Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

16.04.2014 | Игорь Юданов

Муниципальная реформа: перспективы и риски

Вчера Госдума приняла в первом чтении поправки к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления», о чем говорилось с декабрьского послания президента федеральному собранию. Идея реформировать МСУ возникает в России каждый год, под разными предлогами, с экспертным подкреплением и ни к чему не приводит. Как правило, вектор таких проектов направлен на децентрализацию, дерегулирование, бюджетный федерализм. Однако нынешняя реформа МСУ сталкивается с противоположным вектором: чем меньше МСУ и чем оно «ниже», тем лучше. Повестка, вброшенная ОНФ, проанализированная ИСЭПИ, обсужденная ФоРГО, скорректированная муниципальным сообществом и внесенная в Госдуму, не могла возникнуть на пустом месте. Экономическая стагнация с многомиллиардными долгами десятков регионов вынуждает власть двигаться в сторону политической предсказуемости. Но это тот случай, когда предсказуемость в краткосрочном периоде может обернуться непредсказуемыми последствиями в долгосрочном.

Как известно, ИСЭПИ предлагал две схемы реформы. Первая предполагала встраивание второго (верхнего) уровня МСУ в государственную власть. Вторая же предполагала создание на месте крупных городских округов агломераций, управление которыми, опять же, возлагается на региональные власти. Судя по внесенному законопроекту, Кремль выбрал сценарий более независимый, но по факту не сильно отличающийся от второго варианта ИСЭПИ: госвласть де-юре не распространится на второй уровень МСУ, однако формироваться он будет не в ходе прямых выборов как сейчас, а опосредованно.. Жителям 67 крупных городов отныне можно выбирать своих представителей во внутригородских районах (пилотный проект сейчас разработан в Волгограде, где т.н. районные общественные думы в ситуации городского политического хаоса призваны уравновесить безвластие на городском уровне). Из гордум, сформированных представителями внутригородских собраний, будут выбираться председатели (главы городов), выполняющие организационные функции. Помимо этого, депутаты формируют комиссии для выборов сити-менеджера (50% у них и 50% у представителей губернатора), который будет заниматься хозяйственными функциями. Подобная схема будет действовать и для муниципальных районов.

Сразу возникает проблема, что изменений за два года планируется слишком много, и на местах может возникнуть управленческая паника: не всем хочется самораспускаться, переизбираться, терять должности. Суды, внутриэлитные конфликты, передел собственности – вряд ли эти факторы положительно отразятся на результатах думской и президентской кампаний. Внутри городских элит вместо конфликта «губернатор – глава регионального центра» создается почва для множества более мелких, но не слишком приятных конфликтов между административной властью и собраниями внутригородских районов. Глава города (избранный населением, по сути, лишь небольшого количества домов) может не иметь поддержки в других внутригородских территориях. Сити-менеджер же, как известно, не подотчетен горожанам напрямую, и проблема узнаваемости власти на местах может стать определяющей. Второй уровень МСУ не «огосударствлен», чтобы не подвергать региональные власти формальной ответственности сразу за все местные проблемы, а значит дополнительной критике. Если же еще схема распространится на все городские поселения (чего не исключают авторы), то может возникнуть электоральный вакуум. В таких условиях груз ответственности за «протекающие крыши» будет распространяться в том числе и на губернаторскую администрацию, которая де-факто будет назначать своих ставленников в города. Механизмы соединения полномочий с финансированием вроде бы нужны, но может получиться, что у МСУ исчезнет и то, и другое. Если из отзывов со стороны муниципального сообщества (в лице Совета муниципальных образований под руководством депутата-единоросса Вячеслава Тимченко) следовало, что оно больше озабочено своими бюджетами, то всегда существует опция наделения муниципалитетов полномочиями и финансами и без отмены мэрских выборов. Однако на фоне растущих рейтингов власти предварительно принят сценарий централизации. К тому же губернаторы, отвечающие своей шкурой за выполнение майских указов, в результате реформы получают «пряник» в виде подконтрольной мэрии регионального центра.

Причины реформы вряд ли кроются в выявленной коррупции отдельных представителей мэрского корпуса, иначе корректировки были бы более аккуратными: на местах бы уже процветали качественные публичные слушания, независимые НКО и e-government. Также вряд ли федеральный центр испытывал какие-либо проблемы с победами отдельных оппозиционных кандидатов на мэрских выборах – победители в большинстве своем подстраивались под «правила игры» власти и лишь в некоторых случаях – подвергались преследованиям со стороны правоохранительных органов.

Сейчас же призывы к оппозиции идти на выборы и проходить «школу местных власти» в публичном пространстве плохо сочетаются с предстоящей отменой прямых выборов (не пойдут же лидеры оппозиции баллотироваться во внутригородские мини-думы?). Если принять за данность тот факт, что «второй уровень выхолощен», то вряд ли в этом виноваты сами граждане. То есть, конечно, могли бы получше самоорганизовываться, объединяться и ходить на выборы, но тогда власти лучше преподавать «муниципальные азы» как раз им, а не оппозиционерам. Если у граждан «нет возможности дотянуться рукой до местной власти», то к чему эта рука потянется после реформы? Будет ли она тянуться к внутригородским районам?

Вроде бы наметившаяся тенденция по кампании делегитимации института сити-менеджеров наталкивается на встречные предложения отменить выборы мэров с концами. Риски протестных настроений всегда преувеличиваются, но забывать о них тоже не следует. Оптимизация МСУ на уровне 67 региональных цитаделей и всех муниципальных районов может выйти боком губернаторам – латентные протестные настроения рискуют стать явными. Так можно повторить ошибки «семипартийщины» – не нашедшие своего представительства горожане массово пошли на свежий воздух (а на второй-третьей неделе сентября он всегда будет свежим). Угасший огонь оппозиционных настроений в глазах городского сообщества может вспыхнуть с новой силой там, где его не ждут - особенно там, где имеются внутриэлитные расколы. Сконструировать «консервативное большинство» по вопросу реформы МСУ вряд ли получится – за выборность «всего и вся» по опросам выступает большинство населения. Апологизация реформы может столкнуться с непониманием сути: «зачем отменять, кому мешает?». Многостраничные политологические документы могут встретить понимание со стороны экспертного и муниципального сообществ, а вот об уровень понимания простых обывателей можно и споткнуться. Сейчас особенно заметно, что «подкрутка» информации о реформе направлена на акцентирование на позитивных сторонах реформы, которые считаются «базовыми» (отмена выборов либо не акцентируется, либо не упоминается). Но надо понимать, что альтернативные смыслы все равно будут обсуждаться гражданами и могут неблагоприятно сказаться на их доверии к властям всех уровней. Муниципальное сообщество также далеко не везде довольно предлагаемыми мерами. Поэтому не исключено, что законопроект будет серьезно скорректирован в ходе последующих чтений.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net