Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

28.06.2014 | Александр Голубов

Конституция Порошенко

В прошедшую пятницу новый украинский президент уже по старой традиции решил попытаться изменить конституцию своей страны. Законопроект с правками к основному закону был внесен Порошенко на рассмотрение Верховной Рады. К тому, что начало деятельности нового президента совпадает с переписыванием конституции, украинцы уже привыкли.

Принятие основного закона было одним из приоритетов Леонида Кучмы, Виктор Ющенко был вынужден сесть в президентское кресло после конституционной реформы, существенно урезавшей его полномочия, а Виктор Янукович сразу после избрания, наплевав на формальности, в судебном порядке вернул себе то, что отобрали у Ющенко, положив начало концентрации власти в своих руках. Однако на этот раз, речь идет об изменениях, которые произойдут уже второй раз за несколько месяцев – к таким темпам не привыкли даже в Украине. Сначала побег Януковича сопровождался возвращением к конституции образца 2004 года, а теперь уже Порошенко предлагает внести в основной закон новые правки.

Учитывая сложную историю украинского конституционного строительства, украинцы по привычке рассматривают этот ход исключительно в контексте борьбы нового президента за полномочия. И ряд предложений действительно настораживает – отныне глава государства может самостоятельно увольнять генпрокурора, глав СБУ и создаваемого только сейчас Государственного бюро расследований. Раньше это можно было делать только по согласию Верховной Рады. Также президент сможет единолично назначать и увольнять целый ряд руководителей ключевых для экономики ведомств: Антимонопольного комитета, национальных комиссий по регулированию природных монополий, рынков ценных бумаг и так далее. Вместе с возможностью самостоятельно увольнять главу Нацбанка это дает усиленный контроль над действиями силовиков и рыночных регуляторов – для некоторых, например, это стало свидетельством желания Порошенко получить больше возможностей оседлать теневые финансовые потоки.

Отдельный блок претензий связан с популярной нынче в Украине темой децентрализации. Некоторые эксперты уже сейчас выражают сомнения в том, что предлагаемая реформа будет соответствовать своему названию. И хотя, с одной стороны, Порошенко предлагает избавиться от областных и районных государственных администраций, ставших инструментом тотального контроля Киева над регионами, с другой – вводится институт представителей президента, которые смогут блокировать решения местных органов власти, если те будут противоречить законам. Пока еще рано делать окончательные выводы, но у ряда экспертов создается впечатление, что к реальной децентрализации предложенная реформа может и не привести – слишком поверхностно прописаны эти нормы в предложенных Порошенко поправках.

Правда, главной проблемой с процессом изменения конституции является не только суть самих изменений, но и то, каким образом это происходит. Постмайданное общество с трудом воспринимает старые практики, когда предложения, выработанные Порошенко, становятся известными только после их подачи в парламент, а сам президент не предпринимает никаких попыток, чтобы объяснить необходимость своих правок к конституции. Это заставляет журналистов и общественных активистов ожидать подвоха даже в тех случаях, где его может и не быть. При этом отсутствие некой обратной связи уже стало визитной карточкой Порошенко. У него получаются очень удачные речи и обращения в самые ключевые моменты последних недель, но в условиях максимально сжатого времени, в котором живет украинское общество, этого катастрофически недостаточно, что лишь усиливает и без того немалый скепсис украинцев к любой власти.

Впрочем, такое отношение к процессу формирования и продвижения своих идей по изменению конституции, которое демонстрирует Порошенко, может иметь и несколько другое объяснение. Затронутая им тема децентрализации стала важным моментом в демонстрации реформаторского пыла перед Западом. Однако одной из декларируемых украинским президентом первоочередных целей является роспуск парламента уже в ближайшее время. И изменения в конституцию, требующие своего одобрения во время двух парламентских сессий подряд, попросту не смогут быть реализованы нынешним составом Верховной Рады, если Порошенко так и не откажется от своего намерения провести перевыборы. Да и сам факт принятия изменений парламентом, который уже успел себя полностью дискредитировать, не добавит этой инициативе президента популярности. Если это предположение правильно, то речь идет лишь о пустой формальности, имеющей пропагандистское значение. И тогда реальный конституционный процесс будет запущен лишь после перевыборов.

Александр Голубов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net