Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Аналитика

21.07.2014 | Марина Войтенко

БРИКС – материализация идеи

Июльская передача эстафеты от Бразилии к России отмечена не только официальным началом подготовки к очередному футбольному мундиалю. С точки зрения мировой политики и экономики существенно более важным событием стал 6-й саммит БРИКС в городе Форталеза…

В Форталезской декларации (принята 15 июля 2014 года) руководители пяти государств зафиксировали принципиальную позицию: «По завершении первого цикла из пяти саммитов, проходивших поочередно в каждой из стран БРИКС, можно констатировать, что нам удалось наладить надлежащую координацию в рамках различных многосторонних инициатив и инициатив с широким составом участников и что сотрудничество между странами БРИКС расширяется, охватывая новые области … В рамках нового цикла мы обязуемся углублять наши партнерские отношения на основе открытости, инклюзивности и взаимной выгоды и с новым видением перспектив».

Выход экономического взаимодействия БРИКС на качественно новый уровень должен осуществляться «в целях содействия развитию связей между рынками, финансовой интеграции, осуществлению общих инфраструктурных проектов, а также межличностным контактам». За этими намерениями, напомним, стоит значимая реальность современного paxeconomica. На долю БРИКС приходится 21% глобального ВВП[1], 11% накопленных в мире инвестиций, почти 20% международной торговли (товарооборот между странами-участницами вырос за последние пять лет на 72% и превысил $290 млрд.)[2]. К тому же в них сосредоточена уникальная минерально-сырьевая база: от 30-ти до 60% мировых запасов по различным видам ресурсов. Весомы и совокупные золотовалютные резервы – $5186,6 млрд. (по состоянию на 30 июня 2014 года)[3]. По сути дела, вся история БРИКС – это отражение возрастающей роли развивающихся экономик в глобальном хозяйстве. Формальное признание этого факта персмотром в их пользу структуры страновых квот в капитале МВФ и Всемирного банка, правда затянулось на несколько лет из-за позиции законодателей в США. Тем не менее, шансы на завершение этих «реформ квот» до конца текущего года все еще сохраняются.

С другой стороны, углубляющееся взаимодействие стран «пятерки» - это наглядное воплощение крепнущей общемировой тенденции к развитию неформальных механизмов многосторонней координации экономических интересов и выравниванию подходов к решению общих проблем. В этом смысле БРИКС – это уже состоявшееся «полпредство» большей части развивающихся экономик в «Большой двадцатке».

Практика показывает: там, где есть совпадение заинтересованностей в решении тех или иных вопросов, поиск соответствующих алгоритмов существенно ускоряется материализацией стратегических замыслов созданием новых институтов международного финансово-экономического сотрудничества. На саммите в Форталезе ровно это и случилось, причем сразу на нескольких направлениях.

Подписано Соглашение об образовании Нового банка развития (New Development Bank[4]). Этот институт призван финансировать инфраструктурные проекты и проекты в области устойчивого развития (как частные, так и государственные) через предоставление кредитов, гарантий, участие в капитале и оказание консультационной помощи. Основные подходы к формированию банка БРИКС сформулированы с учетом лучшей международной практики, выработанной за почти 70 лет существования подобных институтов.

Пересечение его целей и механизмов с задачами Всемирного банка вовсе не предполагают дублирования деятельности последнего. НБР становится одним из международных институтов развития, тем самым увеличивая их разнообразие и возможности. Он будет открыт и для участия других заинтересованных стран-членов ООН, но свой контроль над новой структурой члены БРИКС сохранят – в проекте устава предусмотрено сохранение их доли в капитале не ниже 55%. Кроме того, предполагается широкое сотрудничество и координирование действий с другими международными финансовыми институтами, в том числе софинансирование проектов вместе со Всемирным банком.

Этот аспект особо подчеркивается и в информационном сопровождении подписания соглашения о создании НБР всеми агентствами стран БРИКС. Нередки и отсылки к высказанной несколько лет назад оценке президента Всемирного банка Джима Ён Кима – «Работы хватит на всех». Необходимость появления новых институтов, способных заполнить пробелы в мировой финансовой инфраструктуре и обеспечить потребности быстро развивающихся экономик, признает большинство в мировом экспертном сообществе. С этой точки зрения, появление нового банка – это многообещающее событие, потому что он может с самого начала оказаться таким институтом нового поколения. Вместе с тем, многое будет зависеть от того, насколько эффективно будут выстраиваться коммуникативные связи с другими рынками (как развивающимися, так и развитыми), и как быстро удастся найти свои ниши в сфере собственно инвестиционных проектов, и в технологиях их финансирования. Сходных структур в мире – десятки. Поэтому конкуренция предстоит нешуточная.

В рамках саммита также было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере инноваций посредством финансового участия в этом процессе Банков развития и рамочное соглашение о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС (размером в $100 млрд.). Оно является основой для предоставления ликвидности через валютный своп в ответ на фактическую или потенциальную потребность стран, исходя из краткосрочного состояния их платежного баланса. При этом центральные банки стран-участниц сохранят ресурсы, обозначенные как их доля в пуле, в составе своих международных резервов[5].

