Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
25.04.2014 | Алексей Токарев
Джон Теффт: еще не посол
После 21 апреля, когда «Нью-Йорк Таймс» анонсировала имя нового главы дипмиссии США в России, а его предшественник Майкл Макфол назвал это имя «идеальным выбором», многие комментаторы принялись анализировать биографию Джона Теффта именно в качестве чрезвычайного и полномочного посла. Как будто он уже вручил верительные грамоты президенту России.
Несмотря на то, что страничка «посол США в РФ» на сайте американского посольства пуста, а сама газета подчеркнула, что администрация Обамы не приняла окончательного решения, Википедия, например, уже числит господина Теффта в качестве преемника Майкла Макфола. Между тем, назначение посла – крайне сложная процедура, требующая множества согласований как в направляющем государстве, так и в стране пребывания. Прежде всего, господин Теффт не прошёл процедуру утверждения в Конгрессе (у Майкла Макфола на это ушло несколько месяцев). Пресс-секретарь Государственного департамента Джейн Псаки не подтвердила факт начала такой процедуры, хотя и не опровергла это. В Твиттер-интервью она написала главному редактору «Эха Москвы» Алексею Венедиктову, что в США «мы все скучаем по послу и очень ждём нашего нового посла в Москве». Подобная политика назначения посла означает, что посредством влиятельнейшей американской газеты администрация Барака Обамы, во-первых, публично «прощупывает почву», пытаясь выяснить реакцию российского истеблишмента, которая уже поступила – также через масс-медиа. Во-вторых, США одновременно выражают своё отношение к России, явно изменившееся в результате Крымского кризиса. Да и сама «Нью-Йорк Таймс» пишет: «Когда несколько месяцев назад Белый дом начал искать замену Майклу Макфолу, кандидатура Теффта вызывала сомнения из-за опасений, что его опыт работы в бывших советских республиках вызовет раздражение у России. Теперь же США не боятся реакции Кремля».
С одной стороны, Джон Теффт – карьерный дипломат, который после политического назначенца Майкла Макфола, невероятно открытого и потому часто выходившего за рамки протокола, смотрится в более системном качестве. С другой, проблемы России ему не чужды. Исходя из общего тона комментариев, заданных статьёй в «Нью-Йорк Таймс», США, редуцируя уровень взаимоотношений с Россией, отправляют к нам крайне далёкого от нашей страны человека.
Между тем, Теффт уже занимался Россией в Госдепе в качестве заместителя начальника отдела по СССР и СНГ, а затем работал в посольстве в Москве в качестве временного поверенного. Наконец, Джон Теффт в отношении России – признанный «ястреб». Сразу после статьи в «Нью-Йорк Таймс» на него наклеили ярлык чуть ли не режиссёра-постановщика «цветных революций» в Грузии и на Украине в 2003-2004 годах. Ранее, такого уровня негативного внимания удостаивался лишь Гиви Таргамадзе – персонаж грузинской политики, со времён протестов на Болотной в мае 2012 года крайне раздражающий Кремль. Господин Теффт возглавлял американскую миссию в Тбилиси во время августовской войны 2008 года, что также не добавляет ему очков перед Старой площадью и Смоленской набережной.
22 апреля 10 минут программы «Специальный корреспондент» телеканала «Россия-1» было посвящено назначению посла. «Майкл Макфол по сравнению с Теффтом – стажёр», - говорила Вероника Крашенинникова из агентства «Россия-сегодня». По её мнению, Джон Теффт - «большой специалист по силовым аспектам смены режима» и «предвестник войны». Сразу же вспомнили и про «пятую колонну», и про желание «развалить Россию изнутри». Даже учитывая этот привычный набор пропагандистских клише в адрес американцев (особенно в периоды охлаждения отношений), необходимо подчеркнуть, что сейчас это преимущественно описание нашего реального отношения к предполагаемому послу: Джон Теффт – не лучшая кандидатура для главы американской дипмиссии. Независимо от того, кем он является на самом деле (профессиональным антикризисным управляющим на дипломатическом поприще или актором жёстких сценариев), Россия раздражена этой кандидатурой. В данном случае назначение свободно говорящей по-русски, 3 года возглавлявшей московское представительство фонда Карнеги Роуз Гётемюллер, о срыве которого писал «Коммерсант», обозначало бы стремление американцев налаживать отношения.
Но цели Белого дома в отношении России на ближайшие 2,5 года озвучены (хотя и неофициальным порядком). После того как процедура назначения Теффта на Родине закончится, в Москву придёт текст примерно следующего содержания:
«Его Превосходительству г-ну С.В. Лаврову, Министру иностранных дел Российской Федерации
Ваше Превосходительство, по поручению Правительства Соединённых Штатов Америки имею честь сообщить Вашему Превосходительству, что предполагается назначить господина Джона Теффта послом США в Москве.
Послужной список господина Теффта прилагается. Имею честь осведомиться, является ли его кандидатура приемлемой для Правительства Российской Федерации.
Примите, Ваше Превосходительство, уверения в моём самом высоком почтении…»[1]
В дипломатическом протоколе такой запрос называется агреманом. Согласно п.1 ч.4 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, «аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве». Сложившаяся международная практика не предполагает отказа в агремане. Более того, процедура запроса агремана непублична, а неутверждение кандидата не афишируется. Государство пребывания либо оперативно соглашается, либо попросту игнорирует запрос агремана. Само длительное промедление означает, что в агремане отказано. Государство не обязано озвучивать причины отказа в принципе (формально это фиксируется вторым пунктом той же статьи Венской конвенции). Т.е. когда нас спросят, хотим ли мы видеть Джона Тефта послом, мы в полном соответствии с дипломатическим протоколом сможем набрать в рот воды. К тому же, если США не заметят то, что им сообщили через передачу «Специальный корреспондент», и проигнорируют единодушную реакцию в российских медиа, не исключено, что какое-нибудь «желтое» российское издание совершенно случайно опубликует разговор российских дисижн-мейкеров о достоинствах господина Теффта в таких выражениях, от которых он сам не захочет никуда ехать.
Однако, реалии двухсторонних отношений, случается, накладывают свой отпечаток на процедуру утверждения послов. В 2009 году при назначении Михаила Зурабова послом в Киеве был публично оглашён запрос России на получение агремана. А само назначение затянулось гораздо больше устоявшегося срока в 36 дней. Президент Ющенко подписал агреман, когда все сроки приличия уже истекли. С учётом явного желания США щёлкнуть назначением Теффта нас по носу, мы вполне сможем ответить тем же, например, в нарушение практики дав отказ на агреман. Озвученный публично он будет означать снижение уровня дипломатических отношений. США вряд ли предложат новую кандидатуру, и миссию в Москве возглавит временный поверенный – дипломатический сотрудник рангом ниже чрезвычайного и полномочного посла. Остаётся надеяться либо на то, что позиция российской стороны будет услышана, и до отказа в агремане начнутся согласования в комитетах Конгресса по международным делам другой кандидатуры, либо Москва всё-таки примет Теффта, согласившись на новые условия игры – те, которые американская газета описала как «Россия больше не интересует Америку».
Алексей Токарев - к.п.н., научный сотрудник Центра глобальных проблем Института международных исследований МГИМО (У) МИД РФ
[1] Стандартный текст послания страны, направляющей посла, в адрес МИД принимающей страны.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.