Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.05.2014 | Марина Войтенко
Об экономических прогнозах и регулятивных рисках
В начале мая наступил очередной этап уточнения прогнозов перспектив глобального хозяйства. 2014-й уже набрал темпы – тренды определились. Ожидания ОЭСР по росту мировой экономики на текущей год – 3,4%, на 2015-й – 3,9%[1]. В роли локомотивов закрепились развитые экономики.
Наиболее заметно восстановление в США, где ВВП по итогам 2014 года прибавит 2,6% и 3,5% в 2015-ом. Еврокомиссия несколько более сдержанна в оценках перспектив Штатов, хотя и отмечает позитивную динамику. На текущий год она незначительно снизила прогноз – с 2,9% до 2,8%, подтвердив ориентировку на 2015-й на уровне 3,2%.
В отношении Японии мнения обеих организаций сходятся – на экономическую динамику будет давить реформа в налоговой сфере, особенно повышение налога на потребление. В результате темпы роста окажутся весьма умеренными. В ОЭСР полагают, что они будут ограничены 1,2% в 2014 и 2015 годах, в ЕК – 1,5% и 1,3% соответственно.
По сравнению со своим зимним прогнозом 5 мая Европейская комиссия немного повысила оценки динамики ВВП ЕС-28 – с 1,4% и 1,9% до 1,6% и 2,0%. И ОЭСР, и ЕК отмечают значительные улучшения в зоне евро после трех лет сокращения экономического роста. Их ожидания – 1,2% в текущем году и 1,7% в будущем – не выглядят чересчур оптимистичными, поскольку показатели периферийных стран серьезно улучшаются, что уже вызвало ралли на рынках облигаций в начале мая. Доходность десятилетних суверенных бондов Италии впервые опустилась ниже 3% годовых. Также до рекордного минимума 6 мая снизилась и доходность десятилетних облигаций Испании – на 4 базисных пункта до 2,946% годовых.
Агентство Fitch уже заявило о том, что видит возможность улучшения рейтингов ряда проблемных стран еврозоны в случае дальнейшего развития ситуации по благоприятному сценарию, который предполагает восстановление экономики и снижение показателей госдолга. В среднесрочной перспективе при благоприятном сценарии наилучший потенциал для повышения рейтингов сразу на несколько ступеней имеют Ирландия, Португалия и Испания.
Для таких оптимистичных ожиданий, судя по всему, есть все основания. В начале второго квартала восстановление экономики Еврозоны ускорилось. Данные аналитического агентства Markit Economics свидетельствуют о том, что темпы роста производственного сектора и сектора услуг в апреле оказались рекордными за последние три года. Сводный индекс менеджеров закупок (PMI[2]) 18 стран зоны евро вырос до максимальных с мая 2011 года 54 пунктов по сравнению с 53,1 пункта в марте, что совпало и с ожиданиями аналитиков, опрошенных агентством Bloomberg. Такой тренд деловой активности, несомненно, явный позитив и для евро, и для среднесрочных перспектив экономики Еврозоны в целом.
Страны БРИКС, по прогнозу ОЭСР, могут зафиксировать экономический рост в текущем году на уровне 5,3% и 5,7% в 2015-ом. Лидером опять окажется Китай, хотя темпы и здесь замедляются. ОЭСР ожидает увеличения ВВП Поднебесной чуть ниже 7,5% в 2014 и 2015 годах. Еврокомиссия снизила прогноз с 7,4 до 7,2% в 2014 году и с 7,4 до 7,0% в 2015 году. В докладах обеих организаций подчеркивается, что замедление динамики происходит из-за движения страны к более устойчивому росту. Однако последствия этого будут зависеть от реакции государства на любое заметное снижение темпов и его реальной готовности к проведению структурных реформ.
Рост ВВП России в 2014 году, по оценкам ОЭСР, замедлится до 0,5% с 1,3% в 2013 году. При этом в 2015 году ОЭСР предвидит ускорение темпов роста российской экономики до 1,8%. В принципе такие низкие оценки российских перспектив были уже давно ожидаемы. Торможение роста, обусловленное недостаточными темпами проведения структурных реформ, усугубляется геополитической неопределенностью, возникшей в результате конфликта в Украине.
