Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
02.06.2014 | Алексей Макаркин
Петр Порошенко – новый президент Украины
Избрание Петра Порошенко президентом Украины не стало сенсацией – еще в начале избирательной кампании он был одним из ее фаворитов. Его единственный реальный конкурент (и многолетний соперник) Юлия Тимошенко неудачно провела избирательную кампанию, позиционировав себя как слишком радикального и конфронтационного деятеля, что вызвало серьезные опасения среди как украинского электората, так и западных политиков. С этим – а также с желанием избирателей побыстрее завершить проходившую в чрезвычайных условиях кампанию, не откладывая определение победителя еще на три недели – и был связан стремительный рост рейтинга Порошенко в апреле-мае. Но не следует забывать о том, что рейтинг Порошенко еще в марте существенно превышал тимошенковский – это означает, что у него изначально были более уверенные электоральные позиции, а ход кампании только подтвердил складывавшуюся тенденцию.
Олигарх
Традиционным вопросом, связанным с избранием Порошенко, является следующий – почему результатом антиолигархической революции стало избрание президентом олигарха? В этой трактовке победа Порошенко выглядит отрицанием «идеалов Майдана».
На самом деле, Майдан был куда более сложным феноменом, преемственным «оранжевой революции» 2004 года, которая была не только выступлением сторонников демократии против фальсификации результатов выборов, но и своего рода «восстанием миллионеров против миллиардеров». Как в 2004-м, так и в 2013-2014 годах среди участников Майдана было немало представителей бизнеса. Характерно, что один из главных организаторов протестов, комендант Майдана Степан Кубив в нулевые годы являлся руководителем одного из крупных украинских финансовых институтов, Кредобанка – сейчас он возглавляет Национальный банк. Среди спонсоров Майдана был и Порошенко, который, по собственному признанию, «спонсировал революцию едой, водой, дровами». В отличие от многих спонсоров, он, как публичный политик, был одним из ораторов на Майдане, хотя по активности и уступал лидерам парламентских фракций тогдашней оппозиции.
Другое дело, что в нынешнем Майдане было меньше романтического идеализма и больше недоверия к политическим лидерам, которым далеко не всегда удавалось управлять протестом. Это стало результатом разочарования, последовавшего вслед за «оранжевой революцией», когда руководители либо полностью не оправдали надежд (как Виктор Ющенко), либо почти сразу же стали конфликтовать друг с другом (Тимошенко и Порошенко).
Главным же объектом неприятия Майдана была не абстрактная «олигархия», а вполне конкретный президент Виктор Янукович, сорвавший подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом, с которым значительная часть украинского общества связывали ожидания лучшего будущего. Жесткое неприятие вызывало и ближайшее окружение Януковича, так называемая Семья, которую обвиняли в коррупции и злоупотреблениях властью (после падения Януковича «семейный» бизнес был фактически разгромлен). Недовольство протестующих вызывали и предприниматели, связанные с Партией регионов и поддерживавшие Януковича. И, наконец, речь шла о неприятии коррупции, связанной с прямым влиянием бизнеса на власть, что нашло свое отражение в требовании люстрации. Оно, кстати, затронуло и Тимошенко, которая была весьма сдержанно встречена во время своего приезда на Майдан сразу после освобождения из заключения.
Что касается Порошенко, то он традиционно позиционирует себя как национальный предприниматель, работающий в реальном секторе экономики. Поэтому он не воспринимался большинством «майданщиков» как олигарх, хотя его влияние на политические процессы и ранее было весьма значительным. Однако Порошенко парадоксально «повезло» - свои посты он занимал недолго, и они не были напрямую связаны с возможностью бизнес-экспансии и передела активов. Как минимум, трижды его кандидатура фигурировала в числе претендентов на пост премьера – после победы «оранжевой революции» в 2005 году, в конце января – начале февраля 2014 года (когда Янукович не решился назначить премьера от оппозиции) и в конце февраля 2014 года (тогда правительство возглавил Арсений Яценюк, получивший поддержку большинства депутатов – в отличие от внефракционного депутата Порошенко, возможности которого по мобилизации народных избранников были менее значительными). Однако все эти поражения избавили его от необходимости принимать непопулярные решения, конфликтовать с депутатским корпусом и др. - что в конечном счете способствовало его избранию президентом.
