Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Лица бизнеса

30.08.2005

ЮРИЙ КУЗЬМИН, ПРЕЗИДЕНТ ИГ "ПРОФИ-ПРЕСС": ИЗ МЕНЕДЖЕРОВ В СОБСТВЕННИКИ

…По образованию я радиоэлектроник, в 1974 году закончил Московский авиационный институт. Активно занимаясь самообразованием, стал также профессиональным переводчиком с английского, а затем и на английский. Это дало мне возможность впоследствии плавно перейти из инженеров в научные редакторы издательства "Мир", одного из известнейших в советское время.

По натуре я гуманитарий, но с логическими способностями - заканчивал математическую школу №706 на Соколе, потом, как я уже говорил, учился с техническом вузе, хотя в качестве призера городских школьных олимпиад по географии получил приглашение поступать на географический факультет МГУ.

Мать была преподавателем музыки. Отец - инженер, занимавший достаточно высокие должности Минтяжмаше СССР. У родителей я единственный сын.

- Как продвигалась карьера переводчика?

- Сначала переводил научно-технические статьи, книги. По мере роста квалификации расширял сферу деятельности, стал, кроме того, заниматься переводами научно-популярной и даже научно-фантастической литературы. В 1982 году меня пригласили научным редактором в издательство "Мир", в котором я сделал успешную карьеру. Через три года я стал старшим научным редактором журнала "Электроника" этого издательства, а в 1987 году - завредакцией литературы по электронике, что было уже в определенной степени номенклатурной должностью. При этом никакой протекции у меня не было. Занимался также подготовкой научно-технических словарей; в частности, был руководителем авторского коллектива "Большого англо-русского политехнического словаря".

В 1989-м я стал первым главным редактором первого же компьютерного журнала в СССР "Мир ПК" (первоначально "В мире персональных компьютеров"), которое начало издавать советско-американское СП ICE. Все два года, что я был там главредом, издание оставалось главным компьютерным журналом страны. В 1991 году я ушел, чтобы возглавить создававшуюся тогда русскую версию другого всемирно известного компьютерного журнала "PC Magazine". Там я проработал - также главным редактором - два года... В 1993-м решил попробовать себя в бизнесе, занявшись интеграцией и дистрибуцией компьютерной техники. Около года я руководил дочерней фирмой корпорации LVS, занимавшейся оборудованием фирмы Sun.

- Иными словами, и здесь были менеджером. Желания организовать свое дело не возникало?

- Давно хотелось попробовать себя в издательской сфере (естественно, с компьютерной специализацией), в которой я хорошо ориентируюсь. Мысли были такими - получить лицензию какого-нибудь зарубежного издания на выпуск его российского аналога. В 1991 г. я вел переговоры, например, с известным компьютерным журналом "Byte". Но, судя по всему, там отчетливо понимали, что за мной нет финансов. В итоге дело закончилось ничем. Поэтому тогда я ушел главным редактором в "PC Magazine". На тот момент это был фактически мой потолок. Как уже говорилось, попробовал заняться компьютерным бизнесом, однако быстро понял, что это не мое.

Наконец, в 1994 году один известный бизнесмен из сферы IT предложил мне начать издание журнала, посвященного банковским технологиям. Мы учредили издательскую фирму "Бизнес и компьютер", в которой я стал гендиректором. Все акции принадлежали этому бизнесмену, то есть я был наемным работником. Впрочем, с полной свободой действий в компании.

- Со стороны вашего партнера это был бизнес или меценатство?

- Он рассчитывал на то, что будет прибыль. Плюс ему надо было продвигать свой бизнес в стране. Прибыли мы ему особой не дали, а вот деятельности, я полагаю, немного помогли.

