Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
09.07.2014 | Антон Евстратов
Многовекторная интрига турецких президентских выборов
Запланированные на август первые в истории страны прямые президентские выборы в Турции ставят сразу несколько вопросов. Первый – сможет ли Эрдоган, будучи однозначным лидером предварительных опросов, избежать второго тура и противостояния с объединенной оппозицией? Второй – кому будет отдано кресло премьер-министра. И третий – что случится, если Эрдоган выборы таки проиграет.
Все эти вопросы возникли практически в одночасье – когда турецкая оппозиция, прежде слабая, не имевшая сколько-нибудь заметных, уважаемых и ярких лидеров, смогла найти подходящую кандидатуру для противостояния нынешнему премьеру. Эта кандидатура – профессор Экмеледдин Ихсаноглу, бывший генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества. Умеренный исламист, автор ряда фундаментальных исторических исследований. Ихсаноглу, академический ученый, не имеющий опыта в качестве политика внутри Турции, являет собой полную противоположность чистому практику, долгие годы сидевшему в кресле премьер-министра, Реджепу Тейипу Эрдогану. С одной стороны – это плюс, так как профессор, в отличие от своего конкурента, отметившегося разгонами демонстраций в 2013 и 2014 гг., не запятнал себя чем-либо. С другой – отсутствие знания особенностей турецкой политической жизни на высшем уровне, личных контактов и популярности как политика может оттолкнуть от кандидата значительное количество избирателей и стать целью пропагандистских усилий команды Эрдогана.
На данный момент проправительственные социологи дают премьеру 55% голосов респондентов, а его противнику – только 36%. Учитывая, что Ихасноглу только что появился в турецкой политике, такой результат для него – очень неплохой, но для победы – явно недостаточный. Впрочем, есть еще месяц если не для победы, то, по крайней мере, для «оттягивания» у Эрдогана тех самых 5% голосов, которые дают ему возможность выиграть выборы в первом же туре. И это вполне возможно. Исход второго тура может быть, в свою очередь, более, чем непредсказуем. В настоящее время вокруг Ихасноглу объединились Народно-республиканская партия, Партия национального действия, Демократическая, Демократическая левая и Независимая партии. При этом до сих пор непонятно, кому отдаст свои голоса электорат прокурдской Народно-демократической партии. Скорее всего, в случае второго тура, именно ее сторонникам придется решать исход выборов. Кроме того, не следует забывать и то, что в голосовании примет участие и еще один кандидат – Селяхаттин Демирташ, выдвинутый Партией мира и демократии. Практически не имея шансов не только на победу, но и на второй тур, Демирташ также может сыграть на руку одному из двух лидирующих кандидатов, в случае, если те останутся «один на один».
Примечательно, что ранее в Партии справедливости и развития Эрдогана предполагалось, что, в случае его победы (в которой до некоторых пор мало, кто сомневался), новый президент попросту поменяется местами со своим предшественником Абдуллой Гюлем, который, в свою очередь, сядет в кресло премьер-министра. Однако, после заявлений Гюля об окончании его политической карьеры после завершения президентского срока, ПСР оказалась в некотором тупике. На данный момент партия так и не выдвинула кандидатуры на премьерский пост. Более того, неожиданная популярность Экмеледдина Ихсаноглу породила разговоры о возможности занятия им кресла премьер-министра и формирования новой правоцентристской партии. Несмотря на некоторую экстравагантность подобных предположений, надо отметить, что они в настоящих условиях даже реальнее победы и успешного президентства профессора Эхсаноглу.
Сразу необходимо сказать о том, что гипотетическая победа профессора поведет за собой достаточно серьезное «выяснение отношений» между членами поддержавшего его блока. Очень уж разные по своим целям и убеждениям партии его составляют - чего стоят только относительно светская и условно либеральная НРП и консервативная Партия национального действия. Не следует забывать и то, что даже сейчас Эхсаноглу имеет лишь условную поддержку указанных политических сил. К примеру, алавиты, являющиеся избирателями Народной республиканской партии (НРП) не поддерживают кандидатуру профессора - выпускника ведущего суннитского исламского университета мира Аль-Азхар. Они даже изъявили готовность выдвинуть на президентский пост другую, заведомо проигрышную кандидатуру – депутата Эмине Улькер Тархан.
Таким образом, турецкие выборы подбросили экспертному сообществу Турции и всего мира многовекторную интригу. Несмотря на падение популярности Реджепа Тейипа Эрдогана после событий вокруг парка Гези, а также аварии на шахте в городе Сомма, ему все еще вполне по силам одержать победу и на президентских выборах. При этом борьба все-таки будет, и в случае ее завершения не по предполагаемому в Партии справедливости и развития сценарию, страну ожидает очередной виток политического противостояния – уже между победителями. В любом случае, Реджеп Тейип Эрдоган оказался 100%-но прав, сказав о том, что первые в истории Турции прямые президентские выборы станут новым и очень важным этапом в ее истории.
Антон Евстратов - аспирант кафедры истории и политологии Воронежского государственного технического университета
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.