Выборы
Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.
Бизнес
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Интервью
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
Колонка экономиста

Видео
Кавказ
04.06.2014 | Сергей Минасян
Армения на пути в Евразийский Союз
Состоявшееся 29 мая 2014 г. подписание договора о создании Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) с участием президентов России, Беларуси и Казахстана привлекло внимание многих политиков, экспертов, да и широкой общественности во многих государствах постсоветского пространства. Естественно, армянская общественность и медийное сообщество страны также прореагировали на данное событие, в котором участвовал и президент Армении Серж Саргсяна - в качестве наблюдателя от страны, претендующей на членство в этом экономическом объединении.
Однако в основном интерес армянской аудитории к мероприятию в Астане был прикован к паре заявлений казахстанского президента, которые прямо или косвенно касались формата участия Армении в ЕАЭС. Речь шла о заявлении президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который сообщил о письме главы Азербайджана Ильхама Алиева, где тот настаивал, чтобы Армения вступила в Евразийский союз, как в ВТО, в рамках границ, признанных ООН.
Данное заявление Назарбаева вызвал шквал эмоций в армянском обществе и медийном пространстве, который как это часто бывает, в реальности оказался очередной «бурей в стакане воды». Неожиданно в Армении стали выражать удивление и возмущение тем, почему их страна не входит в ЕАЭС вместе с Нагорным Карабахом. Некоторые в Армении обвиняли казахского президента в потакании интересам тюркского собрата, а некоторые возмущались тем, «почему президент Армении жестко не поставил Назарбаева на место». В свою очередь, представители радикально проевропейских кругов ухватились за данный факт, словно за последнюю соломинку, и стали выражать робкие надежды, что якобы теперь армянские власти уж точно будут вынуждены сделать резкий разворот в сторону Европы и отказаться от вхождения в «промосковский» ЕАЭС.
В реальности, заявление Назарбаева было больше связано с взаимоотношениями с Азербайджаном и взаимными реверансами Баку и Астаны, а также с перманентным выяснением отношений с Москвой. Театральное выступление Назарбаева 29 мая вряд ли создало реальную проблему для процесса членства Армении в ЕАЭС. Но реакция по этому поводу в армянском обществе была, как представляется, чересчур эмоциональной и необоснованной. Ни для кого не является секретом то, что полноправное, полноценное членство в Таможенном союзе или Евразийском союзе может иметь только Республика Армения, а не Нагорный Карабах. С 1991 г. Нагорно-Карабахская Республика является самостоятельным государством, пусть и не признанным, но со своими собственными границами, президентом, Конституцией, парламентом. Иными словами, Нагорно-Карабахская Республика просто напросто не является частью Республики Армения, а в Евразийский союз планирует входить лишь Республика Армения.
Основная фобия внутри армянского дискурса последних нескольких дней заключалась в том, что якобы дислокация на границе Армении и Карабаха таможенного пункта ЕАЭС приведет к разрушению процесса экономической интеграции двух армянских государств, и даже негативными последствиями военно-политического характера. Хотя в реальности между Арменией и Нагорный Карабахом и так уже давным давно есть КПП на границе. Если вдруг и будет установлен новый таможенный пункт, ничего особенно не изменится, и он будет играть формальную роль. И как все предыдущие десятилетия, продукты из НКР, будь то тутовая водка, фрукты или горнорудное сырье, под шифром “сделано в Армении” будут тем же способом выходить на международный рынок. Очевидно, что Армения и Нагорный Карабах были и останутся единой экономической, политической, военно-стратегической зоной и никаких особых изменений не будет.
При этом следует считать, что заявление Назарбаева не было согласовано с Кремлем: Более того, повторяющиеся такого рода заявления как Назарбаева, так и Лукашенко являются из серии рычагов, посредством которых то Астана, то Минск борются с Россией для того, чтобы выбить для себя преференции в экономической и таможенной областях. Вопрос членства Армении является одним из рычагом, с помощью которого по своим собственным проблемам и интересам и Казахстан, и Беларусь пытаются бороться с Москвой. Дело в том, что именно Москва заинтересована в том, чтобы Армения была членом этого экономического объединения, причем не столько по экономическим соображениям, сколько по военно-стратегическим, а Минск и Астана пытаются использовать это обстоятельство для своих целей.
В конце концов, не надо забывать, что вопрос членства Армении в продвигаемых Россией форматом экономической и политической интеграции на постсоветском пространстве имеет для официального Еревана смысл только вместе с Нагорным Карабахом. В свое время, после 3 сентября 2013 г. и известного заявления президентов России и Армении, Республика Армения приняла решение о вступлении в Таможенный союз, именно исходя из фактора безопасности Карабаха, ради Карабаха и вместе с Карабахом. Соответственно, если бы в результате этих действий будет изменение, ухудшение, ослабление фактора безопасности, экономической стабильности для Нагорного Карабаха, то естественно, Армения туда не может войти, и в Москве это хорошо осознают. Это обстоятельство, между прочим, было публично за эти несколько дней подтверждено армянским руководством на самых различных урвонях, начиная от президента С.Саргсяна, премьера О.Абрамяна, и кончая членами правитльства и функционерами правящей Республиканской партии.
Когда Армения войдет в Евразийский союз, то вопрос Карабаха, его таможенной, экономической границы с Арменией будет решаться по т.н. принципу «де-факто – де-юре”. Очевидно, что пока еще де-юре Армения и НКР не могут формировать единого экономического, таможенного пространства, поскольку Армения не признает НКР как независимое государство. Но в реальности ничего не изменится. Более того, если и будет какой-то новый таможенный пункт, то результатом этого станет всего-навсего то, что 5-6 семей приграничного с Арменией Бердзорского района Нагорного Карабаха будут трудоустроены за счет средств Евразийского союза.
Более того, не следует забывать также того, что ни Таможенный союз, ни Евразийский союз не являются форматом, в рамках которого можно было бы урегулировать карабахский конфликт в ту или иную сторону. Это процессы, которые никаким образом повлиять на конфликтное урегулирование не могут. Если в намного более серьезных форматах, будь то Минская группа ОБСЕ, другие форматы, ничего не удалось, то вообще невозможно представить, каким образом юридическое или фактическое изменение статуса-кво возможно в результате членства Армении в ЕАЭС, или даже гипотетического членства в нем Азербайджана (на данный момент достаточно маловероятная опция).Уже к 1 июля 2014 , как было заявлено тем же Н.Назарбаевым в той же Астане, планируется завершение процесса подключения Армении к ЕАЭС. Естественно, будут найдены креативные форматы, которые решат проблему безальтернативного сохранения единого политического, экономического и военно-стратегического поля Армении и Нагорного Карабаха. Однако будет ли реакция армянской общественности на это событие позитивной?
Вряд ли, ибо к данному моменту благополучно забывшее заявление Назарбаева армянской медийное и общественно-политическое поле найдет новые причины эмоционального реагирования на любого рода внешние сигналы и процессы – ибо это уже становится чуть ли не естественной формой его реакции на политические и социально-экономическое процессы вокруг и внутри Армении.
Сергей Минасян - доктор политических наук, заместитель директора Института Кавказа
Комментарии
Экспертиза
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.
Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.