Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
20.06.2014 | Нана Гегелашвили
Грузия в преддверии подписания Соглашения об Ассоциации
11–14 июня 2014 г. состоялась череда визитов председателя Еврокомисии Жозе Мануэла Баррозу в Молдавию, Грузию и Азербайджан. Основная цель визитов в эти страны - продемонстрировать приверженность и всеобщую поддержку Брюсселя политическим и экономическим реформам в преддверии подписания Молдавией и Грузией Соглашения об ассоциации с ЕС, намеченного на 27 июня 2014 г.
Напомним, что Соглашение об ассоциации Грузии с ЕС было парафировано в конце ноября 2013 г. на саммите стран «Восточного партнерства» в Вильнюсе. Показательно, что окончательное его подписание планировалось в августе-сентябре 2014 г., однако затем оно было перенесено на более ранний срок, что, как представляется, было продиктовано желанием Брюсселя «нажать на педаль» как можно быстрее, чтобы пойти на опережение, т.е. до исхода острейшей геополитической схватки между Западом и Россией в результате украинского кризиса. Вот почему уже в марте 2014 г. по итогам вильнюсского саммита Евросоюз заявил, что намерен подписать с Грузией и Молдавией Соглашение об ассоциации уже 27 июня.
Грузия завершила переговоры с ЕС и о всеобъемлющей свободной торговле, что стало прорывом в отношениях между Тбилиси и Брюсселем и наглядным свидетельством европейского выбора Грузии. В рамках двустороннего формата «Восточного партнерства» Грузия оказалась первой страной Южного Кавказа, в которой с 1 марта 2011 г. вступил в силу упрощенный визовый режим с ЕС. Еврокомиссия положительно оценила достигнутый Грузией значительный прогресс в первой фазе выполнения плана действий по либерализации визового режима.
В рамках визита в Грузию – первой страны Южного Кавказа после посещения Молдавии – Жозе Мануел Баррозу встретился с премьер-министром Ираклием Гарибашвили и президентом Георгием Маргвелашвили. И хотя Баррозу признал, что вступление Грузии в Евросоюз «пока невозможно», Брюссель будет всячески способствовать максимальному сближению Грузии с ЕС, предоставив грузинской молодежи возможность установления более интенсивных контактов с европейцами, что и составляет основной смысл Соглашения об ассоциации. В свою очередь грузинский премьер-министр отметил, что после 27 июня отношения Грузии с ЕС выходят на качественно иной уровень, а "европейский путь Грузии становится необратимым".
В ходе визита председателя Еврокомиссии также были затронуты вопросы территориальной целостности Грузии, региональной безопасности и реализации совместных программ в сфере экономики и энергетики. При этом Баррозу особо подчеркнул, что де-факто самопровозглашенные республики Абхазия и Южная Осетия также смогут воспользоваться преимуществами, которые предлагает ассоциация с ЕС. Об этом говорится и в совместном заявлении Еврокомиссии и правительства Грузии, распространенном после состоявшегося 21 мая заседания в Брюсселе, где обе стороны подчеркнули значение политики активного вовлечения Абхазии и Южной Осетии, которая должна осуществляться, главным образом, на основе прагматичного решения проблем. Это, на взгляд Брюсселя, и есть новый подход ЕС в рамках политики «Восточное партнерство» к Абхазии, базирующийся на принципе «вовлечение без признания» и предусматривающий участие Сухуми в мирных инициативах, что может рассматриваться как аванс Брюсселя Сухуми для снижения накала его страстей с Тбилиси. В этом же контексте необходимо отметить и то, что инструментарий ЕС включает в себя и т.н. новый «план Штайнмайера», запущенный Германией в 2008 г. и охватывающий весь спектр политических вопросов, обсуждаемых Грузией, Абхазией, Южной Осетией и Россией.
Находясь в Тбилиси, Жозе Баррозу выступил и на открытии международной инвестиционной конференции, на которой было подписано соглашение о финансовой помощи ЕС Грузии в размере 80 млн евро на модернизацию системы водоснабжения. Это проект, рассчитанный на пять лет, предусматривает реконструкцию сети водоснабжения для 28 городов, а также ряда грузинских сел. В рамках Программы всеобъемлющего институционального развития, направленной на поддержку мероприятий, связанных с Соглашением об ассоциации и, в частности, с Договором о глубоком и всеобъемлющем свободном торговом пространстве (DCFTA), в мае 2014 г. Грузии было выделено 30 млн. евро на модернизацию государственных институтов, повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, развитие возможностей торговли с ЕС, защиту прав меньшинств и уязвимых слоев населения и др. Во время визита Баррозу в Грузию было подписано еще одно соглашение с ЕС о выделении стране дополнительно 19 млн. евро, направленное на улучшение инвестиционного климата и повышение экономического роста, что, по словам Баррозу, является «еще одним доказательством поддержки Грузии Брюсселем».
В этом контексте стоит особо отметить майский визит в Грузию президента Совета Евросоюза Хермана Ван Ромпёя, состоявшийся буквально за месяц до приезда Баррозу в эту страну. Высокопоставленный европейский чиновник заявил тогда, что Соглашение об ассоциации между Грузией и ЕС, подписание которого намечено на 27 июня, «не является окончательной целью нашего сотрудничества с этой страной».