В 1994 году мы открыли журнал "Банковские технологии", в 1996-м от него отпочковалось издание для профессионалов, посвященное платежным карточкам Мир карточек". Наконец, в 1997 году началось издание журнала "БОСС" ("Бизнес: Организация, Стратегия, Системы"). Сначала он задумывался как журнал по корпоративным системам. Потом идея эволюционировала. Мы подумали, а почему бы не сделать журнал, где есть все для руководителя и бизнесмена. Он открывает журнал и находит информацию сразу по всему комплексу вопросов: юридических, экономических, финансовых, политтехнологических.

Мы жили на свои средства. Прибыль была достаточно маленькой, однако ее хватало, чтобы открывать новые проекты. "Мир карточек" запустили самостоятельно, на издание "БОССа" получили от нашего учредителя определенную дотацию. Я не буду называть цифры, но, если сказать любому издателю того времени, сколько мы имели для запуска нового - подчеркиваю, не общественно-политического, а делового издания, - он не поверит.

Журнал начал выходить в 1997 году. Странным образом кризис помог мне получить весь этот издательский бизнес в свои руки. Получилось так. "БОСС" влачил жалкое существование. Редакция работала на голом энтузиазме. А тут еще август 98-го. В результате наш владелец сказал: ребята, денег больше не ждите, попробуйте прорваться самостоятельно.

Через год мне удались переговоры с владельцами британского журнала "Mobile Сommunications" на издание его российской версии - мы давно хотели профессионально заняться сотовой связью. Получить-то лицензию получили, но денег не было. И тогда я решил организовать фирму "Профи-Пресс" - специально под издание "Mobile Сommunications", и за два года удалось на небольшие средства раскрутить журнал. Как и "Банковские технологии", он стал приносить деньги. В 2001 году учредитель "Бизнес и компьютер" уступил моему издательству "Профи-Пресс" права на издание всех наших журналов. Так я стал собственником своей издательской группы.

- Велика ли разница между менеджером и собственником?

- Во втором случае больше степень свободы - ведь я принимаю решения только сам. Раньше надо было отчитываться, показывать прибыль. Наблюдалось определенное чувство скованности. А после того, как я стал полноценным хозяином, появилась возможность делать, что захочу. Но это с одной стороны. С другой, когда у тебя 50 человек сотрудников, несколько изданий, конкуренция на рынке - а все решения зависят от тебя одного, и ни на кого уже пальцем не покажешь, что денег не дали... Хотя все равно возвращаться в первое состояние, если честно, не хочется.

- Насколько сильно поднялся ваш жизненный уровень, после того как вы стали собственником?

- Поднялся в достаточной мере. Однако в потреблении я себя все равно ограничиваю. Прибыль "Профи-Пресс" не позволяет покупать виллы во Франции, да они мне и не нужны. Зато она мне позволяет мечтать - подчеркиваю, мечтать - скажем, о новой, улучшенной квартире. Вот на эти вещи я откладываю - что-то улучшаю в своем доме, люблю зарубежные поездки на машине. Пол-Европы проехать самому - сейчас я могу себе это позволить.

Получается, что принцип первоначального накопления в нашей компании сохраняется. Больше половины прибыли (а она, уверяю вас, не так велика) я вкладываю обратно в бизнес. Меньшую часть, в зависимости от ситуации треть или четверть, беру себе.

- В конце 80-х - первой половине 90-х российские предприниматели пускали всю прибыль обратно в дело. Однако, начиная с середины 90-х, наблюдается резкий рост потребления. Все вдруг стали стремиться перещеголять друг друга машинами, предметами роскоши...

- На показное потребление у меня денег нет. Все, что могу себе позволить, - это некое постепенное улучшение жизненных условий. Так что, если оценивать соотношение во мне "трудоголика" и "потребителя", пропорция получится примерно 50 на 50. Причем исключительно трудоголиком я никогда не был.

- Итак, вы стали хозяином издательского дома. Как дальше развивалось дело?

