Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Интервью

10.06.2014

Сергей Толстов: «Порошенко важно предложить Донбассу выгодную альтернативу нынешним героям донецко-луганского беспредела»

После инаугурации избранного украинского президента Петра Порошенко встал вопрос о перспективах его политики в отношении Луганской и Донецкой областей. Отдельные новые черты уже проступают. В частности, президент дал распоряжение руководителям силовых органов обеспечить «гуманитарный коридор» для жителей Донбасса, желающих покинуть зону вооруженного конфликта. Как будет строиться политика Киева на Донбассе в условиях сложных экономических и политических отношений с Москвой и невозможности быстрого силового решения конфликта в интервью «Политком.RU» рассказал директор Института политического анализа и международных исследований (г. Киев) Сергей Толстов.

- Петр Порошенко заявил о своем намерении посетить Донбасс. Как это можно осуществить с учетом того, что большая часть территории Донецкой области контролируется силами ДНР?

Разумеется, Порошенко будет всячески пытаться обеспечить урегулирование проблем Восточной Украины и преодолеть фактор интернационализации этого конфликта. Однако какие решения будут приняты в ближайшее время, пока судить рано.

Смысл не в том, чтобы новый президент приехал в Донецк или Луганск и произнес там речь. Яценюк уже туда ездил, речь произнес и тут же уехал. И ничего путного после этого не произошло. Смысл в том, чтобы обозначить конкретный план решения вопроса по сути. Для этого нужно обеспечить международно-политический фон урегулирования, перекрыть пути поставки оружия существующим вооруженным группировкам, обеспечить пограничным войскам контроль границы, найти в Донбассе людей, способных предложить местному населению вразумительную платформу политического урегулирования.

Отдельный вопрос – о том, кто и что реально контролирует в Донбассе. Я бы не стал утверждать, что «большая часть территории Донецкой области контролируется силами ДНР». В Донецкой области действуют несколько вооруженных группировок, координация действий которых вызывает большие сомнения. У ДНР нет сетевой структуры местного управления. Ее «власть» находится там, где расположены базы вооруженных отрядов (административные здания, лагеря в пригородах) и в тех местах, куда эти вооруженные люди приходят за продуктами, деньгами, транспортом, бензином, одеждой. О властных полномочиях и сфере контроля правительства ДНР, по сути, говорить нет смысла, поскольку они обеспечиваются сугубо с помощью военной силы и явочным порядком.

Таким образом, ситуацию в Донбассе можно скорее определить как хаос:

- Ликвидированы полномочия центральной государственной власти, но номинально остаются структуры местного самоуправления (городские и районные советы и мэрии).

- Влияние и поддержание порядка на местах зависит от влияния отдельных лиц (мэров, управляющих заводов и фабрик) и способности администрации крупных предприятий обеспечить контроль в своих микрорайонах.

- Кое-где при поддержке администрации крупных предприятий и местных органов власти созданы добровольные дружины из числа рабочих промышленных предприятий и местного населения. Там, где этого нет, активно действует криминал.

Помимо отрядов, признающих полномочия ДНР и ЛНР в регион проникло немало «интернациональных отрядов», имеющих собственное руководство и собственное представление о целях своего пребывания в регионе, которое часто сводится к удовлетворению сугубо материальных интересов.

Если говорить о политической ситуации в Донецке и Луганске, в политическом отношении Донбасс деперсонализирован. Ранее считалось, что влияние в регионе имеют крупный бизнес, областные и районные советы, мэры городов. Сейчас роль областных советов близка к нулю. Из мэров городов пока сохраняет видимый авторитет мэр Донецка Лукьянченко, которому удается приспосабливаться к быстро меняющейся неординарной ситуации. Возможно, кое-где тоже есть толковые руководители, цель которых в нынешнем хаосе – поддерживать порядок и политические равновесие на территории своих административных единиц.

Но в целом, если местным советам не удается договариваться с вооруженными группировками, их роль уменьшается. Доверие падает. Партия регионов парализована. Местный бизнес напуган масштабами стихии и непредсказуемостью дальнейшего развития ситуации. Если внеочередные парламентские выборы будут проведены до урегулирования конфликта в Донецкой и Луганской областях, Донбасс будет вообще вычеркнут из политического пространства. Иными словами, вразумительные перспективы пока не просматриваются…

Недавно председатель Донецкой областной госадминистрации (губернатор) Сергей Тарута признал, что в ближайшие две недели П.Порошенко вряд ли приедет в Донецкую область, поскольку ему необходимо гарантировать безопасность, а это пока сделать весьма сложно. Сначала «надо закрыть границу».

Впрочем, это никак не помешает президенту П.Порошенко работать над реализацией своего мирного плана, вести политические консультации, искать и находить способных политиков и общественных деятелей, способных составить выгодную альтернативу господам Пушилину, Губареву, Гиркину, Безлеру и прочим героям донецко-луганского беспредела. Как говорится, было бы желание.

- Существуют ли возможности у Киева еще более повысить интенсивность АТО на Донбассе?

Разумеется, потенциально такая возможность существует. Главная проблема проведения АТО со стороны Украины – отсутствие грамотного командования, неспособность организовать разведку и тыловое сопровождение, слабая координация государственных ведомств, дефекты во взаимодействии родов войск и силовых структур. У П.Порошенко есть потенциальная возможность учесть эти нюансы, поручив разработку планирования и руководство операцией более грамотным специалистам.

Кроме того, силовики все же чему-то учатся. Это происходит методом проб и ошибок (и, соответственно, больших потерь в живой силе и технике), но, все же, определенные изменения в тактике управления АТО наблюдаются.

