Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

20.06.2014 | Сергей Минасян

Гонка вооружений в зоне Карабахского конфликта: старые тренды, новые детали

На фоне развития масштабных геополитических процессов на постсоветском пространстве, в том числе и вокруг украинского кризиса, некоторые процессы в сфере региональной безопасности и военно-политического позиционирования приобретают новую динамику, тогда как другие – сохраняют в целом прежние контуры и характеристики, лишь еще лучше приспосабливаясь к новой политической реальности. Одним из таких традиционных трендов с новыми характерными деталями является региональная гонка вооружений в зоне карабахского конфликта, вовлекающая как сами стороны конфликта, так и внешних акторов и ключевых военно-политических факторов.

В середине июня 2014 г. рядом информационных агентств России и стран Южного Кавказа была активно растиражирована информация об официальном докладе Российской Федерации в Регистр обычных вооружений ООН за 2013 г. с цифрами экспорта основных видов вооружений и военной техники (ВВТ), в том числе – в Армению и Азербайджан. Согласно комментариям ряда СМИ (в первую очередь – азербайджанским АПА и российским РЕГНУМ), складывалось впечатление, что в прошлом году Россия официально экспортировала в Армению больше ВВТ, чем в Азербайджан, несмотря на анонсированную реализацию многомиллиардных оружейных контрактов с Баку. Данная информация получила широкое обсуждение в СМИ и политической сфере стран региона, так как отчасти смешивала те уже устоявшиеся за последние несколько лет представления (или наоборот - мифы), сложившиеся у армян и азербайджанцев по данному, весьма деликатному вопросу взаимодействия России одновременно и с Арменией и с Азербайджаном.

Однако детальный анализ официального доклада РФ дает несколько иную картину. Простое перечисление официального количества и номенклатуры российского оружейного экспорта в страны Южного Кавказа не отражают реальную картину их влияния как на действительный военный баланс между Арменией, Нагорным Карабахом и Азербайджаном в зоне конфликта, так и на темпы региональной гонки вооружений. Тем более, надо учесть, что Доклад РФ в Регистр ООН, как и любой другой стороны, добровольно предоставляющей информацию о ежегодных объемах импорта и экспорта ВВТ, в принципе является скорее жестом демонстрации доброй воли и открытости с их стороны, а не юридически обязывающим актом. Ежегодные доклады в Регистр ООН также не могут выступать источником конечной информации о реальных темпах трансфертов вооружений в ту или иную страну или регион, особенно если это конфликтующие страны, которые во многих случаях предпочитают скрывать, искажать или преувеличивать/преуменьшать указанные цифры.

Как отмечалось в докладе, а также учитывая экспертные расчеты (так как название и тип ВВТ в Докладе РФ за 2013 г. не уточняются), Россия в 2013 г. передала Азербайджану 10 танков Т-90С (это часть контракта в 94 танка Т-90С, заключенного еще в 2011 г. и завершенного уже в 2014 г.), 10 БМП-3 (аналогично, часть из контракта в 100 БМП, который пока не завершен), 25 боевых и военно-транспортных вертолетов (8 из заказанных 24 Ми-35М, контракт также завершен в нынешнем году, а также 17 Ми-17В-1, из пока еще реализуемого контракта из 60 военно-транспортных вертолетов данного класса). При этом достаточно странной кажется цифра из 438 артиллерийских систем, проданных Россией Азербайджану в 2013 г. В нее можно включить по дивизиону (18 артиллерийских и ракетно-артиллерийских систем) 300-мм РСЗО «Смерч», ТОС-1А «Солнцепек», 152-мм САУ 2С19М1 «Мста-С», 120-мм САУ 2С31 «Вена». По всей видимости, остальное количество поставленных из РФ в Азербайджан артиллерийских систем – это 120-мм минометов 2С12 «Сани», которыми перевооружаются минометные батареи азербайджанских пехотных и механизированных батальонов.

В тоже время, Армении из РФ в 2013 г. было поставлено 35 танков (по всей видимости, Т-72БМ), а также 110 боевых бронированных машин (скорее всего, БМП-2, однако могут быть также в некотором количестве БТР-80 или бронеавтомобили ГАЗ-2975 «Тигр»). Кроме этого, Армении было поставлено 50 пусковых установок и 200 ракет к ним, скорее всего – это современные противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) 9К135 «Корнет-Э», закупкой которых армянская сторона стремится более дешевым способом компенсировать поставки Россией Азербайджану почти сотни единиц танков Т-90С (полковой комплект).