В феврале - сентябре 2005 года, он был секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины, где запомнился стремлением создать противовес правительству Тимошенко. Однако их борьба была выгодна только президенту Виктор Ющенко, который быстро избавился от обоих (впрочем, тактический выигрыш обернулся стратегическим поражением, способствовавшим реваншу Януковича на парламентских выборах 2006 года). В октябре 2009 – марте 2010 года возглавлял министерство иностранных дел – в период избирательной кампании Тимошенко и в первые недели после президентских выборов. Единственный раз, когда Порошенко был руководителем экономического (потенциально коррупциогенного) – март – декабрь 2012 года, когда он занимал пост министра экономического развития и торговли в правительстве Николая Азарова. В этом качестве он действовал в не самом комфортном окружении (преимущественно своих бывших политических конкурентов из Партии регионов) и в основном занимался подготовкой плана реформирования экономики и соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Но и здесь ему повезло – после выборов в Раду он не вошел в состав обновленного кабинета Азарова и не несет ответственности за окончательный текст этого документа, который многие эксперты считают невыгодным для многих отраслей украинской экономики.
В 2005 году Порошенко, уходя в политическую сферу, объявил о передаче всех своих активов в фонд, управляемый независимой инвестиционной компанией. Однако это было во многом формальным решением, так как руководителем принадлежащего ему концерна «Укрпроминвест» стал его отец Алексей Порошенко, что обеспечивало сохранение контроля над активами (сам Петр Порошенко получил статус почетного президента). Уже в ходе нынешней избирательной кампании Порошенко заявил о том, что намерен продать свой бизнес, в том числе крупнейшую в стране кондитерская корпорация Roshen с фабриками в Украине, России, Литве, Венгрии, судостроительные заводы «Ленинская кузня» в Киеве и Севастопольский морской завод, автомобильную группу «Богдан» и ряд других предприятий. Это обещание он подтвердил и после избрания, но при этом сделал исключение для своего главного информационного ресурса – «Пятого канала». Однако представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дуня Миятович заявила, что Порошенко должен продать и телеканал.
Между Россией и Европой
Избранный президент Украины имеет серьезные институциональные связи в Европе. В частности, в 2012 году было подписано соглашение о сотрудничестве между Фондом Петра Порошенко и Центром европейской политики, который является ведущим аналитическим и консультативным центром Европейского Союза. Центр организует встречи и обеспечивает открытый диалог на высшем представительском и дипломатическом уровне между представителями ЕС и странами-партнерами и соседями ЕС. Соглашение о сотрудничестве между Фондом Петра Порошенко и Центром Европейской политики предусматривало специальную программу сотрудничества. В нее входят совместные аналитические публикации о состоянии отношений между ЕС и Украиной в экономической и политической плоскости, проведение постоянных консультаций и совместных экспертно-политических мероприятий высокого уровня. В том же году Порошенко стал первым украинским политиком, который стал членом консультационного совета этого Центра, куда входят действующие политики ЕС, президентом является экс-президент Европейского инвестиционного банка Филипп Мейстадт, а вице-президентами — бывший посол Великобритании в ЕС лорд Керр и депутат Европарламента Эрика Манн.
В ходе прошедшей избирательной кампании Порошенко стремится подчеркнуть, что является personagrata в Евросоюзе. Так, 7 мая состоялась встреча Порошенко с Ангелой Меркель – она носила неофициальный характер. Впрочем, немецкое правительство публично отвергает подозрения в том, что встречу с Порошенко можно расценить как поддержку в предвыборной кампании, отмечая, что Меркель ранее встречалась с Тимошенко. Однако эта встреча состоялась еще в начале марта, а после этого спикер Бундестага Норберт Ламмерт негативно отозвался о персоне Тимошенко. 9 мая Порошенко встретился с премьер-министром Польши Дональдом Туском, который, назвав своего собеседника одним из фаворитов, также оговорился, что Польша поддерживает «всех» кандидатов. Европейские лидеры мягко поддерживали Порошенко, но стремились при этом публично демонстрировать нейтралитет, чтобы не столкнуться с обвинениями в ангажированности.
