будем в очередной раз перечислять против кого и за что ввели санкции – задумаемся об общих целях санкций. Официально целью санкций провозглашено возвращение Крыма в состав Украины, предотвращение возможных дальнейших притязаний России на Украину и вообще всяческое поддержание территориальной целостности и государственности Украины. Об иллюзорности надежд на возвращение Крыма, по крайней мере, в обозримой перспективе сегодня говорят открыто чуть ли не все представители политических элит, а то и вовсе руководители государств, применивших санкции. Что касается, присоединения к России дальнейших областей Украины, то дело не просто в том, что президент Путин открыто объявил, что соответствующих планов у Москвы нет. России это просто не нужно: в ситуации стремительно множащихся украинских проблем, Москве куда важнее разобраться с крымскими делами, чем идти на дальнейшие приключения, возможно, даже военные. Всё ясно и с украинской государственностью – её главным врагом сегодня является не злокозненная Россия, а украинский хаос.

Другими словами, уже в момент введения санкций было очевидно, что их заявленные цели либо недостижимы, либо вообще имеют к России опосредованное отношение (украинские затруднения в строительстве собственного государства начались не вчера). В подобной ситуации сразу нужно было предположить существование других целей, отличающихся от заявленных официально. Действительно, таких целей было две. Во-первых, западным лидерам нужно было продемонстрировать избирателям, что они что-то делают в ответ на российские действия. Во-вторых, и это стало особенно очевидно после второй «волны» санкций, на Западе попытались «поставить» Россию «на место», нанеся удар по ближайшему окружению Владимира Путина.

С первой из этих реальных целей всё ясно: санкции приняты, домашние СМИ распропагандировали их «сокрушающий эффект», «обязательная программа» демонстрации внешнеполитической мускулатуры перед населением выполнена. Что касается второй из этих реальных целей, то тут ситуация сложнее. Меры против ближайшего окружения президента России имеют некоторый смысл и в принципе способны вызвать в этом окружении раскол, способный в свою очередь обернутся обрушением путинской системы власти. Но, в том-то и дело, что между возможным и реальным существует большая дистанция.

Сегодня, пожалуй, есть больше оснований предполагать, что ситуация будет развиваться в обратном направлении: соратники Владимира Путина, наоборот, сплотятся вокруг президента, рассчитывая с его помощью пережить тяжёлое время. Предполагать это можно хотя бы потому, что окружение президента состоит не просто из деловых партнёров или ситуативных союзников, а из людей, которые знают Путина давно и очень хорошо, ясно представляют себе его возможности и осознают, чем для них будет чревато явное выступление против Путина.

Но это всё российские внутриполитические расклады. Для понимания последствий санкций куда более интересно проанализировать дальнейшие действия государств, эти санкции установивших. Очевиден ограниченный характер санкций – они не наносят сокрушающего удара по России или российским властям. Следовательно, даже с этой точки зрения наивным было бы предполагать, что Западу удастся быстро достигнуть хоть какой-либо из целей, реальных или объявленных. Это в свою очередь требует дальнейших шагов. И тут возникает главный вопрос: а какими могут быть эти дальнейшие шаги?

Сейчас в принципе не просматривается каких-либо дальнейших мер против России, не чреватых острым международным кризисом. Более того, время работает на Москву – каждый день приближает момент, когда авторам санкций понадобиться российская помощь. Список вопросов, по которым эта помощь (даже без учёта экономического сотрудничества) может понадобиться обширен. Здесь и Сирия, и Иран, и Афганистан. В связи с последним нельзя не отметить заявление афганского президента Карзая, поддержавшего референдум в Крыму: в Центральной Азии понимают, что нормальные связи с Москвой важны, а американцы в регионе явление временное.

Однако пикантность ситуации состоит в том, что дальнейшее нарастание украинского хаоса потребует от западных столиц договариваться с Москвой и по Украине. Известно, с каким скрипом в Европе и Северной Америке сегодня пытаются запустить процесс оказания Украине финансово-экономической помощи. Без подобной помощи и сотрудничества с Россией социально-экономическое положение на Украине будет быстро ухудшаться. То есть, к традиционным украинским регионально-этническим противоречиям, добавятся социально-экономические проблемы. Ещё больше «масла в огонь» подольёт набирающая обороты борьба «победителей Януковича» друг с другом, являющихся в своём подавляющем большинстве представителями тех же сил, которые «успешно» строили украинскую экономику и государственность последние двадцать лет. С Запада же тем временем раздаются победные реляции, согласно которым Украина выбрала «западный» путь, по которому теперь, вероятно, последуют и все украинские проблемы. При таком раскладе обращение к России за помощью из Брюсселя и Вашингтона является лишь вопросом времени.

Избранный Западом курс санкций зависит от двух факторов: эффективности и постепенности санкций. То есть, помимо того, что санкции должны быть чувствительны, должен существовать солидный запас этих санкций, вводить которые нужно постепенно в соответствии со складывающейся обстановкой. С обоими этими факторами сегодня наблюдаются значительные проблемы: эффективные санкции могут бумерангом ударить по мировой экономике, а достаточного времени для растягивания санкций у Запада просто может не оказаться.

Николай Пахомов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net