Как мы видим, фактически получается, что анализ общей номенклатуры и официальных поставок вооружения Россией Армении и Азербайджану за 2013 г. абсолютно не свидетельствует о том, что Армения приобрела больше вооружения, чем Азербайджан. Не надо забывать, что в отчете за Азербайджан указаны виды вооружений, большая часть контракта по которым уже завершалась и началась в предыдущие годы (ударные вертолеты Ми-35М, САУ 2С19М), или же только планировалось завершить в последующие годы (танки Т-90С, БМП-3). Также там не отражены цифры по поставкам Азербайджану новых типов вооружений, которые стали поступать уже в 2014 г. или планируются (например, БТР-82А, ПТРК «Хризантема»).

Баку в последние годы стремится серьезно активизировать военно-технические связи и со своим традиционным партнером в ВТС – Россией. По расчетам авторитетного Стокгольмского Института проблем войны и мира (СИПРИ), в 2007-2011 гг. Россия занимала 55%, Украина – 34%, а Беларусь – 5% в структуре военно-технического импорта Азербайджана. Кроме чисто практических оснований военно-технического плана (современные российские разработки более эффективны и удобны при эксплуатации, и наряду с этим – дешевле по сравнению с турецкими или израильскими аналогами), азербайджанское руководство, увеличивая закупки современных ВВТ в России, рассчитывает и на определенные дивиденды политического плана – внести раскол в армяно-российские стратегические отношения. В 2011-2014 гг. доля России в импорте Азербайджаном ВВТ еще более увеличилась. Россией Азербайджану были поставлены (или начались поставки): 24 ударных вертолета Ми-35М, 3 дивизионов ЗРК С-300ПМУ-2, 200 ПУ ПЗРК «Игла», 18 ПУ РСЗО «Смерч», 18 152-мм САУ 2С19 «Мста-С», 18 120-мм САУ «Вена», 6 ТОС-1А «Солнцепек», 94 танка Т-90С (с возможным опционом еще на 94 танка), порядка 100 БМП-3, десятки БТР-80А и БТР-82, а также другое ВВТ.

Однако надо отметить что, несмотря на активизацию военно-технического сотрудничества между Россией и Азербайджаном, Москва одновременно продолжает поставлять соответствующее «компенсирующее» количество ВВТ Армении, чтобы не допустить существенного смещения военно-технического баланса в зоне Карабахского конфликта. Данный процесс активизировался после начала выполнения заключенных с Азербайджаном контрактов на поставки бронетехники и ракетно-артиллерийского вооружения армянской стороне также в соответственном количестве стали передаваться Россией некоторые виды ВВТ (в частности, бронетехника и артиллерийские системы), а также ускорился процесс перевооружения дислоцированной в Армении 102-й РВБ.

При этом надо учесть, что РФ зачастую просто не указывает поставки ВВТ своим партнерам по ОДКБ, и подавляющее большинство российских оружейных трансфертов Армении никак не отражает в официальных отчетах Москвы в международные организации по контролю и мониторингу экспорта вооружений и военной техники.

Например, почти полное перевооружение за последние несколько лет бронетанкового парка 102-й российской военной базы, в том числе, переход ее на бригадную систему, расформирование дислоцированного в Ереване мотострелкового полка Российской армии и передача всех излишков вооружения из нее ВС Армении так никогда и не были отражены ни в одном из официальных отчетов в Регистр ООН по обычным вооружениям ни РФ, ни самой Армении. За почти два десятилетия военно-техническое сотрудничество РФ и РА, фактически, было лишь дважды отражено в отчетах Москвы и Еревана в международные организации – в начале 2000-х гг., когда Армении было передано 2 военно-транспортных самолета Ил-76, и во второй половине 2000-х гг., когда были задекларированы поставки из России нескольких сотен единиц легкого и стрелкового оружия. Тогда как поставки за предыдущее десятилетие буквально сотен единиц танков, БМП/БТР, минометов и артиллерийских систем, а также средств ПВО со 102-й РВБ, равно как и часть оружия из выводимых в 2006-2007 гг. из Грузии Батумской и Ахалкалакской военных баз, никоим образом не были отражены в российских отчетах.

Тем более, ни в одном из официальных отчетов России и Армении не были отражены поставки как минимум дивизиона тактических ракетных комплексов 9К79-1 «Точка-У» или двух-трех дивизионов ЗРК С-300ПС, неоднократно демонстрируемых, начиная с 2011 г., на всех официальных мероприятиях, парадах и учениях ВС Армении. Наконец, не были публично освещены также поставки за последнее время большого количества 152-мм артиллерийских систем Д-20, 2А65 и 2А36, 152-мм САУ 2С3 «Акация», танков Т-72Б и Т-72БМ, которые позволили военно-политическому руководству Армении за последние пару лет начать переформирование отдельных артиллерийских дивизионов и танковых батальонов в соответственно артиллерийские и танковые полки корпусного подчинения. Аналогичным образом, за счет приобретения десятков единиц новых танков и БТР удалось сформировать и укомплектовать две новые танковые и мотострелковые бригады Армии обороны НКР.

