Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

16.06.2014 | Олег Громов

Искусственная напряженность

В Южно-Китайском море разгорается тлеющий уже на протяжении более чем 100 лет конфликт вокруг принадлежности архипелага Спратли, за право полного контроля над которыми спорят Китай, Филиппины, Вьетнам, Тайвань, Малайзия и даже Бруней. Поводом для нового витка напряженности стало сообщение мэра филиппинского муниципалитета Калаян (к которому, по версии Манилы, относятся острова Спратли ) Эухенио Бито-онон, заявившего, что Китай ведет «масштабное строительство» искусственных островов в архипелаге Спратли по образцу возведения искусственных Островов пальм в Дубаи, что, по оценкам филиппинского политика, «может привести к тотальному контролю Китая над Южно-Китайским морем».

Ценность островов обеспечивается двумя причинами. Во-первых, это выгодное в стратегическом плане положение в центре Южно-Китайского моря, что позволяет контролировать территориальные воды Китая, Вьетнама, Филиппин, Индонезии, Малайзии и Брунея. Китай, устами председателя КНР Си Цзиньпина неоднократно заявлявший о намерении перевооружить и увеличить ВМФ с целью выхода из территориальных вод в Мировой океан, таким образом намерен закрепиться на южных границах своих территориальных вод на важном морском пути доставке углеводородов на территорию континентального Китая. Кроме того, в контексте вялотекущей гонки вооружений с Вашингтоном Пекин заинтересован в том, чтобы увеличить число своих военно-морских баз в южных морях и океанах для обеспечения экономических и политических интересов на юге Тихого и в Индийском океане.

Во-вторых, акватория спорных островов в Южно-Китайском море (к которым кроме Спратли относятся еще и Парасельские острова, расположенные севернее и ближе к территории Вьетнама) содержит богатейшие запасы нефти и газа. По различным оценкам, запасы составляют около 30 млрд. тонн нефти и 16 трлн. кубометров природного газа. Не удивительно, что за эти сокровища идет напряженная борьба между динамично развивающимися региональными державами, остро нуждающимися в снижении своей топливной зависимости от импорта. В особенности эта проблема актуальна для КНР, суверенитет которой зависит от надежности поставок углеводородов с политически нестабильного Ближнего Востока.

Поэтому с начала 1980-х гг. (то есть после мирового топливного кризиса 1970-х гг.) страны-участницы конфликта начали размещать на островах Спратли свои воинские контингенты и даже военные базы, несмотря на то, что крупнейшие острова архипелага размером менее одного квадратного километра. Острота конфликта привела к тому, что Китай в 2011 году отправил в воды архипелага группу кораблей ВМФ, а уже в следующем году эта группировка в коротком приграничном конфликте одолела ВМС Филиппин.

В целом надо отметить, что наступательность – это основная черта китайской политики в регионе. Так, уже в этом году КНР поставила нефтедобывающую вышку в акватории Парасельского архипелага.

Однако это не помешало Вьетнаму, уступающему Китаю в военном, но не политическом плане, продолжить разведку ресурсов на спорной акватории. Ханой пользуется поддержкой в этом вопросе США, России и Индии, чьи компании (ExxonMobil, «Газпром» и CGNC) уже проводят геологоразведку на спорных территориях.

Возможно, постоянные демонстрации силы со сторон Китая оказались слишком малоубедительными и вынудили Пекин перейти к более решительным действиям при отсутствии международной поддержки своим претензиям в Южно-Китайском море. Проект строительства искусственных островов позволит расширить военное присутствие Поднебесной на архипелаге, что обеспечит физический контроль КНР над данной территорией (по образцу «решения» конфликта вокруг спорных с Японией островов Дяоюйдао).

Вместе с тем, информация о «строительстве» островов, прозвучавшая из филиппинских уст и не имеющая официального подтверждения из других источников, наносит предупредительный удар по китайским планам, выставляя Пекин в виде агрессора в регионе, от которого необходимо защитить более слабые в военном плане страны. Не сложно спрогнозировать, что такие открытые устремления Китая будут сдерживаться оппонентами Пекина – в первую очередь США, которые поддерживают Японию, Южную Корею, Тайвань и Филиппины в их пограничных спорах с Поднебесной. Интернационализация конфликта при продемонстрированной непреклонности Пекина установить физический контроль над всеми спорными территориями и акваториями (что вошло в ранг китайской национальной идеи) может спровоцировать новый виток мелких пограничных конфликтов, которые будут серьезно сдерживать социально-экономическое развитие региона.

С точки зрения Москвы, заинтересованной в развитии «сырьевых» контактов с Дальним Востоком и Южной Азией (на фоне санкций со стороны Запада), целесообразно принять посредническое участие в конфликте и поддержать звучавшие неоднократно предложения с китайской, вьетнамской и филиппинской стороны предложения о совместной разработке полезных ископаемых спорных архипелагов. Однако такой сценарий втягивания России в региональную «область нестабильности» может принести значительные политические издержки и «потери» для двухсторонних российско-китайских и российско-вьетнамских отношений.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net