- Сейчас мы запускаем журнал-спутник "БОССа", посвященный информационным технологиям. Сделали, хотя, думаю, несколько преждевременно, "читабельный" деловой женский журнал "БЛИКИ" ("Бизнес-Леди: Имидж, Карьера, Идеи"). Выходит он пока не совсем регулярно и денег особых не приносит.

- Каковы с точки зрения прибыльности остальные издания?

- "Банковские технологии" всегда были относительно прибыльным проектом. "Маржа" составляет 15-20%. Эти деньги мы используем для реализации других проектов. "БОСС" стал доходным примерно с 2002 года, причем резко пошел вверх и сейчас находится на первом месте.

Полтора года назад я разделил нашу издательскую деятельность на два основных направления. Одно - собственно "БОСС", второе - технические журналы. Если в 2003 году доход "БОССа" в общей выручке предприятия составлял 70%, а технических изданий около 30%, то сейчас их показатели примерно сравнялись (где-то 55 и 45%). Это означает, что доходы "БОССа" немного снизились и стабилизировались. То есть эйфория PR, - а "БОСС" зарабатывает в основном на нем - закончилась. Технические же издания, напротив, "заматерели" и стали привлекательны сточки зрения размещения рекламы.

- Основной источник доходов - реклама и пиар?

- В "БОССе" в основном PR. Распространение приносит жалкие копейки. В технических изданиях - это главным образом реклама, немного PR, и довольно значительны доходы от подписки.

- На базе "БОССа" вы недавно образовали целых три журнала: женский, IT-шный и собственно журнал для руководителей. Что дальше?

- Надо на время остановиться. "БОСС-IT" я хотел бы сделать полноценным журналом, пока же это приложение. Есть проблемы с рассчитанными на женскую аудиторию "Бликами". Мы отказались от подписки, потому что это подразумевает регулярный выпуск, а сейчас это выше наших возможностей. Журнал хороший, интересный. Те, кто его читают, - хвалят. Однако издания с такой специфической аудиторией живут за счет рекламы товаров класса люкс, которые к нам не идут из-за небольшого тиража. В данный момент мы не можем себе позволить раскрутку "Бликов". Журнал пока существует за счет PR-материалов, которые поступают весьма нерегулярно.

- Вы можете сказать, что создали коллектив, на который можно стопроцентно положиться?

- Всего у нас по штатному расписанию порядка шестидесяти сотрудников плюс внештатные авторы, художники, фотографы. Из них человек пять, которым я действительно доверяю. Эти люди - менеджеры, редакторы - своей работой обеспечивают 80% доходов. Они составляют костяк, на котором держится вся компания. Как долго я их искал? Например, один человек со мной вообще с самого начала. А другая пришла к нам лишь в 2001 году.

- Каким образом вы мотивируете этих людей?

- Они получают процент от принесенного плюс премии от перевыполнения и за новые проекты.

- Но вы же пытаетесь создать корпоративное единство? Нечто, что можно выразить словами "общий дух "Профи-Пресс".

- "Дух "Профи-Пресс", безусловно, существует. Многим людям нравится здесь работать, их устраиваю я как руководитель... Я вообще довольно мягкий человек. Иногда слишком, потому что не могу легко уволить людей, которые уже не справляются. Моя фирма не выжимает из сотрудников последние соки, выбрасывая их затем на улицу. Однако, как использовать "корпоративную гордость" в коммерческих целях, мне, честно говоря, непонятно. Видимо, просто не умею.

- Вы наверняка общаетесь с предпринимателями последней волны. Чем они отличаются от тех, кто начинал бизнес в начале 90-х?

- Новому поколению одновременно проще и сложнее, чем нам. С одной стороны, к сегодняшнему моменту сложились технологические, организационные наработки ведения бизнеса в России. С другой стороны, рынки уже по большей части поделены.