Возникает весьма справедливый вопрос, чем же тогда была обусловлена достаточно неожиданная и нетипичная для многолетней практики российских отчетов в Регистр ООН публикация данных по поставкам Армении достаточно крупной партии ВВТ именно в 2013 г.? Ведь кроме всего фактически по этому отчету получается, что в прошлом году Россия поставила Армении больше, чем за все предыдущие два десятилетия.

Скорее всего, это обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, за предыдущие годы продажа российского вооружения Азербайджану достигла столь существенных объемов, в том числе включая такие современные системы вооружения, как ЗРК С-300ПМУ-2 «Фаворит», ударные вертолеты Ми-35М, танки Т-90С, РСЗО «Смерч», ТОС-1А, что вызывает слишком резкую и негативную реакцию не только властей, но и широких слоев армянского общества. Поэтому не исключено, что достаточно неожиданная публикация данных по экспорту российского оружия была обусловлена намерением успокоить армянскую общественность по поводу нынешнего состояния и перспектив дальнейшего российско-азербайджанского военно-технического сотрудничества.

Во-вторых, следует предполагать, что на этот раз были указаны данные по поставкам военной техники Армении не прямо с наличия запасов и складов хранения в Министерства обороны РФ или со 102-й РВБ в Армении, иными словами – пусть и добротной и боеспособной, но бывшей в эксплуатации военной техники еще советского производства или выпуска 1990-х гг. Вполне возможно, что танки Т-72 и ББМ, поставленные Армении в 2013 г., являлись модернизированными на предприятиях российского ВПК машинами, которые поставлялись в Армению по линии Федеральный службы по военно-техническому сотрудничеству. Тем более это касается 50 ПУ современных ПТРК, также поставленных в Армению в прошлом году.

Таким образом, можно утверждать, что существует серьезный дисбаланс между официальными данными, публикуемыми как Арменией и Азербайджаном, так и основным на данный момент поставщиков вооружения в зону карабахского конфликта – Россией, и реальными объемами военных трансфертов. С другой стороны, также есть серьезные основания утверждать, что несмотря на активизируемую в первую очередь Азербайджаном гонка вооружений так и не привела к существенному изменению военно-технического баланса в зоне конфликта. Это во многом объясняется тем, что одна из важнейших особенностей региональной гонки вооружений в зоне карабахского конфликта в том, что она является паритетной и асимметричной.

Военный паритет поддерживается приобретением Арменией преимущественно т.н. «оружия противодействия» или же за счет льготных поставок вооружения ее военным союзником – Россией и в рамках членства в ОДКБ. В ходе нынешнего этапа милитаризации региона с одной стороны участвует использующий свои доходы от продажи энергоресурсов Азербайджан, а с другой – Армения и Нагорный Карабах, с молчаливого согласия США и ЕС получающие «компенсирующие» или «паритетные» трансферты вооружений преимущественно из России или в рамках структур ОДКБ. То, что Азербайджан покупает, Армения зачастую получает почти бесплатно, тем самым лишь увеличивая свой военно-технический потенциал сдерживания и сохраняя вместе с карабахской армией хрупкое перемирие в зоне конфликта.С другой стороны, Россия, зарабатывая на продажах оружия Азербайджану (при этом отбрасывая в сторону такие морально-этические соображения, как вооружение фактического противника своего единственного военно-политического союзника на Южном Кавказе - Армении), вынуждена одновременно поддерживать военно-технический баланс в регионе, исходящий из интересов самой Москвы. Дело в том, что в глобальной перспективе Россия не заинтересована в возобновлении боевых действий в Нагорном Карабахе и вовлечении в них. Прямое участие России в конфликте немедленно приведет к окончательному разрыву с Азербайджаном, в том числе в энергетической сфере. С другой стороны, очевидно, что невыполнение двусторонних и многосторонних обязательств по оказанию непосредственной и действенной военной помощи Армении лишит Россию репутации надежного партнера в сфере безопасности, дискредитирует дальнейшее функционирование ОДКБ и приведет к потере Москвой единственного военно-политического союзника на Южном Кавказе.

Поэтому Россия способствует сохранению статус-кво в Нагорном Карабахе и поддерживает военный баланс между сторонами, способствующий невозобновлению боевых действий. Азербайджан, естественно, может продолжать раскручивать гонку вооружений, однако в результате вышеуказанной схемы он будет вынужден также одновременно оплачивать качественное и количественное перевооружение армянской армии. Ведь фактически вести гонку вооружений, тратя на это миллиарды нефтедолларов, Азербайджану приходится не с Арменией, а с главным экспортером вооружений для Баку – Россией.

Сергей Минасян - доктор политических наук, заместитель директора Института Кавказа, Ереван, Республика Армения

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net