Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Кавказ
19.05.2014 | Сергей Минасян
Грузия: в НАТО с «черного входа»?
12 мая 2014 г., в ходе визита французского президента Франсуа Олланда в Грузию ему были продемонстрированы военнослужащие грузинских вооруженных сил, которые в самое ближайшее время должны быть отправлены в Центральноафриканскую Республику (ЦАР) для участия в составе французского контингента в миротворческой операции ЕС в этой далекой стране. Президент Олланд назвал решение грузинского правительства отправить миротворческую роту из 150 военнослужащих «эмоционально важным для себя». Более того, французский президент отметил, что решение Тбилиси об отправке миротворцев в Африку может продемонстрировать всем в Европе, какую пользу может принести ей Грузия, «когда в будущем войдет вопрос о ее возможном полноправном членстве в ЕС».
В настоящее время рота грузинских ВС проходит интенсивные тренировки под руководством французских инструкторов на одной из грузинских военных баз. Наряду с этим, данное событие является важным индикатором смещения акцента как в планах дальнейшего развития и военного строительства ВС Грузии, так и в политике официального Тбилиси в вопросах дальнейшего сближения с НАТО, с целью получения от Альянса долгожданной Программы действий по членству в нем (Membership Actions Plan). Фактически, происходит смещение целей военного строительства Грузии с «классических» задач как по обороне страны от военной агрессии (в первую очередь, в восприятии официального Тбилиси – от угрозы с севера), так и попыток возвращения отколовшихся Абхазии и Южной Осетии военным путем к акценту на развитие миротворческого потенциала ВС Грузии.
Нельзя сказать, что данная трансформация в сфере безопасности и военного строительства является только инициативой новых грузинских властей. Эта тенденция началась еще при правительстве М.Саакашвили, уже после завершения «Пятидневной войны» августа 2008 г. Однако после прихода к власти «Грузинской мечты», уже примерно к середине 2013 г. это стало уже более видимым. В частности, при М.Сакашвили, с учетом опыта «Пятидневной войны», в ходе структурных преобразований в грузинских вооруженных силах основное внимание уделялось формированию и оснащению частей ПВО и противотанковой обороны, а также реформированию системы подготовки резервистов, обнаружившей серьезные недостатки в ходе войны. Пусть и не в прежних объемах, но продолжались закупки вооружений и военной техники, с упором на восстановление потенциала артиллерийских и бронетанковых подразделений, а также оснащение сухопутных войск новыми видами противотанкового вооружения и средств ПВО. Реформа грузинской армии включала в себя также адаптацию к новым условиям, в том числе к ведению локальных конфликтов по современным стандартам с использованием средств радиоэлектронной борьбы и беспилотной авиации. Главным противником стали считаться не столько армии Абхазии и Южной Осетии, сколько российские военные базы в этих странах и Северо-Кавказский военный округ ВС РФ.
Примерно с конца 2010 г. стали предприниматься работы по формированию боеспособной системы резерва, которая продемонстрировала свою полную непригодность в ходе августовской «Пятидневной войны» 2008 г. Предполагалось, что формирующаяся система военного резерва в Грузии будет делиться на два типа: резерв сухопутных войск, состоящий из бывших военнослужащих, которые будут проходить обязательную военную службу в резерве, и второй тип – резерв территориальной обороны, комплектуемый на добровольной основе, по территориальному принципу, для поддержки местных властей в случае военных действий и чрезвычайных ситуаций. Публичные обсуждения относительно проекта Концепции системы военного резерва продолжились вплоть до первой половины 2012 г., когда подготовка к парламентским выборам в октябре того же года практически затмила собой всю остальную активность, в том числе и военного ведомства.