Новый цикл саммитов ведущей «пятерки» emergingmarkets обещает, судя по заявленным планам и намерениям, стать еще более содержательным и результативным для решения внутренних экономических проблем стран-участниц. Помимо создания банка развития и валютного пула, которые, как считает Президент РФ Владимир Путин, «закладывают основы для координации макроэкономической политики», БРИКС предстоит наладить механизмы взаимодействия в кредитовании экспорта и страхования экспортных кредитов, финансовой поддержке инновационного малого и среднего бизнеса, объединении потенциалов рынков страхования и перестрахования и др.

В следующем году в Уфе вниманию лидеров стран, очевидно, будет представлена развернутая проработка заявленного «на полях» в Форталезе предложения Российского фонда прямых инвестиций[6] создать международный институт для финансирования инфраструктурных проектов через участие в акционерном капитале управляющих ими компаний (с расчетом, что на $1 новых вложений можно будет привлекать $4-5 заемных средств). По мнению участников рынка, идея небезинтересна, но пока довольно эклектична – многие «сопутствующие» вопросы к качеству и температуре инвестиционных климатов все еще остаются без ответов.

Поэтому и впадать в БРИКСфорию особенно никто не торопится – состав «сплавов» экономических императивов и внешнеэкономических приоритетов еще «не устоялся», немало в них и чисто конъюнктурных примесей. Вместе с тем, новые институты – это уже сильная заявка на то, чтобы стать не просто «довеском» к существующей международной финансовой архитектуре, а серьезным долговременным фактором, способным повлиять на ее трансформацию. Напоминание о том, что она все очевиднее отстает от потребностей структурной перезагрузки глобального хозяйства, а тем более его дальнейшего развития, прозвучало весьма ко времени.

Саммит в Форталезе дал старт обсуждению проекту Стратегии многостороннего экономического сотрудничества БРИКС, ключевые установки которой конкретизированы в Дорожной карте по инвестициям, включающей 37 проектов в различных областях – от высоких технологий до гуманитарной сферы. Через год предстоит принимать политические решения.

13 лет назад аббревиатура (тогда еще без ЮАР) БРИК означала метафору к инвестиционной идее вкладываться в бумаги и реальные активы быстрорастущих развивающихся экономик. Теперь, уже БРИКС, как полноценная международная организация нового типа, вышла на рубеж, когда сама становится генератором новых мотиваций для участников рынков. Поучительная, между прочим, история для понимания реалий современного всемирного хозяйства и логики «жизнедеятельности» его системообразующих элементов.


Марина Войтенко – экономический обозреватель

[1] В том числе: Бразилия – 3%, Россия – 2,9%, Индия – 2,5%, Китай – 12,4%, ЮАР – 0,5%. ВВП на душу населения (по итогам 2013 года) составил: В Бразилии – $2243, России – $14819, Индии – $1515, Китае – $6747, ЮАР – $6621.

[2] Внешнеторговый оборот РФ со странами БРИКС в 2013 году достиг $105,4 млрд. (рост к 2012 году на 0,8%). В том числе экспорт – $44,9 млрд. (снижение на 2,3%), импорт – $60,5 млрд. (прирост на 3,1%). Отрицательное сальдо – $15,7 млрд. В январе-мае 2014 года ситуация несколько улучшилась (год к году) и товарооборот увеличился на 3,1% до $42,4 млрд. экспорт вырос на 11,2% (до $19,5 млрд.), импорт сократился на 3,0% (до $22,9 млрд.). Сальдо торгового баланса все еще остается в отрицательной области – «-3,4 млрд.».

[3] Из них у Бразилии – $380,3 млрд., России – $478,3 млрд., Индии – $288,8 млрд., Китая – $3990 млрд., ЮАР – $49,2 млрд.

[4] Первоначальный уставный капитал Банка составит $100 млрд. Распределенный капитал – $50 млрд., из которых $10 млрд. – оплаченный, еще $40 млрд. – капитал по требованию, который страны-учредители должны внести в течение семи лет. Штаб-квартира НБР будет находиться в Шанхае (КНР), региональное представительство планируется создать в ЮАР. Кандидатуру первого председателя Совета управляющих банка будет выдвигать Россия, а первого председателя Совета директоров – Бразилия, при этом кандидатуру первого президента банка будет предлагать Индия.

[5]Доля Китая в пуле составит $41 млрд., Индии, Бразилии и России – по $18 млрд., ЮАР – $5 млрд. При этом устанавливается, что страна может в случае необходимости получить из пула определенный объем средств, рассчитанный от ее доли в пуле с учетом мультипликатора. Для Китая он равен 0,5, то есть Китай, если возникнет необходимость, получит половину от своей доли, для ЮАР – 2, поскольку у этой страны меньше взнос, но больше потребность в деньгах, для всех остальных – 1.

Страной – координатором в пуле будет государство, председательствующее в БРИКС. В следующем году им станет Россия. Высший орган пула – совет управляющих, который будет формироваться либо из министров финансов, либо из руководителей ЦБ. Решение о том, кто именно войдет в совет управляющих, каждая страна вправе принимать самостоятельно. Оперативное управление будет осуществлять постоянный комитет в составе директоров и их заместителей, избранных из числа представителей центральных банков стран-участников ООН.

[6] С момента своего учреждения в 2011 году РФПИ направил по модели соинвестирования российские на проекты около $5 млрд. ($1 млрд. – средства самого фонда, $4 млрд. – деньги инвесторов). Кроме того, сформированы более 10 стратегических партнерств с ведущими мировыми суверенными фондами и институтами развития. Благодаря этому, привлечено еще более $14 млрд.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net