Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

07.07.2014 | Анатолий Медведев

Законопроект о рекламе: политика или лоббизм?

1 июля в срочном порядке Госдума приняла в первом чтении поправки к закону «О рекламе», которые запретят платным кабельным и спутниковым каналам размещать рекламу. Законопроект стал шоком для телевизионной кабельной индустрии: подавляющее большинство кабельных каналов заявили, что законодательная инициатива станет для них губительной. В итоге депутаты приняли решение перенести рассмотрение документа во втором чтении на осень, хотя второе и третье чтение изначально намечалось на 4 июля.

Автор поправок, депутат от СР Игорь Зотов (который при этом прекратил работу во фракции «СР» весной 2012 года из-за раскола внутри партии) считает, что этот запрет должен уравнять в правах платные и бесплатные каналы. По его мнению, несправедливо, когда канал получает деньги и от продажи лицензии на трансляцию, и от рекламы, тогда как бесплатные каналы вынуждены существовать на средства от одной только рекламы. Зотова поддержала фракция «Единая Россия», благодаря которой и удалось принять законопроект в первом чтении. КПРФ, «СР» и ЛДПР голосовали против.

Весь рекламный бюджет неэфирных каналов, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), составил в прошлом году 4 млрд рублей. Это всего лишь 2,5% от рекламного рынка, остальные 97,5%, то есть более 130 млрд рублей рекламных денег, получают бесплатные эфирные каналы, которым достаются еще и государственные субсидии, писал колумнист «Слона» Карен Шаинян. Крупные кабельные платные каналы получают средства от кабельных операторов за дистрибуцию, но не все: мелким или только-только появившимся каналам за доступ к зрителю приходится доплачивать. У телеканала РБК-ТВ, согласно отчетности компании, выручка составила в 2013 году 999 млн рублей, а поскольку компания использует практически полностью бесплатную модель вещания, почти всю эту сумму составляет реклама. Один из немногих каналов, жизнеспособность которого зависит от двух источников – подписки и рекламы, – это «Дождь»: его выручка, 370 млн рублей в 2013 году, на 68% состоит из ТВ-рекламы и на 10% – от продажи лицензий на трансляцию. Выжить без того и другого ему будет крайне непросто, писал Шаинян. Тематический телеканал Ocean.tv начал приносить прибыль только в прошлом году, то есть на шестом году своего существования, и доходы от рекламы составляют сегодня около 30% в структуре выручки. «Принимая все это во внимание, очевидно, единственные, кто может выиграть от нового законопроекта, – это эфирные каналы и их неэфирные «дочки», поскольку они могут себе позволить вообще не продавать сигнал и зарабатывать только на рекламе. Это отчасти объясняет тот факт, что письмо президенту не подписали представители неэфирных телеканалов, которые входят в холдинги крупных эфирных каналов», - делает вывод Шаинян. Участники рынка также обращают внимание и на то, что большим эфирным каналам все сложнее конкурировать с небольшими кабельными каналами. Неэфирные телеканала написали открытое письмо на имя руководителей государства с просьбой отказаться от инициативы. В документе говорится, что 150 каналов из 240 будут поставлены на грань выживания, если им запретить рекламу.

Депутат Илья Пономарев в разговоре с «Дождем» предположил, что поправки к закону о рекламе пришли из администрации президента «по линии» заместителя руководителя администрации президента Алексея Громова. РБК называл возможным инициатором законопроекта бывшего министра печати, а сейчас главу «Газпром-медиа» Михаила Лесина. Дело в том, что один из пунктов поправок – снятие ограничения в 35% рынка для компаний, продающих рекламу на телевидении. Такая норма была введена в 2009-ом году по инициативе Дмитрия Медведева и направлена против компании «Видео Интернешнл» (сейчас называется Vi, основателем которой является Лесин). Тогда поправки также были приняты в течение нескольких дней фактически без обсуждения в Думе.

Среди пострадавших окажется телеканал «Дождь» — так что можно предполагать в законопроекте некий «социальный заказ» в нагрузку к коммерческому лоббизму, писала газета «Ведомости» в своей редакционной статье. «Но и лоббизм странный: рассчитывать на переманивание рекламодателей с нишевых платных каналов на общедоступные федеральные сложно. Заподозрить конкурентную борьбу Vi с «Газпром-медиа» (у которой есть свои платные каналы) тоже, ведь у структур Юрия Ковальчука, контролирующего Vi, есть крупный пакет и в «Газпром-медиа», - пишет газета.

Появление законопроекта, судя по всему, является результатом причудливого сочетания интересов Кремля (борьба с политически окрашенными каналами, такими как «Дождь»), эфирных каналов (заинтересованы в резком сокращении темпов роста быстро набирающего силу рынка платного кабельного телевидения и повышения собственной аудитории и рекламных доходов) и компании Vi, получающей возможность увеличить свою долю на рынке. Однако, несмотря на политический контекст, речь все-таки, прежде всего, идет о коммерческом лоббизме и борьбе за рынки. Поэтому позиция Кремля в такой ситуации может оказаться более гибкой, и у противников законопроекта, среди которых практически весь рынок кабельного платного телевидения, есть шансы добиться его изменения.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net