Если сравнить оба заявления высокопоставленных европейских чиновников, то представляется, что вступление Грузии в Евросоюз хоть пока и невозможно, но эта невозможность может стать вполне реальной, по крайней мере, уже в среднесрочной перспективе. Ясно, что Соглашение об ассоциации является первой фазой на пути вступления Грузии в ЕС, что может позволить ей стать в среднесрочной перспективе полноценным ее членом.
Показательно, что официальный Тбилиси, прекрасно осознавая все трудности на пути своего членства в ЕС, связанные, главным образом, с весьма болезненными крупномасштабными реформами внутри страны, диктуемыми европейскими стандартами, равно как и дефицитом политической идентичности общества, продолжает наращивать курс на интеграцию с ЕС. «Мы сделаем все, чтобы стать 29-ым членов ЕС, - заявил премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили в ходе совместной пресс-конференции с президентом Еврокомиссии, состоявшейся в мае этого года в штаб-квартире ЕС. А вслед за этим, выступая на заседании Гарвардского клуба в том же Брюсселе, грузинский премьер заявил, что "самой важной и долгосрочной гарантией безопасности Грузии является вступление страны в ЕС. Соответственно, мы настойчиво призываем ЕС и США вновь сыграть ключевую роль в обеспечении стабильности и безопасности в регионе».
Вместе с тем, понятно, что европейское будущее Грузии будет зависеть не только и не столько от самой Грузии на пути ее членства в ЕС, сколько от самого ЕС, равно как и позиции Москвы. Не случайно, официальный представитель МИД России Александр Лукашевич заявил в конце мая 2014 г., что «Россия уважает право любого народа определять свой путь и перспективы присоединения к тому или иному международному формату, однако Грузии необходимо понимать и прослеживать последствия, к которым приведет подписание соглашения об ассоциации с ЕС».
Однако если вопрос о территориальной целостности Грузии уступит место другому вопросу – вступление Грузии в ЕС, то это может резко сократить и без того узкий диапазон возможностей Москвы, имеющей ключ к решению ключевой грузинской проблемы, и это понимает Тбилиси сполна. Тем более, что острых внутренних разногласий по вопросу подписания Соглашения об ассоциации с ЕС в стране нет. Не так давно спецпредставитель премьер-министра Грузии по отношениям с Россией Зураб Абашидзе отметил, что его партнер по переговорам Григорий Карасин заявил, что «Россия не станет препятствовать подписанию Грузией Соглашения об ассоциации с ЕС»…. тем более на фоне продвижения в этом вопросе Молдавии и Украины.
Однако вопрос о вступлении Грузии в ЕС неразрывно связан с другим вопросом: насколько грузинское общество в настоящее время готово к полной потере своих бывших автономий даже за счет пусть даже скорой перспективы вступления Грузии в ЕС. Ответ на этот вопрос и определит будущее членство Грузии в ЕС. Но эти вопросы касаются только самой Грузии, которые ей предстоит решить.
Что же касается ЕС, то и в нем существуют большие проблемы. После принятия «Восточного партнерства» ситуация в Европе изменилась кардинальным образом. Ясно, что ЕС стоит на пороге серьезных перемен, требующих пересмотра «старых» принципов интеграции. Отсутствие конечной цели программы «Восточное партнерство» делает ЕС несколько уязвимым и вынуждает его идти на компромиссы в отношении своей восточной политики. Несмотря на то, что политика, проводимая восточными партнерами, далеко не всегда основывается на соблюдении европейских ценностей – демократия, права человека и т.д., и в ЕС прекрасно понимают это, представляется, что сотрудничество с ними на любом уровне будет всегда открыто и встречено с пониманием. Таким образом, похоже, что ЕС будет предпринимать всяческие попытки на пути дальнейшего продвижения политики «Восточного партнерства». Тем не менее, продолжающиеся последствия глобального финансового кризиса, вкупе с перенапряжением сил США, будут неизбежно влиять на сокращение диапазона политики «Восточного партнерства». С учетом крайне непредсказуемой ситуации на Ближнем Востоке и в Афганистане, кавказское измерение будет приобретать все большее значение для Запада, и именно это соображение не в последнюю очередь способствовало снижению завышенных ожиданий ЕС от стран «Восточного партнерства». Вот почему ЕС не станет игнорировать стремление стран к интеграции и продолжит курс на сохранение последних в поле интересов Европы. Брюссель предлагает ряд инициатив, но у него никогда не было реальной стратегии. Если ЕС серьезно подойдет к достижению целей политики соседства - а это стабильность, безопасность и процветание – то ему придется постоянно придерживаться и никогда не отступать от своих ранее сделанных подходов к этим странам. С учетом подъема ультраправых настроений в Европе, а также результатов состоявшихся недавно выборов в Европарламенте, Брюссель может стать более разборчивым в выборе восточных соседей. Однако это покажет будущее.
Нана Гегелашвили – руководитель Центра региональных проблем ИСКРАН
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.