Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Взгляд

28.06.2014 | Александр Голубов

Конституция Порошенко

В прошедшую пятницу новый украинский президент уже по старой традиции решил попытаться изменить конституцию своей страны. Законопроект с правками к основному закону был внесен Порошенко на рассмотрение Верховной Рады. К тому, что начало деятельности нового президента совпадает с переписыванием конституции, украинцы уже привыкли.

Принятие основного закона было одним из приоритетов Леонида Кучмы, Виктор Ющенко был вынужден сесть в президентское кресло после конституционной реформы, существенно урезавшей его полномочия, а Виктор Янукович сразу после избрания, наплевав на формальности, в судебном порядке вернул себе то, что отобрали у Ющенко, положив начало концентрации власти в своих руках. Однако на этот раз, речь идет об изменениях, которые произойдут уже второй раз за несколько месяцев – к таким темпам не привыкли даже в Украине. Сначала побег Януковича сопровождался возвращением к конституции образца 2004 года, а теперь уже Порошенко предлагает внести в основной закон новые правки.

Учитывая сложную историю украинского конституционного строительства, украинцы по привычке рассматривают этот ход исключительно в контексте борьбы нового президента за полномочия. И ряд предложений действительно настораживает – отныне глава государства может самостоятельно увольнять генпрокурора, глав СБУ и создаваемого только сейчас Государственного бюро расследований. Раньше это можно было делать только по согласию Верховной Рады. Также президент сможет единолично назначать и увольнять целый ряд руководителей ключевых для экономики ведомств: Антимонопольного комитета, национальных комиссий по регулированию природных монополий, рынков ценных бумаг и так далее. Вместе с возможностью самостоятельно увольнять главу Нацбанка это дает усиленный контроль над действиями силовиков и рыночных регуляторов – для некоторых, например, это стало свидетельством желания Порошенко получить больше возможностей оседлать теневые финансовые потоки.

Отдельный блок претензий связан с популярной нынче в Украине темой децентрализации. Некоторые эксперты уже сейчас выражают сомнения в том, что предлагаемая реформа будет соответствовать своему названию. И хотя, с одной стороны, Порошенко предлагает избавиться от областных и районных государственных администраций, ставших инструментом тотального контроля Киева над регионами, с другой – вводится институт представителей президента, которые смогут блокировать решения местных органов власти, если те будут противоречить законам. Пока еще рано делать окончательные выводы, но у ряда экспертов создается впечатление, что к реальной децентрализации предложенная реформа может и не привести – слишком поверхностно прописаны эти нормы в предложенных Порошенко поправках.

Правда, главной проблемой с процессом изменения конституции является не только суть самих изменений, но и то, каким образом это происходит. Постмайданное общество с трудом воспринимает старые практики, когда предложения, выработанные Порошенко, становятся известными только после их подачи в парламент, а сам президент не предпринимает никаких попыток, чтобы объяснить необходимость своих правок к конституции. Это заставляет журналистов и общественных активистов ожидать подвоха даже в тех случаях, где его может и не быть. При этом отсутствие некой обратной связи уже стало визитной карточкой Порошенко. У него получаются очень удачные речи и обращения в самые ключевые моменты последних недель, но в условиях максимально сжатого времени, в котором живет украинское общество, этого катастрофически недостаточно, что лишь усиливает и без того немалый скепсис украинцев к любой власти.

Впрочем, такое отношение к процессу формирования и продвижения своих идей по изменению конституции, которое демонстрирует Порошенко, может иметь и несколько другое объяснение. Затронутая им тема децентрализации стала важным моментом в демонстрации реформаторского пыла перед Западом. Однако одной из декларируемых украинским президентом первоочередных целей является роспуск парламента уже в ближайшее время. И изменения в конституцию, требующие своего одобрения во время двух парламентских сессий подряд, попросту не смогут быть реализованы нынешним составом Верховной Рады, если Порошенко так и не откажется от своего намерения провести перевыборы. Да и сам факт принятия изменений парламентом, который уже успел себя полностью дискредитировать, не добавит этой инициативе президента популярности. Если это предположение правильно, то речь идет лишь о пустой формальности, имеющей пропагандистское значение. И тогда реальный конституционный процесс будет запущен лишь после перевыборов.

Александр Голубов – политический обозреватель

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net