Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Российский мир
26.05.2014 | Сергей Слободчук
Праздник с шоколадом на губах
Второй раз в истории независимой Украины президентские выборы завершились уже в первом туре. На первых выборах 1 декабря 1991 года бывший функционер КПСС Леонид Кравчук занял пост президента, получив 61, 6 % по итогам первого раунда. Теперь же его рекорд, пусть и с более скромным результатом чуть за 50 % повторил один из богатейших бизнесменов Петр Порошенко. Разве что в нынешней ситуации просто стать президентом – это даже не полдела. Новый глава государства обязан восстановить правопорядок и разоружить незаконные военные формирования, достичь консенсуса с элитами и изобрести схему диалога с Юго-Востоком.
Ключевой вопрос любой власти – это легитимность. В нашем случае необходимо различать легитимность в правовой плоскости и в политическом плане. Если говорить о легитимности будущего президента в плане международного признания, то здесь нет никаких проблем. Политики США, ЕС и входящих в Евросоюз стран еще до 25 мая много раз подчеркивали, что считают президентские выборы абсолютно демократичными и законными, а потому заранее задекларировали готовность признать их результат. Поэтому, с точки зрения позиции западных демократий, провал голосования в Донецкой и Луганской области не повлияет на легитимность Петра Порошенко в качестве президента Украины. Между тем, согласно данным Государственного реестра избирателей, Донецкая область – это 3 миллиона 352 тысячи 382, а Луганская – один миллион 797 тысяч 379 избирателей. К слову, население одной только Донецкой области, по данным местного Главного управления статистики, составляет 4 миллиона 334 тысячи 556 человека. Между тем, даже союзные киевской власти организации вроде «Комитета избирателей Украины» заявляют, что в Донецкой области не голосовали более 80 % избирателей. Что касается официальной информации с сайта ЦИК Украины, в Донецкой области на момент окончания голосования только 105 тысяч 857 избирателей получили на руки бюллетени, а в Луганской области и того меньше - там бюллетени получили только 84 тысячи 937 человек.
Если же говорить о плоскости общественно-политической, то в первую очередь нужно ответить на вопрос, как Порошенко будет исполнять полномочия президента, если его не избирали несколько миллионов украинцев. Опять же, есть вопросы по поводу Крыма, поскольку украинские власти по-прежнему считают, что это территория Украины. А если Крым входит в состав Украины, то жители полуострова имеют право проголосовать на президентских выборах. Но это если в теории, а вот на практике день голосования 25 мая продемонстрировал, что технически организовать голосование на территории Крыма невозможно. Поэтому стоит учитывать риск, что пройдет пару месяцев, ветер подует в другую сторону, и политические оппоненты нового президента закричат в стиле «А царь-то ненастоящий!»Снова-таки, если оценивать правовую плоскость президентских выборов, то согласно Конституции Украина следующие президентские выборы должны состояться в феврале-марте 2015 года. А до тех пор номинальным главой государства является «президент в изгнании» Виктор Янукович. В результате получаем правовую коллизию, когда по факту в Украине теперь есть два президента – формальный Янукович и новоизбранный глава государства в лице Петра Порошенко. Однако, справедливости ради, надо признать, Виктор Янукович, неоднократно подчеркивавший, что именно он является легитимным президентом, никоим образом не подтвердил свои слова на практике. «Президент в изгнании» не издал ни единого указа, пусть даже формального, по факту самоустранившись от любых попыток повлиять на политическую и общественную ситуацию в Украине. Янукович – это, конечно, не Шарль де Голль. Но все же возникает вопрос – что это за действующий президент, который по факту не действует?Поэтому, несмотря на то, что существуют сомнения в легитимности результата, президентские выборы были необходимы. Администрация во главе с Александром Турчиновым была лишь переходной и, очевидно, долго продолжаться такая ситуация не могла. Без президентских выборов и легитимного результата Украина с каждым днем все больше скатывалась в Гуляй-поле с появлением нового батьки Махно и атаманов вроде Грициана Таврического.
Впервые президентские выборы в Украине проходят в состоянии вооруженного конфликта на Юго-Востоке. На территории Крымского полуострова спокойно, вот только киевская администрация ситуацию там не контролирует, хотя и не признает потери части территории Украины. А на Донбассе даже в день голосования продолжались боевые столкновения между подразделениями Антитеррористической операции с одной стороны, и ополчением Донецкой народной и Луганской народной республики с другой.
Самая простая ситуация с международным признанием новой администрации Украины. Должностные лица и политики США, Евросоюза, стран ЕС и России практически сразу заявили, то признают легитимность нового президента Украины. Хотя новому главе государства придется «с чистого листа» выстраивать отношения Украины со всеми зарубежными странами. Но международное признание – это скорее технический вопрос. Самые серьезные вызовы для нового президента ожидают внутри Украины. В первую очередь, речь о поиске консенсуса между украинскими элитами, ведущими сегодня настоящие олигархические войны за контроль над территорией и промышленными активами. И первый тест для нового президента можно сформулировать как ответ на вопрос – сумеет ли Порошенко обуздать распоясавшихся украинских феодалов? Еще более важный вопрос – добиться признания со стороны большинства украинцев, в первую очередь тех, кто не пришел на выборы. И здесь речь не только о том, что необходимо наладить диалог со своими собственными гражданами, в первую очередь проживающими в Донецкой и Луганской области. В широком смысле, новому президенту необходимо доказать, что он способен работать как полноценный глава государства для всех украинцев, кто не поддержал Майдан и его завоевания. Иначе его рекорд с победой в первом туре с такой же рекордной скоростью превратится в тыкву, как сказочная карета Золушки.
Сергей Слободчук – политолог (Киев, Украина)
Комментарии

Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.