В конце апреля глава миссии Международного валютного фонда (МВФ) в РФ Антонио Спилимберго заявил, что экономика России уже испытывает рецессию. По данным Минэкономразвития, ВВП за первый квартал 2014 года, с исключением сезонного фактора, снизился на 0,5% к четвертому кварталу 2013 года, снижение произошло впервые после роста в течение трех кварталов подряд. При этом Минфин не исключил вступления экономики РФ во втором квартале в техническую рецессию, когда два квартала подряд ВВП, очищенный от сезонного фактора, будет снижаться.
Основания таким предположениям есть. Все основные показатели, используемые при расчете индекса PMI, в апреле ухудшились. Общий индекс объемов производства в промышленности и секторе услуг вновь оказался ниже критической отметки в 50 пунктов и составил 47,6 пункта против 47,8 пункта в марте. Более того, в середине весны этот показатель опустился на рекордно низкий за почти пять лет (59 месяцев) уровень. Средний показатель индекса объемов производства в промсекторе и сфере услуг РФ за январь-апрель 2014 года составил 48,8 пункта, за аналогичный период 2013 года он составлял 53,9 пункта.
Объемы новых заказов в сфере услуг сокращаются уже второй месяц подряд, что наблюдается в российской экономике впервые за последние четыре года. Более того, темпы этого сокращения оказались самыми быстрыми с июля 2009 года. Объемы новых заказов в промышленности снижаются пятый месяц подряд, а общий объем новых заказов в обрабатывающих отраслях и сфере услуг РФ в апреле падал темпами, самыми быстрыми с мая 2009 года.
В Минфине полагают, что в такой ситуации динамика ВВП имеет все шансы уйти в отрицательную область. Причем показатели третьего квартала, как сообщил 6 мая журналистам директор департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максим Орешкин, будут во многом зависеть не только от уровня неопределенности на фоне геополитических рисков, но и от «резкости замедления кредитной активности банковской системы на фоне повышения ключевой ставки Банком России и существенного роста ставок денежного рынка».
Помимо ужесточения монетарной политики, неизбежного в целях укрощения роста цен и инфляционных ожиданий, а также закономерного в таких обстоятельствах ухудшения ситуации с ликвидностью (в начале мая ЦБ РФ на аукционе репо предоставил более 3 трлн. рублей) банковский сектор подстерегают и другие рукотворные опасности.
Как известно, риски в глобальной экономике очень нередко имеют регулятивную природу, когда те или иные международные стандарты либо чересчур долго внедряются в практику, либо не в полной мере соблюдаются сторонами, вначале их согласовавшими. Одно из немногих исключений – это, пожалуй, координация реформ в финансовых секторах, начатых во многих странах в 2009-2010 годах. Ощутимый прогресс, например, наблюдается в борьбе с уклонением от налогов.
6 мая случилось событие, открывающее немало новых перспектив в этой сфере. Члены организации экономического сотрудничества и развития и еще 13 других государств подписали декларацию о внедрении системы автоматического обмена налоговой информацией. Многие деловые СМИ в мире отозвались на это заголовками о начале конца принципа банковской тайны, которым компании злоупотребляли с целью облегчить налоговое бремя. Заметим, что фанфарная медь такого «высокого стиля» на сей раз, действительно, имеет под собой определенные основания.
Дело в том, что к разрабатываемому в ОЭСР стандарту сразу присоединились Швейцария, Люксембург и Сингапур. Иными словами, ни один из крупнейших международных финансовых центров теперь не будет обладать преимуществами перед другими, отказывая в запросах на раскрытие информации о счетах, вкладах и т.п. (и, естественно, о движении по ним денежных средств) иностранных граждан. При этом принципиально важен зафиксированный в декларации (DeclarationonAutomaticExchangeofInformationinTaxMatters) принцип взаимности: если просишь предоставить сведения об операциях своих физических или юридических лиц за рубежом, будь готов адекватно ответить, когда к тебе обратятся с тем же вопросом.
Кроме того, новая электронная система (предполагается, что в полном объеме она заработает к 2017 году) будет автоматически без запроса собирать соответствующие данные (например, о вкладах) и предоставлять ее раз в год в уполномоченные финансовые органы стран-участниц. Наблюдатели отмечают, что многим странам (той же Швейцарии) предстоит вносить поправки в национальное законодательство, которые бы регулировали «изъятия из принципа банковской тайны». Тем не менее, сам факт подписания декларации – очевидное свидетельство тому, что одобренный еще в прошлом году совместный план ОЭСР и Большой двадцатки» по противодействию эрозии налогооблагаемой базы и выводу прибыли в другие юрисдикции начинает исполняться.
