Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
10.06.2014 | Олег Громов
Куда теперь потечет «Южный поток»?
В начале этой недели активизировалась дискуссия вокруг одного из ключевых проектов «Газпрома» - «Южного потока», который должен гарантировать российскому монополисту и европейским потребителям свободу от привязки поставок газа в страны ЕС от состояния российско-украинских отношений. 8 июня премьер-министр Болгарии Пламен Орешарски заявил, что по совету Еврокомиссии эта страна приостанавливает практические работы по прокладке «Южного потока» по своей территории. Как отметил болгарский премьер, будущее этого проекта на болгарской территории зависит от результатов консультаций Софии с Брюсселем. Вслед за болгарами о прекращении практических работ по подготовке к строительству «Южного потока» заявили и сербы. Сербский вице-премьер и министр по делам транспорта и инфраструктуры Зорана Михайлович заявила о том, что, поскольку будущее проекта всецело зависит от позиции Болгарии, Белград будет ожидать ее решения по данному вопросу.
«Южный поток» - это российский проект с участием итальянских, французских и немецких инвесторов, предполагающий строительство газопровода из России в страны ЕС. Согласно обнародованным данным результатов многосторонних переговоров, «труба» должна протянуться из российской Анапы в болгарскую Варну по дну Черного моря и далее по двум веткам в Западную Европу и Грецию через территории Болгарии, Сербии, Словении, Венгрии, Австрии и Хорватии. Предполагается, что максимальная пропускная способность газопровода составит более 60 млрд. куб. м. газа в год, что вместе с «Северным потоком» лишает смысла существование украинской и белорусской газотранспортных систем (ГТС). Именно это соображение и стало отправной точкой инициированного Москвой проекта.
Несмотря на тяжелые переговоры, ведущиеся с 2007 года, «поток» начали строить в декабре 2012 года. Даже после создания совместных предприятий «Газпрома» с компаниями в Болгарии, Сербии и других заинтересованных государствах, восточноевропейские страны, заинтересованные в сокращении зависимости от российско-украинских газовых войн (поскольку не имеют своих подземных газовых хранилищ и каждый раз оказываются буквально под угрозой замерзания в течение очередного газового конфликта), неоднократно занимали сложную позицию на переговорах с Россией, что не позволяло долгое время приступить к практической реализации проекта.
К 2011 году Москве удалось согласовать детали проекта с руководством Европейской комиссии под председательством Жозе Мануэля Баррозу, что является ключевым моментом в реализации проекта. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер посоветовал украинской стороне убедить Россию отказаться от строительства «Южного потока» в пользу модернизации украинской ГТС. Таким образом, ЕС фактически дал добро России на строительство «потока», к которому она незамедлительно и приступила.
Однако после присоединения Крыма к России ситуация кардинально изменилась. Тот же господин Эттингер от имени Еврокомиссии выступил с призывом к участвующим в реализации проекта странам ЕС заморозить свое членство в «Южном потоке» из-за «неконструктивной позиции Москвы по Украине».
Стоит заметить, что препятствуя созданию «Южного потока», Европа (как и в случае с другими санкциями против России) наносит себе непосредственный экономический ущерб в форме недополученных миллиардов кубометров российского газа и неснятой проблемы транзита «голубого топлива» через территорию Украины. А поскольку Брюссель, Москва и Киев так и не договорились модернизировать украинскую ГТС, к этому стоит прибавить еще и острую проблему будущего российский поставок газа в Европу с учетом быстрого износа украинской «трубы». Логично предположить, что при невозможности ЕС широко спонсировать украинскую экономику, еврокомиссия прорабатывает возможность привлечения России к модернизации украинской ГТС.
Во всей этой ситуации позитивным для России моментом является изменение состава Европейской комиссии, которое произойдет в ближайшее время. На пост главы этого органа рассматриваются два кандидата – относительно умеренный (в отношении России) представитель Европейской народной партии Жан-Клод Юнкер и кандидат от партии Европейских социалистов Мартин Шульц – один из лоббистов подписания Украиной Соглашения об ассоциации еще при президенте Викторе Януковиче. Таким образом, при формировании «европейского правительства» во главе с господином Юнкером сохраняется надежда на смягчение политики санкций в отношении России, в том числе по вопросу «Южного потока», в результате чего «Газпрому» будет легче вести переговоры с европейской стороной. Если же ЕК возглавит господин Шульц, тогда переговоры могут осложниться. В любом случае определенная преемственность курса будет соблюдаться.
Это произойдет во многом благодаря влиянию США на энергетическую политику в Европе. Так, заявление болгарского премьера господина Орешарски о приостановке работа в рамках «Южного потока» произошло как раз после встречи с делегацией американских сенаторов во главе с консерватором, известным «ястребом» вашингтонской политики Джоном Маккейном.
Несмотря на такое давление и болгарские, и сербские политики понимают выгодность строительства «Южного потока» и потому пока не готовы дать определенный ответ в отношении его будущего и уж точно не готовы окончательно отказать России. Так, практически сразу после заявления Пламена Орешарски последовал ответ министра энергетики Драгомира Стойнева о том, что «проект «Южного потока» необратим и важен как для Болгарии, так и для всей Европы». Примерно в том же ключе последовало и заявление сербского премьер-министра Александра Вучича, который отметил, что в отношении строительства «Южного потока» «у нас идет все, как и планировалось».
Таким образом, можно констатировать, что на «Южном потоке» пока рано окончательно ставить крест. Европейская сторона – как ЕК, так и государства Восточной Европы – заинтересованы в его реализации, однако сложная международная ситуация может повлиять на формат реализации проекта.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.