Что же касается социологического аспекта обновления класса предпринимателей, то оно сегодня в основном идет за счет переквалификации менеджеров в собственники. Люди повторяют наш опыт, поскольку в нем есть одно несомненное достоинство - они уже знают, как устроен тот или иной рынок. Раньше, замечу, было не так. Ты открываешь дело, которое приносит некоторый доход. Но рядом есть дело, которое приносит еще большие деньги. Тогда ты перебрасываешь часть капитала туда - то есть имела место постоянная диверсифицикация. Вместо специализации, как сейчас.

- Какой тип менеджеров становится предпринимателями?

- Как и в случае со мной, в бизнес во многом идут из-за того, что хочется свободы действий. Хотя я, например, знаю, что зарабатывал бы не меньше, если бы был наемным менеджером. Я очень опытный издатель и могу за небольшие деньги раскрутить издание. И никакого риска, связанного с собственностью, не было бы. Но дело как раз в том, что я не боюсь умеренно рисковать.

- Почему же так поздно открыли свой бизнес?

- Одно из объяснений - видимо, на тот момент еще не выучился. Другое - иногда в своей жизни я предпринимал довольно непоследовательные шаги. Будучи потенциальным медалистом из-за успехов по гуманитарным перешел, перешел в математическую школу, где сначала перебивался с двойки на тройку, потому что математику знал так себе, и только в последний год пробился в лучшие. Потом поступил в МАИ на радиофакультет, хотя у отца был друг - профессор факультета двигателей того же института, но там я не хотел учиться. Но у этого моего качества есть и обратная сторона - готовность изменить судьбу..

Третья причина, почему я не выкупил свой бизнес раньше, - финансовая. Занимать деньги я не люблю, а привлекать деньги компаньонов было нежелательно, из-за того что в этом случае и степень свободы уменьшалась, причем зачастую непропорционально. Собственно, так дело обстоит и сейчас. Я хочу оставаться по возможности самостоятельным в своих управленческих решениях.

- Иными словами, отечественные бизнесмены, как и раньше, стремятся к стопроцентному контролю над своим бизнесом.

- Вес миноритариев постепенно увеличивается, но очень медленно.

- Как эволюционировал российский предпринимательский класс в целом?

- Предприниматели серьезно цивилизовались. Конечно, если брать IT-сферу, бизнес в ней всегда делали специалисты. Это обеспечивает данной среде некий минимальный уровень интеллигентности. Однако "горячечное" время больших надежд накладывало отпечаток на любой бизнес. В 90-х многие рассчитывали на быстрый успех. Многие наши надежды оправдались. Но, к сожалению, это получилось не потому, что в стране произошли кардинальные изменения к лучшему.

Я сейчас говорю о настроениях предпринимателей, представляющих средний бизнес. Что же касается крупного, то он дело особое. В России его даже затруднительно рассматривать как собственно бизнес. Скорее, речь идет о политико-экономических кланах. Достаточно вспомнить явно коррупционный механизм залоговых аукционов, который обеспечил нынешних олигархов громадными активами.

Думаю, в компьютерном бизнесе коррупционности меньше. Конечно, практика "покупки" чиновников существует во всех сферах. Просто потому, что если не будешь платить, то не получишь хороших заказов. Но внутри IT-бизнеса она гораздо меньше. Как я уже говорил, в этой сфере все делают специалисты. Поэтому IT-фирмы, кстати, практически не прибирали к рукам бандиты, которые быстро поняли, что этот бизнес им не по плечу. Нефтяную компанию - да, можно захватить и продолжить качать нефть. Торговую фирму - то же самое. Но сфера высоких технологий для них оказалась в основном закрыта.

Что же касается бизнеса в целом, то по сравнению с первой половиной 90-х произошли существенные изменения. Бизнесмены стали более образованными, зрелыми и ответственными, цивилизовали свои взаимоотношения. Немаловажно и то, что само государство сильно изменилось.

- Оно стало гораздо более хамским. И сегодня все предприниматели как бы у него в долгу.

