Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

26.05.2014 | Татьяна Становая

Путин в Китае: разворот на Восток или диверсификация?

20-21 мая состоялся визит президента России Владимира Путина в Китай, результат которого глава государства назвал «фантастическим». В первый день визита было подписано 43 документа, во второй разрешилась главная интрига последних 10 лет – подписание контракта на поставки российского газа между «Газпромом» и CNPC. Визит имел особое значение на фоне возвращения Запада к политике «сдерживания» России: Москва ищет не только экономического, но политического союза с Китаем, рассчитывая на более равноправный диалог в последующем с Западом.

Ключевым событием визита Путина стал, безусловно, газовый контракт, переговоры о заключении которого «Газпром» ведет ровно 10 лет. В октябре 2004 года Россия и Китай подписали рамочное соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере. Речь шла пока о создании координационного комитета CNPC и «Газпрома», который должен был работать над вопросом поставок газа в Китай. Тогда цели ставились гораздо более скромные: поставки лишь 20 млрд. кубометров газа в год. Однако мало кто мог тогда спрогнозировать, что переговоры настолько затянутся.

Итак, по подписанному газовому контракту «Газпром» обязуется поставлять Китаю по восточному маршруту до 38 млрд. кубометров в год в течение 30 лет (общий контрактный объем составит 1,032 трлн. стоимостью $400 млрд.). Цена на газ, которая была главной интригой и самым спорным моментом, официально не раскрывается. «Коммерческая тайна», - сказал председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер. По словам запредправления ОАО «Газпрома» Александра Медведева, цена намного превышает $350 за тыс. кубометров. По словам российских министров, она все-таки находится за пределами нижней границы - $350 за тыс. куб. Источники, близкие к переговорам, рассказали СМИ, что общий торг велся в коридоре $360-$400 за тыс. кубометров. Эксперты в области энергетики сходятся на цифре $385-390. Россия в течение 4-5 лет предстоит построить газопровод «Сила Сибири». По словам Владимира Путина, инвестиции с российской стороны составят $55 млрд., со стороны Китая - $22 млрд. Соотношение собственников во владении газопроводом неизвестно. Аванс, по данным министра энергетики России Александра Новака, составляет до $25 млрд. и является опцией. Судя по комментариям российских официальных и анонимных источников, контракт пока носит сырой характер и требует доработки в деталях. России было принципиально важно доработать его рамку к концу визита Путина. Решающим фактором, возможно, стало ужесточение позиции китайской стороны, которая к концу первого дня визита Путина стала распространять информацию, что контракт подписан не будет.

Подписание газового контракта преподносится как крупнейший успех «Газпрома», к чему, безусловно, свои усилия приложил и Владимир Путин. «Газовая отрасль России и СССР не знала такого соглашения. Мы вчера работали до четырех утра, а утром опять начали с центра поля, но в итоге нашли решения, удовлетворяющие обе стороны. На ближайшие четыре года это будет самая крупная стройка, без преувеличения. Одна разработка месторождений, создание новых предприятий, гелиевого завода привлечет десятки миллиардов долларов и создаст тысячи рабочих мест. Начнем прорабатывать западный маршрут, в перспективе свяжем восточную и западную часть добычи», - заявил Путин.

Контекст визита Путина делает главным вопросом объем политической составляющей в подписанном газовом контракте: в какой степени договоренность носит антиамериканский характер, является ли это шагом в сторону более крепкого геополитического партнерства России и Китая, где цена на газ оказывается вопросом вторичным? Иными словами, обусловлено ли нынешнее российско-китайское сближение ухудшением отношений России и Запада или это самодостаточный процесс, который развивался бы при любой динамике напряженности на западном направлении?

Китайское направление российской внешней политики активизировалось в рамках первого президентского срока Владимира Путина. И с самого начала создавалось ощущение, что политический союз в большей степени нужен России, в то время как Китай заинтересован преимущественно в получении дешевых энергоресурсов. Эта в значительной степени упрощенная картина требует важных уточнений. Во-первых, несмотря на свою экономическую мощь (по данным МВФ, Китай в 2016 году станет первой экономикой мира) и торгово-экономические преимущества по сравнению с Россией, Китай не достиг сопоставимой геополитической роли на мировой арене. Россия как союзник Китая по голосованию в СБ ООН (как правило, Россия и Китай вместе ветируют предложения западных стран, как это произошло на прошедшей неделе в отношении идеи передать «сирийское досье» в Международный уголовный суд), как один из ключевых полюсов в системе международных отношений, способных противопоставить свою позицию США, оказывается удобным партнером Китая. Россия, по крайней мере, публично не возражает против расширения влияния Китая на постсоветском пространстве, хотя в российской элите и обществе и существуют немалые опасения, связанные с возможной китайской экспансией не только на территории СНГ, но и собственно в Россию (на Дальний Восток и в Сибирь). Впрочем, несмотря на наличие подобных опасений и сохранение серьезных расхождений между Россией и Китаем в рамках ШОС (например, по созданию общих финансовых институтов, где ведущую роль заведомо будет играть Китай), обе страны в настоящее время способны быстро и без шума находить общий язык.

