Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
07.05.2014 | Татьяна Становая
План - не провалиться в пропасть
Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер обнародовал в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung план из пяти пунктов для урегулирования кризиса в Украине. Этот план – скорее стремление удержать ситуацию от дальнейшего провала дипломатических усилий: поле для сближения позиций между Россией, с одной стороны, и Западом и Украиной, с другой, сужается. Германия в такой ситуации прикладывает усилия к тому, чтобы сохранить ситуацию в управляемом русле, а также удержать инициативу и особую роль Берлина в нынешнем кризисе.
Германия явно пытается занять особое место в разрешении нынешнего кризиса отношений между Россией и Западом, а также самого украинского кризиса. Москва доверяет немецким политикам, а в США понимают, что именно Германия задает тон европейской внешней политике. Министр иностранных дел Германии, известный своей относительно прагматичной позицией в отношении России, пытается зацепиться за последнюю возможность не допустить скатывания ситуации в пропасть.
В своей статье для Frankfurter Allgemeine Zeitung Франк-Вальтер Штайнмайер предлагает пять шагов по урегулированию украинского кризиса. Первое - проведение второй раунд четырехсторонних переговоров относительно Украины. «Это было бы мощным политическим сигналом того, что все четыре стороны встречи в Женеве признают договоренности и хотят воплощать их в жизнь», – считает он. Иными словами, для главы немецкого МИДа, сама встреча имеет даже бОльшее значение, чем ее возможный результат.
Второе – признание легитимности президентских выборов. Это скорее дежурное требование: Россия четко дает понять, что не признает ни голосование, ни его победителя, а после трагедии в Одессе, вероятность компромисса вокруг выборов сводится к нулю. Более того, вся политика Москвы направлена на то, чтобы максимально ослабить позиции будущего президента Украины: референдумы в Луганской и Донецкой областях должны поставить под сомнение сам процесс волеизъявления на значительной части территории страны.
Третье – создание «форумов для диалога: круглых столов, конференций мэров и губернаторов и прочих подходящих форумов для официального диалога на национальном, региональном и местном уровнях с использованием опыта ОБСЕ». Диалог – это, конечно, очень хорошо и даже безальтернативно в ситуации, когда стоит задача избежать военного сценария (причем военного сценария в любом случае – с точки зрения рисков гражданской войны и с точки зрения вмешательства России). Однако в нынешней ситуации предложение о проведении форумов вряд ли будет эффективным: когда стороны имеют между собой глубокие идеологические разногласия, а также кровь соратников, разговора не получится.
Четвертое – «широкомасштабные и одновременно быстро реализуемые консультации по конституционной реформе с целью активного вовлечения всех частей страны и общества и предприятия действий в направлении жизнеспособного консенсуса». Это, в общем, именно то, что должно было стать результатом женевских договоренностей, но не стало. Киев утверждает, что конституционные поправки разрабатываются, однако восточные элиты к процессу не подключены (да и неясно, кого подключать, если основными ньюсмейкерами оказываются «сепаратисты и «террористы»).
Однако из ключевых системных проблем украинского кризиса является игнорирование Западом и Киевом факта наличия на Востоке страны другой стороны конфликта. Протест на востоке воспринимается исключительно как проецирование московских геополитических амбиций, что неверно ровно в такой же степени, как и обвинение майдановцев в полной управляемости Госдепом США. Другой вопрос, что технически трудно найти субъектов на востоке, с которыми можно было бы вести переговоры. Нынешние лидеры пророссийских сил, захватывающие здания, достаточной легитимностью не обладают. Тем не менее, важно хотя бы ставить вопрос о необходимости договариваться с востоком, и, надо отдать должное Штайнмайеру, он это делает убедительно.
Пятое – «продолжать усилия по разоружению негосударственных групп и освобождению общественных зданий и мест по всей стране». Еще один пункт женевских договоренностей, игнорируемый всеми сторонами.
В действительности украинский кризис, возможно, вовсе не так уж и запущен, если принять во внимание, что гипотетический компромисс так или иначе вырисовывается, а Россия, например, готова пойти на ряд уступок (тот же отказ от слова «федерализация»). Суть его состоит в том, чтобы закрепить децентрализацию в Конституции, придать больше гарантий защиты прав русскоязычных, передать функции расследования фактов применения насилия со всех сторон международным структурам (это помогло бы и канализировать разногласия между Россией и Западом, выведя их за пределы рамок гипнотического компромисса). Проблема украинского кризиса не в том, что по нему невозможно найти компромисс, а в том, что он усугубляется кризисом механизмов реализации договоренностей. Отсутствие механизмов реализации соглашений делает любые переговоры беспомощными.
Вероятно, что до президентских выборов, шансы на сближение позиций сторон практически равны нулю, а ситуацию только будет, напротив, накаляться. Однако сторонам, возможно, имеет смысл настроиться на постэлекторальный период, концентрируясь на конституционном процессе и выстраивании именно механизмов обсуждения нового Основного закона. Роль же внешних игроков должна возрасти: Украина, оказавшаяся на грани гражданской войны нуждается в посредниках, и России в такой ситуации нужно приложить массу усилий, чтобы переломить ситуацию и заставить мировое сообщество относиться к Кремлю не как к источнику дестабилизации в Украине, а как к ключевому игроку региона, от которого во многом зависит дальнейшая судьба Украины. Пока у Москвы это совсем не получается, да и, видимо, задачи такой не стоит. А значит, риски хаотизации процесса течения украинского кризиса будут только нарастать.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.