Новый министр обороны Грузии (с ноября 2012 г. ) в правительстве Бидзины Иванишвили Ираклий Аласания выдвинул уже новые концептуальных подходов к дальнейшему развитию и реформированию ВС Грузии. Формально подходы Аласания не отличались от подходов предыдущих министров обороны, однако важнейшим было подтверждение им решимости продолжить участие ВС Грузии в международной миротворческой операции НАТО в Афганистане, с их последующим реформированием и трансформацией. Еще в августе 2009 г. Грузия приняла решение об отправке в Афганистан грузинских войск в составе миротворческих сил НАТО, который стал самым многочисленным контингентом из числа стран, не входящих в Североатлантический Альянс. Грузии имеется самый большой контингент из числа постсоветских и не входящих в НАТО стран – примерно 1570 военнослужащих.
С другой стороны, военно-политическое руководство Грузии, видимо, пришло к выводу, что на нынешнем этапе наиболее эффективным способом добиться, как минимум, углубления интеграции с Альянсом является именно активное участие грузинских подразделений в совместных миротворческих операциях НАТО. Если во времена М.Саакашвили миротворчество являлось хоть и важным направлением военного строительства в Грузии (по сравнению со развитием ВС, способных силовым путем восстановить юрисдикцию Тбилиси над Абхазией и Южной Осетией и в ограниченных рамках даже противостоять вовлечению России), то в настоящее время оно становится первоочередным.
В соответствии с данной логикой Грузия стала ускоренно осуществлять постепенное перевооружение с систем советского/российского производства на вооружения «натовского стандарта», с упором на приобретением систем более мобильного характера. В конце 2013 г. военным ведомством Грузии было объявлено о снятии с вооружения всех вертолетов советского/российского производства (ударных Ми-24 и Ми-25 и многоцелевых Ми-8) и замене их на западные образцы авиационной техники. Также были анонсированы планы о постепенной замене танков Т-55 и Т-72 грузинской армии на системы противотанкового вооружения западного производства.
Дополнительную важность для перспектив военного строительства в Грузии и упора на легкие, мобильные силы, способные участвовать в миротворческих операциях и операциях по поддержанию мира и стабильности стало решение ЕС о возможности включения грузинских подразделений в состав сил быстрого реагирования ЕС, принятое в 2013 г. Результаты этого уже стали видимы в первой половине 2014 г., когда началась практическая подготовка к развертыванию миротворческого контингента ВС Грузии в ЦАР. Сделанное президентом США Бараком Обамой в конце марта 2014 г., заявление о нереалистичности в ближайшее время вступления Украины в НАТО вызвало серьезное разочарование и беспокойство в Грузии. Однако при этом оно также проиллюстрировало осознание Западом того, что в нынешних условиях предоставление Грузии возможности членства в НАТО в восприятии Москвы означает реальный переход «красной линии». Естественно, что общественность Грузии серьезно надеялось на то, что в свете развитий в Украине и обострения отношений России с Западом возникает возможность предоставления их стране MAP в ходе ожидаемого в сентябре 2014 г. очередного саммита НАТО в Великобритании, однако на данный момент такой сценарий представляется не вполне реалистичным.
Тем не менее, именно в данных условиях упор на повышение миротворческого участия Грузии в операциях НАТО и ЕС в различных регионах мира может получить особое военно-стратегическое значение для дальнейшего сближения Грузии с Альянсом. Это тот случай, когда делается попытка решения проблемы не на том уровне, на котором она сталкивается с наибольшими трудностями (т.е. военно-стратегическом, на уровне геополитического противоборства России с Западом), а на более низком, если можно выразиться – техническом уровне оперативного взаимодействия ВС Грузии и структур НАТО. В определенной мере попытки Грузии можно сравнить с участием воинских контингентов Греции и Турции в корейском войне 1950-53 гг. в составе контингента ООН. Как известно, участие Греции и Турции в корейском войне явилось, хотя бы на публичном уровне, одним из решающих факторов по включению этих двух стран в состав НАТО в ходе так называемого «первого расширения» Североатлантического Альянса в феврале 1952 г. Удастся ли Грузии повторить этот путь – покажет динамика развития геополитических процессов на постсоветском пространстве.
Сергей Минасян - доктор политических наук, заместитель директора Института Кавказа
Комментарии
Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.