- Это с одной стороны. С другой же - раньше государства не было вообще. Поэтому все, что от него зависело, было в плачевном состоянии. Бизнесмены выстраивали параллельную государственной и во многом вытесняющую ее систему взаимоотношений. Россия вообще страна крайностей. И от анархии первых постсоветских лет мы ныне переходим к этатизму. Хотя несомненный плюс нынешней системы в том, что она хотя бы существует. Сегодня появляется возможность выработки правил игры.

Их пока еще по большому счету нет, вернее, они постоянно меняются. В ходе игры государство может резко менять правила. Впрочем, надо сказать, что касается это в основном крупного бизнеса.

- Интересно, что сейчас очень многие предприниматели отказываются давать интервью. Тогда как в начале 90-х все это делали с удовольствием.

- Именно потому, что тогда не было государства.

- Тогда стояла беспрецедентная по сложности задача приватизации советской госсобственности.

- В результате дележа стало ли кому-то лучше?

- Каким-то категориям граждан. К тому же в ряде отраслей, безусловно, наведен порядок.

- Положительные стороны в происходившем тогда действительно были. Россия 90-х в любом случае лучше, чем тоталитарный СССР. Я сам был горячим сторонником реформирования советской империи. Однако вместо реформирования получились крушение и анархия. А это сказалось в том числе на качестве приватизации.

- Как вы оцениваете последние события в политико-экономической жизни России? Я имею в виду "дело ЮКОСа" и общую экспансию государства в хозяйственную сферу.

Как предпринимателя это меня не очень сильно беспокоит. А вот как гражданина - да. Если встать на сторону обвинителей главы ЮКОСа, заметна двусмысленность в действиях государства. Если олигархами была украдена "народная собственность", то почему судят только одного из них.

По большому счету, каждого из нас можно посадить, если постараться. В том числе и тех, кто будет стараться. Но я в этом отношении не испытываю особого страха. Средний и малый бизнес государству неинтересен - не тот результат. Хотя крупным бизнесменам тоже, думаю, не стоит серьезно переживать. "Дело Ходорковского", по-видимому, было показательным. И оно останется единственным, если возымеет должный демонстрационный эффект.

- И напоследок обязательный сегодня вопрос о "социальной ответственности".

- Я стараюсь помогать нескольким конкретным людям (кстати, я имею в виду не своих родственников), а не каким-то социальным категориям вообще. Считаю, что это и есть моя социальная ответственность.

Справка

Издательская группа "Профи-Пресс" - независимая российская издательская компания, специализирующаяся на выпуске деловых, общественных и научно-технических печатных изданий.

Издания:

"Банковские технологии" - ведущий российский журнал о техническом развитии банковского бизнеса (издается с 1994 г.)

Журнал для руководителей банковских и финансовых организаций различных форм собственности, определяющих IT-стратегию своих организаций.

"Мир карточек" - аналитический журнал о бизнесе на основе использования пластиковых карточек (издается с 1995 г.)

"БОСС. Бизнес: Организация, Стратегия, Системы" - политико-экономическое издание, адресованное руководителям государственных структур, крупных и средних коммерческих предприятий (издается с 1997 г.)

Журнал ориентирован на профессиональное освещение российских реформ в сферах экономики, политики, общественной деятельности и науки.

"Мобильные телекоммуникации. Mobile Communications" - ведущий российский отраслевой журнал о технологиях мобильной связи (издается с 1999 г.)

Журнал для руководителей и специалистов предприятий индустрии подвижной связи. На своих страницах освещает весь спектр состояния и перспектив развития технологий, а также вопросы бизнеса в области мобильных коммуникаций за рубежом и, прежде всего, в России.

"БЛИКИ. Бизнес-леди: Имидж, Карьера, Идеи" (издается с 2003 г.).

Журнал предназначен для деловых женщин, занятых в собственном бизнесе, работающих в бизнесе в качестве менеджеров, женщин-руководителей государственных организаций различных уровней, а также для всех женщин, заинтересованных в своей карьере в области бизнеса.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net