Россия, к сожалению, не оказалась в числе подписантов – ОЭСР в знак солидарности с международными санкциями приостановила с ней все переговорные процессы. И все же, работа над внутренним российском законодательством, которое должно быть совместимо с новыми международными стандартами, продолжается в полном объеме. Речь идет об определении налогового резидентства для юридических лиц, создании механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, готовности к обмену информацией по налоговым вопросам (что предполагает ратификацию Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, подготовку типового межправительственного соглашения об обмене данными с оффшорными и низконалоговыми юрисдикциями и т.д.), а также о совершенствовании законодательства о трансфертном ценообразовании.
При этом главный вопрос даже не в содержании на самом деле весьма непростых налогово-правовых новаций, а в минимизации риска отстать от скорости международного регулятивного мейнстрима в этой сфере. О том, с какими потерями для национальной экономики это может быть связано, наглядно показывает ситуация с российскими банками, оказавшимися в конфликтной ситуации в связи с налоговым законом США о контроле за иностранными счетами американских юридических и физических лиц (FATCA).
Напомним, что еще в 2010 году Конгресс США принял закон по борьбе с уклонением от уплаты налогов путем использования счетов за рубежом. 1 июля 2014 года должен был завершиться переходный период, в рамках которого либо уполномоченным органом других стран, либо их банкам и финансовым институтам напрямую предлагалось заключить двусторонние соглашения со службой внутренних доходов США (USAInternalRevenueService) об обмене налоговой информацией и исполнении функций налоговых агентов. Если такие отношения не установлены, то американские банки уже летом текущего года получили бы право взимать 30%-ый налог со всех транзакций зарубежных финорганизаций, проведенных в зоне юрисдикции США[3]. К настоящему времени соглашение о присоединении к FATCA заключили более 50 стран, регуляторы во многих других государствах разрешили национальным фининститутам прямую аккредитацию в ARS.
В России пока нет ни того, ни другого. Межправительственные переговоры приостановлены – это одна из санкций США. А поправки в российское законодательство, разрешающие раскрывать информацию налоговым органам других стран об их резидентах – не приняты. Между тем, срок аккредитации истекал уже 5 мая.
Ситуацию спасла неразворотливость американской бюрократии: служба внутренних доходов попросту не успела опубликовать скорректированные (после многомесячных консультаций с международным банковским сообществом) требования к процедурам идентификации налогового статуса клиентов-юрлиц, то есть поиска среди них американских бенефициаров. В итоге применение системы идентификации отсрочено на шесть месяцев, до 1 января 2015 года.
Банки во многих странах мира перевели дух. Откроется ли второе дыхание у их российских коллег – вопрос, остающийся пока без ответа. МИД РФ до сих пор не изменил позиции о недопустимости какого-либо самостоятельного участия в FATCA. Банк России тоже не дал ясных разъяснений. Поправки в законодательство в лучшем случае заработают со второго полугодия. В итоге риски потерять возможность вести не только операции с американскими активами, но вообще поддерживать любые отношения с фининститутами, присоединившихся к FATCA, продолжают висеть дамокловым мечом над банковским сектором РФ.
Пример с FATCA показывает, если годами тянуть с необходимостью сделать что-то очевидное и по большому счету неизбежное, то с высокой вероятностью можно столкнуться с экономическими потерями, гораздо большими, чем те, что уже заложены в малоутешительные майские прогнозы для России.
Марина Войтенко – экономический обозреватель
[1] ВВП государств, входящих в саму организацию, как ожидается, увеличится на 2,2% в 2014-м и на 2,8% в 2015-м.
[2] Напомним, значение индикатора выше 50 пунктов говорит о повышении активности в экономике, ниже этого уровня – о ее снижении. Сводный PMI еврозоны находится выше уровня 50 пунктов с июля 2013 года.
Показатель деловой активности от MarkitEconomicsчасто используется в качестве опережающего индикатора, позволяющего достаточно точно определить динамику ВВП. Высокая корреляция между этими показателями существенно увеличила влияние публикаций данных по PMI на динамику валютных курсов.
[3]Это в основном будет относится к так называемому инвестиционному доходу от ценных бумаг США, включая казначейские облигации. Платить 30% с процентного дохода и дивидендных выплат – само по себе накладно. Кроме того, это еще и удар по международной конкурентоспособности фининститутов и гарантированный отток клиентов. В случае регулярного непредоставления банком информации ARS, его корсчета в США попросту могут быть закрыты.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.