Следует учитывать, что лидеры так называемой ДНР изначально не ставили своей задачей организацию управления и соответствующего экономического режима на заявленной территории. Это образование может функционировать только в форме реквизиции определенных ресурсов (обложения бизнеса «военными поборами», захвата банков, супермаркетов и АЗС), в то время как обеспечение гражданской жизни и поддержание инфраструктуры жизнеобеспечения остается предметом заботы органов местного самоуправления.

Когда начались активные военные действия в рамках АТО, часть инфраструктуры жизнеобеспечения была разрушена. Местное население начало стихийный выезд за пределы региона. В то же время, по мере сокращения легкодоступных ресурсов (денег, оружия, продовольствия) сепаратистские военизированные формирования будут стремиться выйти за пределы Донецкой и Луганской областей. Но дороги уже блокированы, а в Днепропетровской области местный губернатор и его аппарат уже создали собственную территориальную армию.

Что касается официального Киева, намерения власти в целом понятны. Предполагается, что в случае достижения соглашения с РФ граница должна быть закрыта для проникновения новых «интернациональных отрядов» и поставок оружия. Окруженным военизированным группам в Донецкой и Луганской областях будет предложено сложить оружие. Отрядам, состоящим из граждан РФ, будет предложен беспрепятственный выход к государственной границе.

Обладая существенно большей внутренней политической свободой, чем А.Яценюк и А.Турчинов, П.Порошенко может предложить Донецкой и Луганской областям мир, стабильность и недискриминационное отношение, включая передачу областным и районным советам расширенных административных, финансовых и социокультурных полномочий. На фоне нынешней войны и угрозы полной разрухи это кажется важным и понятным.

Если предложения Киева будут отвергнуты, наиболее вероятным способом проведения АТО будет окружение вооруженных отрядов и попытка установления блокады территорий, контролируемых сепаратистскими группировками.

- Как П.Порошенко сможет обеспечить подписание экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС без введения экономических санкций со стороны России?

П.Порошенко однозначно намерен подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Он обещал это сделать и до президентских выборов, и после них. Ставка на Брюссель считается важной, поскольку обеспечивает ориентир на более высокие социальные, экономические и гуманитарные стандарты.

Примечательно, что нынешний состав Европейской Комиссии проявил склонность непосредственно участвовать в трехсторонних украинско-российско-европейских переговорах по газу. Не думаю, что позиция нового руководства ЕК в этом отношении будет серьезно отличаться от нынешней. Хотя потенциальный будущий президент Европейской Комиссии Ж.-К.Юнкер не видит перспективы членства Украины в ЕС, скорее всего он будет соблюдать преемственность курса, в том числе в отношении программы «Восточное партнерство».

Едва ли не единственный способ решения проблем Украины и урегулирования украинско-российских противоречий – серьезные и ответственные переговоры на уровне Украины, России и ЕС. При этом в основе любой прочной схемы договоренностей должны лежать компромиссные решения на основе совместимости интересов Берлина, Парижа и Москвы. В противном случае Украина будет вечно оставаться зоной напряженности и соперничества центров силы с перспективой раскола и дестабилизации.

С учетом ожидаемой смены состава Европейской Комиссии было бы разумным не спешить с подписанием соглашений об ассоциации ЕС с Грузией, Молдовой и Украиной на следующем саммите ЕС 27 июня, а провести ответственные и объективные переговоры о режиме экономических отношений между ЕС, Россией и странами Восточной Европы, которые позволили бы снять напряженность и урегулировать спорные моменты.

Впрочем, хотя условия «глубокой и всеобъемлющей» зоны свободной торговли между ЕС и Украиной не сулят благоприятных перспектив для украинской экономики, я по-прежнему не думаю, что подписав это соглашение Украина превратится в колоссальный цех по производству контрафактной продукции, нацеленной на рынок Евразийского экономического союза. В случае подписания соглашения о ЗСТ между Украиной и ЕС таможни сохранятся как на границах с РФ и Белоруссией, так и на западных границах Украины. В мире есть немало примеров участия тех или иных стран в разных зонах свободной торговли, как и практика соблюдения и предоставления сертификатов о происхождении товаров.

На мой взгляд, Москва вряд ли заинтересована в обострении отношений с ЕС. Если в случае подписания Украиной экономических разделов Соглашения об ассоциации с ЕС Россия ответит введением экономических санкций, в ЕС вновь развернется дискуссия о «третьем пакете» санкций в отношении РФ. И коллеги из Вашингтона в этой дискуссии с удовольствием примут участие.

- Можно ли рассчитывать на то, что с РФ будет обеспечено плодотворное сотрудничество и продолжение проектов в области промышленной кооперации?

Говорить об этом пока преждевременно. Для начала нужно начать полноценный процесс урегулирования основных политических и экономических претензий, приступить к нормализации отношений, снизить уровень напряженности, обеспечить прекращение конфликта в Донбассе.

Если Киев и Москва не договорятся о принципах взаимоотношений, двусторонние кооперационные связи могут быть надолго заморожены. Дестабилизировать двусторонние отношения просто, а обеспечить их нормализацию – сложно. При этом Москва могла бы предложить сценарий отношений, который отвечал бы российским интересам, но был бы выгоден и Украине.

Пока в Донбассе война, тема будущего украинской экономики оттеснена глубоко на задворки украинской политики, как, впрочем, и другие насущные вопросы, включая реформу конституции и переформатирование состава правительства.

В политическом плане интересы промышленности Украины никак не представлены. Ситуация может улучшиться, если в правительство войдут представители Юго-Востока. Отрезвление, скорее всего, наступит после восстановления мира и оценки масштабов понесенного ущерба. Тогда правительство вновь начнет считать деньги и будет вынуждено более трезво оценивать перспективы развития экономики страны.

Подготовил Олег Горбунов

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net