Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.06.2014
Сергей Толстов: «Порошенко важно предложить Донбассу выгодную альтернативу нынешним героям донецко-луганского беспредела»
После инаугурации избранного украинского президента Петра Порошенко встал вопрос о перспективах его политики в отношении Луганской и Донецкой областей. Отдельные новые черты уже проступают. В частности, президент дал распоряжение руководителям силовых органов обеспечить «гуманитарный коридор» для жителей Донбасса, желающих покинуть зону вооруженного конфликта. Как будет строиться политика Киева на Донбассе в условиях сложных экономических и политических отношений с Москвой и невозможности быстрого силового решения конфликта в интервью «Политком.RU» рассказал директор Института политического анализа и международных исследований (г. Киев) Сергей Толстов.
- Петр Порошенко заявил о своем намерении посетить Донбасс. Как это можно осуществить с учетом того, что большая часть территории Донецкой области контролируется силами ДНР?
Разумеется, Порошенко будет всячески пытаться обеспечить урегулирование проблем Восточной Украины и преодолеть фактор интернационализации этого конфликта. Однако какие решения будут приняты в ближайшее время, пока судить рано.
Смысл не в том, чтобы новый президент приехал в Донецк или Луганск и произнес там речь. Яценюк уже туда ездил, речь произнес и тут же уехал. И ничего путного после этого не произошло. Смысл в том, чтобы обозначить конкретный план решения вопроса по сути. Для этого нужно обеспечить международно-политический фон урегулирования, перекрыть пути поставки оружия существующим вооруженным группировкам, обеспечить пограничным войскам контроль границы, найти в Донбассе людей, способных предложить местному населению вразумительную платформу политического урегулирования.
Отдельный вопрос – о том, кто и что реально контролирует в Донбассе. Я бы не стал утверждать, что «большая часть территории Донецкой области контролируется силами ДНР». В Донецкой области действуют несколько вооруженных группировок, координация действий которых вызывает большие сомнения. У ДНР нет сетевой структуры местного управления. Ее «власть» находится там, где расположены базы вооруженных отрядов (административные здания, лагеря в пригородах) и в тех местах, куда эти вооруженные люди приходят за продуктами, деньгами, транспортом, бензином, одеждой. О властных полномочиях и сфере контроля правительства ДНР, по сути, говорить нет смысла, поскольку они обеспечиваются сугубо с помощью военной силы и явочным порядком.
Таким образом, ситуацию в Донбассе можно скорее определить как хаос:
- Ликвидированы полномочия центральной государственной власти, но номинально остаются структуры местного самоуправления (городские и районные советы и мэрии).
- Влияние и поддержание порядка на местах зависит от влияния отдельных лиц (мэров, управляющих заводов и фабрик) и способности администрации крупных предприятий обеспечить контроль в своих микрорайонах.
- Кое-где при поддержке администрации крупных предприятий и местных органов власти созданы добровольные дружины из числа рабочих промышленных предприятий и местного населения. Там, где этого нет, активно действует криминал.
Помимо отрядов, признающих полномочия ДНР и ЛНР в регион проникло немало «интернациональных отрядов», имеющих собственное руководство и собственное представление о целях своего пребывания в регионе, которое часто сводится к удовлетворению сугубо материальных интересов.
Если говорить о политической ситуации в Донецке и Луганске, в политическом отношении Донбасс деперсонализирован. Ранее считалось, что влияние в регионе имеют крупный бизнес, областные и районные советы, мэры городов. Сейчас роль областных советов близка к нулю. Из мэров городов пока сохраняет видимый авторитет мэр Донецка Лукьянченко, которому удается приспосабливаться к быстро меняющейся неординарной ситуации. Возможно, кое-где тоже есть толковые руководители, цель которых в нынешнем хаосе – поддерживать порядок и политические равновесие на территории своих административных единиц.
Но в целом, если местным советам не удается договариваться с вооруженными группировками, их роль уменьшается. Доверие падает. Партия регионов парализована. Местный бизнес напуган масштабами стихии и непредсказуемостью дальнейшего развития ситуации. Если внеочередные парламентские выборы будут проведены до урегулирования конфликта в Донецкой и Луганской областях, Донбасс будет вообще вычеркнут из политического пространства. Иными словами, вразумительные перспективы пока не просматриваются…
Недавно председатель Донецкой областной госадминистрации (губернатор) Сергей Тарута признал, что в ближайшие две недели П.Порошенко вряд ли приедет в Донецкую область, поскольку ему необходимо гарантировать безопасность, а это пока сделать весьма сложно. Сначала «надо закрыть границу».
Впрочем, это никак не помешает президенту П.Порошенко работать над реализацией своего мирного плана, вести политические консультации, искать и находить способных политиков и общественных деятелей, способных составить выгодную альтернативу господам Пушилину, Губареву, Гиркину, Безлеру и прочим героям донецко-луганского беспредела. Как говорится, было бы желание.
- Существуют ли возможности у Киева еще более повысить интенсивность АТО на Донбассе?
Разумеется, потенциально такая возможность существует. Главная проблема проведения АТО со стороны Украины – отсутствие грамотного командования, неспособность организовать разведку и тыловое сопровождение, слабая координация государственных ведомств, дефекты во взаимодействии родов войск и силовых структур. У П.Порошенко есть потенциальная возможность учесть эти нюансы, поручив разработку планирования и руководство операцией более грамотным специалистам.
Кроме того, силовики все же чему-то учатся. Это происходит методом проб и ошибок (и, соответственно, больших потерь в живой силе и технике), но, все же, определенные изменения в тактике управления АТО наблюдаются.
