Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
30.07.2014 | Сергей Слободчук
Расследование против коррупционного «тигра»
Власти Китая побили собственный антикоррупционный рекорд. Центральная комиссия КПК по проверке дисциплины начала расследование против бывшего шефа национальной безопасности КНР Чжоу Юнкана. Товарищ Чжоу стал самым высокопоставленным обвиняемым среди китайских чиновников с основания КНР в 1949 году.
Таким образом, китайская администрация побила собственный рекорд, ведь еще менее чем год назад самым высокопоставленным фигурантом подобного процесса являлся Цзян Цзэминь, бывший глава Комиссии Госсовета по управлению государственными активами и член ЦК Компартии КНР [1]. Официальное обвинение против Чжоу Юнкана содержит фразу «серьезные дисциплинарные нарушения». На официальном языке КНР такая формулировка – это более привычные для нас взяточничество и вымогательство с использованием служебного положения.
71-летний Чжоу Юнкан (родился в декабре 1942 года) прошел долгий карьерный путь по ступенькам партийной и административной лестницы в КНР. Но вершинами его карьеры стали должности главы Министерства общественной безопасности КНР (Чжоу возглавлял его с декабря 2002 по октябрь 2007 года) и члена Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК 17-го созыва. Чтобы понимать масштабы фигуры Чжоу Юнкана, нужно вкратце охарактеризовать Министерство общественной безопасности. МОБ (не путать с Министерством государственной безопасности, которым с 2007 года руководит Гэн Хуэйчан) – это структура, насчитывающая около 3 миллионов сотрудников. Разница – как примерно между американскими ЦРУ и ФБР. Если Министерство государственной безопасности – это китайский аналог ЦРУ, имеющий мандат на работу за рубежом, то приоритет работы МОБ –внутренние вопросы. Компетенция министерства – это вопросы внутренней разведки и контрразведки, защита общественного порядка, государственного и политического строя, охрана высших лиц КНР и важных государственных объектов, задачи в части полицейской работы и антитеррористических операций, а также многое другое, что относится к поддержке правопорядка и государственной безопасности в пределах страны.
Первые обвинения против товарища Чжоу прозвучали не вчера. Еще с декабря 2013 года экс-министр находится под домашним арестом. А в марте нынешнего года китайские власти объявили об аресте имущества Чжоу Юнкана и ряда его родственников. Общая сумма арестованных активов составила около четырнадцать с половиной (14, 5) миллиардов долларов (или в районе 90 миллиардов юаней). А, как мы понимаем, такая сумма наводит на определенные размышления. Точнее, на подозрения. Подозрения, имеющие четкую коррупционную направленность.
Борьба против коррупции заявлена как один из приоритетов нового Председателя КНР Си Цзиньпина. В одном из своих первых выступлений на заседании Центральной комиссии КПК по проверке дисциплины 21-22 января 2013 года, Си Цзиньпин пообещал «бить и тигра, и муху» (т.е. наказывать не только мелких, но и крупных коррупционеров). Собственно, именно отсюда взяли старт уголовные дела против Бо Силая, Цзян Цзэминя, а теперь вот и против Чжоу Юнкана.
Расследование против чиновника и политика такого уровня – это поворот в антикоррупционной политике КНР. Сегодняшний Китай базируется на экономической модели государственного капитализма. В свою очередь, особенность модели госкапитализма – это высокая коррупция среди чиновников. А как иначе? «Государевы люди» напрямую участвуют в коммерческих процессах, принимают серьезные решения. Наконец, визируют документы на миллионные и миллиардные транши. И все это за не самую крупную государственную зарплату? Разве что в восточной традиции откаты за выгодные государственные подряды и т.п. считаются «благодарностью», а не взятками или, тем более, вымогательством или коррупцией. А главное, до дела против «тигра» Чжоу Юнкана в Китае существовал негласный консенсус насчет того, что антикоррупционные обвинения и расследования не распространяются на чиновники такого ранга, неважно, находятся они при должности или ушли на покой. Теперь же новое руководство КНР сознательно идет на разрушение такого консенсуса, что позволяет сделать несколько выводов.
В первую очередь администрация во главе с Си Цзиньпином демонстрирует, что отныне ни одна высокая должность или выдающиеся заслуги не могут уберечь от ответственности. Еще одна версия расследования – тесные связи Чжоу Юнкана с Бо Силаем, осужденным за коррупционные злоупотребления служебным положением. В сентябре 2013 года суд города Цзинань приговорил бывшего руководителя партийного комитета города Чунцин и члена предыдущего состава Политбюро Компартии КНР к пожизненному заключению и еще нескольким тюремным срокам [3]. А с учетом того, что Чжоу и Бо представляли внутри КПИ конкурирующую группу, неминуема версия о «зачистке» Си Цзиньпином & Co политических конкурентов.
Понятно, что коррупция на уровне среднего звена и первых лиц – это прямая угроза национальной безопасности любой страны. Однако главная задача для руководителей КНР – найти здравый баланс между борьбой против коррупции и моделью государственного капитализма. Слишком рьяная антикоррупционная кампания рискует просто подорвать мотивацию государственных чиновников, оставшихся без «благодарности». Но и пускать ситуацию на самотек, мягко говоря, чревато. Перед глазами – пример сегодняшней Украины, падающей на дно пропасти именно из-за казнокрадства и некомпетентности что предыдущей администрации Виктора Януковича, что нынешних властей. Поэтому главная интрига дела против Чжоу Юнкана – это не размер злоупотреблений и даже не судебный приговор. А в первую и главную очередь, ответ на вопрос - все-таки, каким образом заявленный руководством КНР антикоррупционный «огонь по штабам» будет коррелироваться с государственным капитализмом, обеспечивающим экономический рост КНР. И удастся ли Си Цзиньпину сотоварищи найти рабочую формулу, позволяющую и коррупционеров прищучить, и экономику развивать?
[1] Подробнее см. «Огонь по коррупционным штабам!» - http://www.politcom.ru/17441.html
[2] Подробнее см. «Подводные камни» борьбы против коррупции в КНР» - http://www.politcom.ru/article.php?id=16354
[3] Подробнее см. «Двойной переплет товарища Бо» - http://www.politcom.ru/16439.html
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.