Во-вторых, на сегодня региональные интересы для Китая являются бОльшим приоритетом, чем глобальная мировая политика. Растущая экономика требует больше ресурсов, и Китай фокусируется на экспансии на близлежащие территории, что ведет к многочисленным точкам напряженности с соседями. Как раз в преддверии визита Путина обострился территориальный спор Китая с Вьетнамом в Южно-Китайском море. Как заявил начальник генштаба народно-освободительной армии Китая Фан Фэнхуэй, Пекин продолжит работы по созданию буровой платформы для поиска нефти у Парасельских островов. У России с Китаем на сегодня достаточно четко разведены сферы влияния, а стратегических разногласий нет. Россия не видит в Китае и стратегической угрозы.

В-третьих, и Россия, и Китай строят свою государственность на принципе ценностной уникальности, отличной от идеалов западной демократии. Учитывая, что в последние два года ценностный разрыв между Россией и Западом существенно вырос, Москве психологически проще иметь дело с «особенным» Китаем, «завоевавшим» своей экономической мощью право быть отличным от продвигаемых США и Европой стандартов. Однако комфортность – лишь один из факторов. В геополитическом смысле взаимодействие России и Китая – это ставка на альтернативную ценностную модель построения государства и защиты суверенитета от внешних посягательств. В совместном заявлении о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействии говорится, что Россия и Китай «выступают против любых попыток и способов вмешательства во внутренние дела, за твердое соблюдение основополагающих положений международного права, закрепленных в Уставе ООН, безусловное уважение права партнера на самостоятельный выбор пути развития, сохранение и отстаивание собственных культурно-исторических, нравственных и моральных ценностей». Стороны выступили против фальсификации истории, осудили германский и японский фашизм и милитаризм.

В-четвертых, значимое место в российско-китайских отношениях, безусловно, занимает антиамериканский фактор, который подталкивает, прежде всего, Россию к более активной и гибкой политике в отношениях с Китаем. В данном случае важно подчеркнуть, что антиамериканские мотивы Китая гораздо менее выражены, нежели у России. У Китая, несмотря на все ценностные расхождения, геополитическую конкуренцию с США, взаимное недоверие, сейчас нет стремления противопоставить себя американцам. Конкуренция и расхождения Китая и США носят в гораздо большей степени рациональный и управляемый характер, а Китай, в отличие от России, не ощущает в такой степени своей уязвимости перед США.И, тем не менее, сближение с Россией рассматривается Китаем как фактор усиления своей геополитической позиции в диалоге с США, прежде всего, в контексте расширения регионального влияния и выстраивания отношений со странами, с которыми у Китая традиционно сложные отношения. В совместном заявлении говорится, что «стороны рассматривают взаимодействие России, Индии и Китая как важный фактор обеспечения безопасности и стабильности в мире и регионе. Россия и Китай будут и далее прилагать усилия по укреплению в трехстороннем формате стратегического диалога в целях повышения взаимного доверия, выработки единых позиций по актуальным региональным и глобальным вопросам, продвижения практического взаимовыгодного сотрудничества». Таким образом, есть претензия на создание треугольника Россия, Индия, Китай, а также ряд региональных организаций, где инициатива в большей степени будет фокусироваться в руках Китая. Россия и Китай пообещали углублять взаимодействие в рамках Восточноазиатского саммита (ВАС), Регионального форума АСЕАН по безопасности и других многосторонних механизмов диалога и сотрудничества в регионе. «Они будут наращивать усилия по укреплению роли ВАС как платформы для стратегического диалога лидеров государств региона», говорится в документе. Россия также поддержала председательство Китая на 2014-2016 гг. в Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), которое «утверждается как эффективный механизм диалога по вопросам обеспечения мира и безопасности в регионе».

