Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.05.2014 | Александр Гущин
Проблема Гальского района в контексте современной внутриполитической ситуации в Абхазии
Внутриполитическая обстановка в современной Абхазии не так часто попадает в сферу внимания российских СМИ, лишь изредка уделяющих внимание молодой республике, да и то в основном в контексте геополитики, российско-грузинской проблематики, вопросов «черкесского мира». Вместе с тем, эта обстановка в последние месяцы серьезно накалилась. Конфликт между президентом Анквабом с одной стороны и оппозицией с другой вышел на новый виток. Оппозиция, основу которой составляет группа, связанная с покойным первым президентом Абхазии В. Ардзинбой, и лидером которой является Р.Хаджимба, усилила давление на власти, используя свое значительное влияние среди бизнес-элиты.
Линий противостояния много. Это и нецелевое расходование российской помощи, и неправильная, по мнению оппозиции, экономическая политика, когда средства в основном вкладываются не в реальный сектор экономики, а в строительство школ, детских садов, спортивных и курортных объектов, то время как необходимо создание новых производств и рабочих мест, и жесткая критика действий властей в Ткуарчальском районе и городе Ткуарчал. Там недавно разразилась эпидемия дизентирии, и стала сразу особенно остро чувствоваться нехватка медицинских кадров. Однако, помимо критики в экономическом контексте и антикоррупционной риторики, важным направлением противоборства власти и оппозиции стала проблема паспортизации населения Гальского района Абхазии.
Гальский район – особый регион Абхазии, в котором проживают мингрелы, ошибочно называемые в некоторых средствах массовой информации грузинами. При этом многие из мингрел, которых принято считать субэтносом грузинского народа, (а некоторые ученые, например известный лингвист Д.Хьюитт, считают отдельным народом) имеют абхазские корни. В XVIII-XIX вв., в результате противостояния в Самурзакане кланов Чачбы и Дадиани, вследствие действий российских имперских властей, а позже в результате советской национальной политики, доля грузинского (в том числе мингрельского) населения в Абхазии постоянно росла, что привело к их серьезному численному превосходству над абхазами.
Сегодня национальные отличия мингрел от грузин, их традиционная лояльность абхазам, которая уходит корнями еще в период миграции с земель мингрельского клана Дадиани, языковые отличия, (мингрелы говорят на своем, не имеющем письменности языке, а пишут на грузинском), используются сторонниками паспортизации и обретения гражданства жителями Гальского района. Постулируется и тезис о том, что жители Гальского района практически не уезжают из республики, что демонстрирует лояльность мингрельского населения сухумским властям.
Противники паспортизации из среды оппозиции, в том числе ушедший в отставку секретарь совета безопасности Абхазии С.Лакоба, напротив, привлекают внимание к рискам при выдаче паспортов. С их точки зрения выдача паспортов способна привести к укреплению грузинского влияния в Абхазии и в перспективе поставить вопрос о реинтеграции с Грузией, особенно принимая во внимание сокращение доли абхазского населения. По мнению оппозиционеров, предоставляя абхазский паспорт, власти Абхазии не могут быть уверены в том, что лица, которым вручают паспорта, не имеют второй грузинский паспорт, а раздача гражданства является, с их точки зрения, предвыборным ходом. Последний аргумент вызывает особое внимание, ведь на выборах действующего президента, а также прежнего руководителя Абхазии, ныне покойного президента С.Багапаша,мингрельское население поддерживало именно их. Оппозиция до сих пор использует это и стремится не допустить повторения такого сценария в будущем.
Вокруг паспортизации сломано уже немало копий, и сам процесс приобрел характер, скорее политический, нежели технический. Более того, начался процесс отбора ранее уже выданных паспортов, что также усиливает напряженность. По данным оппозиции, озвученным одним из оппозиционных лидеров В. Габния на круглом столе «Абхазия в современном мире», который состоялся в Сухуме 7 мая 2014 г. работа парламентской комиссии показала – из 800 ранее выданных паспортов 125 принадлежали лицам, воевавшим на стороне Грузии. Оппозиция обвиняет власти в коррупции при выдаче паспортов и подчеркивает при этом, что Гальский район де-факто находится в эмиссионном пространстве с Грузией и по многим критериям не принадлежит Абхазии.