На этом фоне отношения Порошенко с Россией выглядят куда более сложными. В актив можно занести опыт его недолгого руководства МИДом, когда ему удалось реализовать элегантную схему признания нового российского посла Михаила Зурабова в ходе проходившей в Украине президентской избирательной кампании. Россия не была заинтересована в контактах с уходившим украинским президентом Ющенко, которого она бойкотировала. В результате был достигнут компромисс – Зурабов вручил Порошенко копии верительных грамот, предназначенных для Ющенко.
Пассива существенно больше. В 2007 году Порошенко, бывший тогда депутатом Рады, не смог попасть на российскую территорию – это стало ответом на «черные списки» российских граждан, которым был запрещен въезд в Украину. Похоже, что Россия ничего особо не имела лично против Порошенко, но его приезд как раз совпал с очередным обострением двусторонних отношений. В качестве министра Порошенко в 2009 году позиционировал себя как сторонник атлантической интеграции, что традиционно вызывает раздражение России.
В конце июля 2013 года Роспотребнадзор запретил экспорт в Россию продукции украинских компаний корпорации Roshen в связи с несоответствующим качеством. Роспотребнадзор инспектировал украинские фабрики корпорации 21-24 октября, после чего долго отказывался предоставить протокол работы, а потом заявил о несоответствии продукция Roshen санитарным требованиям России. Продукция Roshen до сих пор не возвращена на российский рынок, а Роспотребнадзор продолжает настаивать на том, что компания не выполнила его требований. По мнению украинских экспертов, это решение связано с проевропейской позицией «Пятого канала», принадлежащего Порошенко.
А уже в марте 2014 году было приостановлено производство на фабриках Roshen в Липецке и поселке Сенцово по решению Тверского суда Москвы в рамках уголовного дела по статье «Производство контрафактной продукции». С арестованных счетов компании Roshen в пользу российской фабрики «Рот Фронт» было списано 212 млн руб. (66,25 млн грн.). «Спор хозяйствующих субъектов» совпал с беспрецедентным обострением российско-украинских отношений. Впрочем, в конце апреля предприятия Порошенко возобновили работу, а сейчас речь идет об их продаже – как и другого бизнеса избранного президента.
В ходе избирательной кампании затрагивался еще один «российский» аспект деятельности Порошенко - 23 апреля заместитель министра промышленности и торговли России Юрий Слюсарь рассказал, что Севастопольский морской завод сможет участвовать в крупных промышленных заказах России. В то же время пресс-служба завода опровергла получение заказов, а несколько ранее заместитель комитета Государственной Думы по промышленности, секретарь ЦК КПРФ Павел Дорохин заявлял, что предприятие может быть передано в собственность России: «Непростая ситуация была на Севморзаводе: его собственник, олигарх Петр Порошенко запретил российским представителям входить на территорию предприятия. Не попал туда и вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин, но наша команда прошла на территорию предприятия, и провела твердый разговор с дирекцией. Через час Петр Порошенко позвонил из Киева и заявил, что готов рассмотреть любой вариант передачи акций предприятия российскому государству. Сейчас этим занимается Военно-промышленная комиссия России. Это фактически первый случай начала национализации имущества олигархов в России».
Семьянин
В СМИ получила широкое распространение информация о том, что настоящая фамилия отца Порошенко – Вальцман, и он сменил ее на фамилию жены после свадьбы в 1956 году. «Еврейская» тема активно раскручивалась на различных сайтах, а также в фильме, подготовленным на НТВ весной нынешнего года (в рамках кампании компромата в отношении украинских политиков, имевших отношение к Майдану). В ответ в ходе избирательной кампании штаб Порошенко распространил генеалогическое древо, из которого следует, что отец кандидата фамилию не менял, а фамилия матери – Григорчук. Кроме того, с отцовской стороны в числе родственников избранного президента фигурируют Руденко и Иваненко, со стороны матери – Лазаренко.