Для России достаточно важным было заручиться поддержкой Китая по ситуации в Украине (в данном случае речь шла о символической поддержке усилий по деэскалации конфликта и поддержке диалога, однозначной поддержки своей политики Россия так и не получила), зафиксировать совместную позиции по Сирии (поддержка суверенитета, единства и территориальной целостности Сирии, прекращение насилия и урегулирование сирийского кризиса исключительно политико-дипломатическими средствами), прописать в совместном заявлении недопустимость одностороннего развёртывания глобальной системы ПРО.

Таким образом, значимость нынешнего визита основана, прежде всего, на расширении давно декларируемого восточного вектора, продвигаемого, в первую очередь, в качестве политики диверсификации отношений России с Западом и Востоком. Вряд и стоит рассматривать союз России и Китая как попытку Москвы выстроить замену прозападному вектору. Напротив, скорее можно говорить о намерения России укрепить свои геополитические позиции для улучшения условий торга с Западом и минимизации рисков на фоне реализации Западом политики «сдерживания». Речь идет в бОльшей степени о попытке девальвировать, насколько это возможно, последствия санкций и российско-западного похолодания, снижении уязвимости экономики России от политики «сдерживания».

Энергетические отношения в этом контексте оказываются одним из фундаментальных факторов реализации концепции взаимозависимости: поставки нефти и газа становятся не просто коммерческой сделкой, а форматом повышения доверия, сближения интересов. С коммерческой точки зрения, по мнению экспертов в области энергетики, заключенные Россией контракты по газу ставят проект разработки Чаяндинского и Ковыктинского месторождений, который являются ресурсной базой для «Силы Сибири» на грань рентабельности. Однако 30-летний контракт – это лишь первый шаг на пути построения долгосрочных энергетических отношений, неизбежно создающих основу для развития в перспективе более прочного стратегического союза в области безопасности и мировой политики. Это плата за вхождение на энергетический рынок Китая, задающий темпы роста мировой экономики.

В этом контексте споры о том, продешевила Россия или нет, не могут быть однозначно разрешены. Цена на газ в целом сопоставима с европейскими (хотя для китайских поставок еще нет инфраструктуры, на которую придется затратить часть средств), а ценность контрактов увеличивается на фоне того давления, которое испытывает «Газпром» в Европе, активизирующей политики снижения зависимости от поставок российского газа. Учитывая, что ресурсная база для поставок в страны Европы и Китай совершенно различна, неверным было бы утверждение о намерении «Газпрома» компенсировать возможные потери на европейском рынке новыми возможностями на китайском направлении. Однако демонстрация Европе, что «Газпром» способен найти новые рынки, договориться с крайне тяжелыми переговорщиками из Китая после 10 лет диалога, реализовывать проекты по разработке новых более трудных месторождений – стала одним из главных результатов газовой сделки.

Важным пунктом программы визита Путина стало и военно-техническое сотрудничество с Китаем. «Рособоронэкспорт» завершит в текущем году поставку партии из 48 вертолетов Ми-171 в Китай. Ранее было объявлено, что Россия не видит дальнейших перспектив развития отношений с США по поставкам вертолетов Ми-17В-5 в Афганистан. Россия является постоянным поставщиком в Китай оружия и боевой техники. Активным спросом в Китае пользуются истребители Су-27 (КНР переданы лицензии на их производство), зенитные ракетные системы С-300 и другие комплексы противовоздушной обороны. В сфере высоких технологий Россия и Китай договорились о совместной разработке широкофюзеляжного дальнемагистрального гражданского авиалайнера, который по замыслу должен составить конкуренцию европейским Airbus и американским Boeing.

Россия претендует на роль одного из полюсов мирового влияния. Развитие российско-китайских отношений, которые вышли на новый уровень, - вклад, прежде всего, в увеличение международного веса самой России, пытающейся таким образом усилить многополярность мира (о кризисе однополярного мира на ПМЭФ снова говорил президент Путин). На этом фоне заключение газового контракта и подписание более 40 документов по итогам визита – это реализация концепции взаимозависимости, буксовавшей в отношениях с Европой и первый шаг на пути создания более доверительных стратегических отношений с Китаем. Стремление России усилить свои позиции на мировой арене за счет сближения с Китаем – во многом защитная реакция на кризис отношений с Западом. Главным же уязвимым местом российско-китайских отношений остается экономическая слабость России, интересы которой для Китая пока остаются периферийными.

Татьяна Становая – руководитель Аналитического департамента Центра политических технологий

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net