Что же означает для современной Абхазии такое противостояние между властью и оппозицией вокруг вопроса о паспортизации? Прежде всего, на мой взгляд, то, что в условиях необходимости стратегического перехода от политики восстановления к политике модернизации и развития именно проблематика полиэтничности является одной из самых проблемных для Абхазии. Приходится признать, что за 20 лет послевоенного развития, Абхазия пока не смогла выстроить системную политику в отношении Гальского района и никакие полумеры в виде раздачи паспортов, изменения районирования – выделение Ткуарчальского района и тд. компенсировать отсутствие такой политики не могут. А вместе с тем, именно решение гальской проблемы является во многом своеобразным экзаменом для абхазской государственности.
До сих пор граница между Абхазией и Грузией по реке Ингури реально не контролируется абхазскими властями, в то время как в регионе присутствуют российские войска, абхазская армия, а МВД Гальского района в большинстве своем состоит из этнических абхазов. В условиях отсутствия границы существует значительная коррупционная составляющая, многие по обе стороны границы заинтересованы в нынешнем положении дел и не прочь получать незаконную прибыль, пользуясь слабоохраняемой границей. Отсутствие системного подхода к решению гальской проблемы сказалось и на уровне социально-экономического развития. Восточная Абхазия сегодня отсталый регион, в котором безработица среди молодежи зашкаливает за все мыслимые нормы, а преступность, в том числе уличная, заметно выше, чем в других районах страны.
Есть и геополитическое измерение. После признания Абхазии со стороны России в 2008 г. наступила фаза плато. Абхазия, экономически зависимая от России, но стремящаяся при этом вести стратегическую линию на сохранение и укрепление независимости (согласно прошлогодним данным чешского агентства Mediu Orient, население Абхазии, особенно этнические абхазы в большинстве своем 59 процентов выступает за независимость) не вышла в полной мере на международную арену. Череды признаний, сравнимой с динамикой Косово, не последовало, хотя это и не умаляет заслуг Абхазии по развитию региональных связей с европейскими регионами, прежде всего курортной специализации, и тот интерес, который проявляют к Абхазии транснациональные акторы.
Деятельность внешних нероссийских игроков серьезно затруднена по причине промосковской ориентации как власти, так и абхазской оппозиции, что объясняется той помощью, которая Россия оказывает республике, а также памятью о войне, по-прежнему являющейся фактором консолидации абхазского общества. Однако в условиях относительной изоляции Абхазии и обострения международной напряженности после событий в Украине, именно Гальский район может использоваться как фактор дестабилизации со стороны внешних сил, вполне способных использовать его как полигон для действий, направленных на выдавливание России из Абхазии и реинтеграцию Абхазии и Грузии. В этом разрезе мингрельское население представляет для западных и грузинских стратегов большой интерес. Гальская проблема является многоаспектной и влияет на все внутриполитическое развитие Абхазии. Поэтому представляется важным, чтобы Абхазия на основе внутреннего консенсуса между оппозицией и властью, наконец, выработала с помощью России эффективную модель полиэтничного государства и адекватную современным вызовам модель гражданской нации, которая предполагала бы интеграцию населения Гальского района в абхазское общество.
При этом вопрос паспортизации является важным, но не определяющим, ибо настоящим гражданином человек становится вне зависимости от того, есть ли у него паспорт или нет, а в результате трансформации самосознания. Именно политика интеграции в отношении гальцев, несмотря на грузинскую пропаганду и на сложности отношений в контексте исторической памяти о войне, является залогом решения гальской проблемы. Ясно, что было бы неправильным раздавать гражданство всем гальцам, без проверок и в массовом порядке, но и ограничиться только видами на жительство, было бы контрпродуктивным, прежде всего для самой Абхазии.
Любые решения относительно Гальского района должны сопровождаться установлением реальной, а не только обозначенной на карте границе с Грузией, что поставит заслон на пути коррупции, и будет способствовать более тесным связям мингрел и Абхазии. При этом необходим целый комплекс мер по целенаправленному развитию Всточной Абхазии в экономическом.социальном и инфраструктурном плане, ведь ни для кого в Абхазии не секрет, что мингрелы, ведущие торговлю на сопредельных грузинских территориях посредством ее хотя бы в какой – то мере повышают свои низкие доходы и уровень жизни. Именно решение гальского вопроса на основе консенсуса, недопущение деления населения Абхазии на лиц первого и второго сорта, и активная помощь России в разработке новой национальной стратегии может уберечь молодую республику от серьезных внутриполитических потрясений. В противном случае использование национального вопроса в политических целях, в том числе с применением такого традиционного народного метода как сход, действенного в догосударственный период, но мало сочетающегося с парламентаризмом, действительно способен создать в республике сепаратистский очаг, который может быть использован заингурскими соседями Абхазии.
Александр Гущин – доцент кафедры стран постсоветского зарубежья РГГУ
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.