Порошенко позиционирует себя как хороший семьянин. В 1992 году Порошенко вывез своих родителей из Бендер, которые стали местом военных действий в ходе приднестровского конфликта, и сделал отца топ-менеджером в своей фирме. В 2009 году Порошенко-старший (в советское время – директор завода в Молдавии) получил высшее в стране звание Герой Украины «за выдающиеся личные заслуги перед Украинским государством в развитии агропромышленного комплекса, внедрение современных технологий выращивания сельскохозяйственных культур». Президентом в этом период был Виктор Ющенко, а Порошенко-младший через несколько месяцев после вручения награды его отцу вернулся во власть, возглавив МИД. Также Порошенко-старший является кавалером высокого ордена Ярослава Мудрого (его сын имеет две степени менее престижного ордена «За заслуги», которые он получил еще в президентство Леонида Кучмы).
Жена Порошенко Марина - врач-кардиолог, кандидат медицинских наук, дочь замминистра здравоохранения УССР. С будущим мужем познакомилась в студенческие годы, когда они учились в киевских вузах (Порошенко закончил факультет международных отношений Киевского университета). Для политической карьеры Порошенко значимым фактором является образ хорошего семьянина (в отличие от многих политиков и бизнесменов, он никогда не разводился), отца четырех детей. Старший, Алексей, успел недолго побывать на дипломатической службе в качестве вице-консула в Шанхае. Крестными родителями двух дочерей, родившихся в 2000 году, стали Виктор Ющенко и певица Оксана Белозир, в течение долгого времени являвшаяся депутатом Верховной рады (а в 2005 году недолго занимавшая пост министра культуры в первом «оранжевом» правительстве Украины).
Прагматик
Порошенко известен как прагматичный политик. В начале «нулевых» годов он имел отношение к созданию Партии регионов, а затем входил в окружение Виктора Ющенко. Впрочем, между приходами Порошенко в исполнительную власть были довольно длительные перерывы – так что он не обвинялся в прямой политической измене (в отличие от ряда других политических деятелей центристского толка, которые отличались быстрыми переходами от одного временного союзника к другому с тем, чтобы любой ценой удержаться во власти). В 2012 году он был в очередной раз избран депутатом Рады, но отказался войти во фракцию «Батькивщина» (то есть оказаться в зависимости от Тимошенко), что было условием занятия им поста главы комитета по экономической политике. Для Порошенко было важнее сохранить свою самостоятельность, которой он мог поступиться лишь в случае получения действительно влиятельной должности (например, МИД в 2009 году), но не поста руководителя одного из многочисленных парламентских комитетов.
Уже в ходе нынешней избирательной кампании Порошенко выстроил систему альянсов, включавшая в себя союз с Виталием Кличко, который перенацелился с роли кандидата в президенты (где его шансы были минимальны) на борьбу за пост мэра Киева (которую и выиграл). Впрочем, этот союз, обеспечивший победу в первом туре, привел к единственному «напрягу» в ходе успешной кампании – сторонники Тимошенко распространили информацию о неофициальной встрече Порошенко с олигархом Дмитрием Фирташем, которая состоялась в Вене (где Фирташ находится в ожидании возможной экстрадиции в США). В штабе Порошенко венскую встречу первоначально отрицали. Тогда когда сам Фирташ неожиданно подтвердил этот факт, то Порошенко оказался в имиджево невыгодном положении. Тимошенко обвинила его в тайных связях с олигархией. Тогда Порошенко пояснил, что встреча носила случайный характер в холле гостиницы, где Порошенко ожидал Кличко. Впрочем, степень поддержки Порошенко была столь значительной, что этот «компромат» не сработал. По некоторым данным, к концу кампании Порошенко выстроил отношения и с Ринатом Ахметовым, который обеспечил проведение голосования в Мариуполе. А также обеспечил лояльность правительства Арсения Яценюка, пообещав премьеру продление пребывания в должности.
Таким образом, Порошенко выглядит прагматичным бизнесменом и политиком, имеющим большой опыт выстраивания компромиссных схем. Однако возникает вопрос, насколько этот опыт может помочь решить три проблемы – урегулирования ситуации на Востоке (где Порошенко выступает в качестве сторонника проведения военной операции, вызывающей сильное раздражение населения), выстраивания отношений с Россией и проведения досрочных парламентских выборов, способных привести к формированию твердого большинства, поддерживающего президента. Все эти проблемы носят остро конфликтный характер – и быстрого их разрешения ожидать не приходится.
Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.