Следует учитывать, что лидеры так называемой ДНР изначально не ставили своей задачей организацию управления и соответствующего экономического режима на заявленной территории. Это образование может функционировать только в форме реквизиции определенных ресурсов (обложения бизнеса «военными поборами», захвата банков, супермаркетов и АЗС), в то время как обеспечение гражданской жизни и поддержание инфраструктуры жизнеобеспечения остается предметом заботы органов местного самоуправления.
Когда начались активные военные действия в рамках АТО, часть инфраструктуры жизнеобеспечения была разрушена. Местное население начало стихийный выезд за пределы региона. В то же время, по мере сокращения легкодоступных ресурсов (денег, оружия, продовольствия) сепаратистские военизированные формирования будут стремиться выйти за пределы Донецкой и Луганской областей. Но дороги уже блокированы, а в Днепропетровской области местный губернатор и его аппарат уже создали собственную территориальную армию.
Что касается официального Киева, намерения власти в целом понятны. Предполагается, что в случае достижения соглашения с РФ граница должна быть закрыта для проникновения новых «интернациональных отрядов» и поставок оружия. Окруженным военизированным группам в Донецкой и Луганской областях будет предложено сложить оружие. Отрядам, состоящим из граждан РФ, будет предложен беспрепятственный выход к государственной границе.
Обладая существенно большей внутренней политической свободой, чем А.Яценюк и А.Турчинов, П.Порошенко может предложить Донецкой и Луганской областям мир, стабильность и недискриминационное отношение, включая передачу областным и районным советам расширенных административных, финансовых и социокультурных полномочий. На фоне нынешней войны и угрозы полной разрухи это кажется важным и понятным.
Если предложения Киева будут отвергнуты, наиболее вероятным способом проведения АТО будет окружение вооруженных отрядов и попытка установления блокады территорий, контролируемых сепаратистскими группировками.
- Как П.Порошенко сможет обеспечить подписание экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС без введения экономических санкций со стороны России?
П.Порошенко однозначно намерен подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Он обещал это сделать и до президентских выборов, и после них. Ставка на Брюссель считается важной, поскольку обеспечивает ориентир на более высокие социальные, экономические и гуманитарные стандарты.
Примечательно, что нынешний состав Европейской Комиссии проявил склонность непосредственно участвовать в трехсторонних украинско-российско-европейских переговорах по газу. Не думаю, что позиция нового руководства ЕК в этом отношении будет серьезно отличаться от нынешней. Хотя потенциальный будущий президент Европейской Комиссии Ж.-К.Юнкер не видит перспективы членства Украины в ЕС, скорее всего он будет соблюдать преемственность курса, в том числе в отношении программы «Восточное партнерство».
Едва ли не единственный способ решения проблем Украины и урегулирования украинско-российских противоречий – серьезные и ответственные переговоры на уровне Украины, России и ЕС. При этом в основе любой прочной схемы договоренностей должны лежать компромиссные решения на основе совместимости интересов Берлина, Парижа и Москвы. В противном случае Украина будет вечно оставаться зоной напряженности и соперничества центров силы с перспективой раскола и дестабилизации.
С учетом ожидаемой смены состава Европейской Комиссии было бы разумным не спешить с подписанием соглашений об ассоциации ЕС с Грузией, Молдовой и Украиной на следующем саммите ЕС 27 июня, а провести ответственные и объективные переговоры о режиме экономических отношений между ЕС, Россией и странами Восточной Европы, которые позволили бы снять напряженность и урегулировать спорные моменты.
Впрочем, хотя условия «глубокой и всеобъемлющей» зоны свободной торговли между ЕС и Украиной не сулят благоприятных перспектив для украинской экономики, я по-прежнему не думаю, что подписав это соглашение Украина превратится в колоссальный цех по производству контрафактной продукции, нацеленной на рынок Евразийского экономического союза. В случае подписания соглашения о ЗСТ между Украиной и ЕС таможни сохранятся как на границах с РФ и Белоруссией, так и на западных границах Украины. В мире есть немало примеров участия тех или иных стран в разных зонах свободной торговли, как и практика соблюдения и предоставления сертификатов о происхождении товаров.
На мой взгляд, Москва вряд ли заинтересована в обострении отношений с ЕС. Если в случае подписания Украиной экономических разделов Соглашения об ассоциации с ЕС Россия ответит введением экономических санкций, в ЕС вновь развернется дискуссия о «третьем пакете» санкций в отношении РФ. И коллеги из Вашингтона в этой дискуссии с удовольствием примут участие.
- Можно ли рассчитывать на то, что с РФ будет обеспечено плодотворное сотрудничество и продолжение проектов в области промышленной кооперации?
Говорить об этом пока преждевременно. Для начала нужно начать полноценный процесс урегулирования основных политических и экономических претензий, приступить к нормализации отношений, снизить уровень напряженности, обеспечить прекращение конфликта в Донбассе.
Если Киев и Москва не договорятся о принципах взаимоотношений, двусторонние кооперационные связи могут быть надолго заморожены. Дестабилизировать двусторонние отношения просто, а обеспечить их нормализацию – сложно. При этом Москва могла бы предложить сценарий отношений, который отвечал бы российским интересам, но был бы выгоден и Украине.
Пока в Донбассе война, тема будущего украинской экономики оттеснена глубоко на задворки украинской политики, как, впрочем, и другие насущные вопросы, включая реформу конституции и переформатирование состава правительства.
В политическом плане интересы промышленности Украины никак не представлены. Ситуация может улучшиться, если в правительство войдут представители Юго-Востока. Отрезвление, скорее всего, наступит после восстановления мира и оценки масштабов понесенного ущерба. Тогда правительство вновь начнет считать деньги и будет вынуждено более трезво оценивать перспективы развития экономики страны.
Подготовил Олег Горбунов
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.