Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
04.08.2014 | Светлана Самойлова
НКО на голодном пайке
Как стало известно «РБК-Daily», в Кремле готовят новую реформу законодательства об НКО. Некоммерческие организации поделят на общественно значимые и политические. Первые получат привилегии, а вторые — ограничения: запрет на гранты из госбюджета и налог на зарубежное финансирование. Общественным НКО, решившим заняться политикой, будет грозить и уголовная ответственность.
По данным издания, в Госдуме, президентском Совете по правам человека (СПЧ) и руководстве страны сейчас обсуждают с экспертами и правозащитниками возможность серьезной доработки закона об НКО, который будет стимулировать некоммерческие организации заниматься общественной, а не политической деятельностью. Идеи по поддержке общественно значимых НКО обсуждались на встрече первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина с членами СПЧ 24 июля, подтвердил источник в Кремле. Представители президентского совета пообещали сформулировать конкретные инициативы, в администрации президента их ждут, добавил кремлевский чиновник.
Как рассказали два собеседника, близких к руководству нижней палаты парламента и СПЧ, все НКО предлагается разделить на ведущие политическую и общественно значимую деятельность. Организации сами заявят в Минюст о том, какой статус они выбирают. Но при этом вмешиваться в политику общественно значимой НКО уже будет нельзя. В том числе им нельзя будет ни в какой форме участвовать в избирательной кампании: например, организовывать наблюдение за выборами, агитировать в пользу или против партии или политика и пытаться влиять на законотворческую деятельность органов госвласти. За попытку вмешаться в политическую деятельность организациям, выбравшим статус общественно значимых, могут ввести уголовную и административную ответственность, в первую очередь крупные штрафы и возможность ликвидации НКО по решению суда. При этом авторы ссылаются на возможность закрыть НКО за незаконное участие в политической деятельности в законодательстве Канады.
Однако в той же Канаде НКО, которые занимаются благотворительностью, могут заниматься политической деятельностью при условии, что она носит неосновной и эпизодический характер. Причем в Канаде определение «политической деятельности» несколько шире, чем в большинстве демократических стран, но все же не включает право любой НКО иметь и высказывать точку зрения по политическим вопросам. И в Канаде, и в Англии остальным НКО можно заниматься политикой без ограничений. В США также ограничения по ведению политической деятельности (под которой имеется в виду оказание влияние на законодательство) также касаются только благотворительных, образовательных и религиозных организаций. В странах континентальной Европы сильна традиция консультаций власти и общественных организаций – там партии являются по юридическому статусу НКО (отдельных законов о партиях почти нигде нет, они появились лишь в посткоммунистических государствах) – только на партии, разумеется, налагается больше ограничений по избирательному законодательству. Таким образом, в странах континентальной Европы законодательство фактически поощряет политическую деятельность НКО.
Характерно, что в демократических странах НКО не могут участвовать в электоральной борьбе (включая финансирование таковой); кроме того, действуют ограничения на лоббизм. Все остальное, включая формулирование позиций, оценку деятельности государства, сотрудничество и споры с ним, в том числе по политическим вопросам – естественная функция НКО.
Главное же для России состоит в определении политической деятельности. На Западе оно носит, как правило, узкий характер и связано с непосредственным участием в политике (исключение составляет американский закон FARA, который с 1966 года ни разу не был «результативно применен», когда речь шла о политической деятельности). Все, что находится за пределами «узкого» подхода (включая формирование идеологических позиций и даже поддержку кандидатов, если она не носит финансового характера) – не подпадает под категорию политического. В России же подход настолько широкий, что под политикой может пониматься любое воздействие на власть или общественное мнение (например, при обсуждении законопроектов). Кроме того, уже традиционный для российской «консервативной волны» подход заключается в стремлении взять из зарубежного опыта только запреты вне различия контекстов и правоприменительной практики.
Новая инициатива власти предлагает давать преференции общественно значимым НКО и ввести ряд ограничений для «политических» НКО. Первые смогут рассчитывать на крупные налоговые льготы, а вторым не будут выделять гранты за счет бюджета и запретят включать их представителей в общественные советы министерств и ведомств или привлекать их в качестве консультантов органов власти. Таким образом получается, что в российском законодательстве предлагается списать с законодательства стран с прецедентным правом все ограничения, касающиеся благотворительных организаций, но отнести эти ограничения к «политическим» организациям, к которым приравнены те, кто в западных странах считается традиционным НКО и чья деятельность всячески поощряется.
Минюст предлагается наделить правом проверять «общественные НКО», не вмешиваются ли они в политическую деятельности. И если такие случаи будут зафиксированы, организации утратят льготы и понесут ответственность. Для иностранных агентов могут появиться дополнительные ограничения. По аналогии с правилами, установленными в Индии, такие организации могут обязать использовать для получения и расходования средств только один зарубежный счет. По примеру Индии может быть введен запрет получать деньги из-за рубежа первые три года работы, писала со ссылкой на свои источники «РБК-Дейли». Кроме этого средства, полученные из-за рубежа, предложено облагать налогом в 35%. Авторы новаций ссылаются тут на израильский опыт: в этой стране, по их данным, сейчас принимают закон, облагающий налогом в 45% иностранные средства, которые получают НКО, «подозрительные» с точки зрения властей (это положение принято по инициативе правых сил Израиля, обвиняющих НКО в симпатиях к палестинцам). Причем иностранным предлагается отныне считать и финансирование, которое переводят российские компании, где иностранцы владеют хотя бы 49% акций.
В России НКО облагаются теми же налогами, что и коммерческие организации, и по тем же ставкам. НКО подпадают и под действие нормы Гражданского кодекса «О пожертвованиях», и зарубежные гранты, как и любые пожертвования, не облагаются вообще никакими налогами, поскольку это один из видов дарения, заявил сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц. Правда, он напоминает, что российские налоговики уже начали предъявлять налоговые претензии по зарубежным грантам, утверждая, что это не пожертвования, а возмездные договоры на оказание неких услуг. «Все идет к тому, что будет просто-напросто запрещено принимать иностранные деньги. Долго к этому идем, но дойдем. Это запретительная норма, потому что у большинства зарубежных фондов, которые дают гранты НКО, финансирование другого государства [в том числе через налогообложение] не предусмотрено», — констатирует Мельконьянц.
Тем временем глава СПЧ Михаил Федотов передал президенту России законопроект об увековечивании памяти жертв политических репрессий. Президент отметил, что вопрос необходимо проработать. «Я поговорю с коллегами, которые этим занимаются», - пообещал Путин. Внимание главы государства в теме политических репрессий в определенной степени призвано компенсировать ужесточение подхода к власти к своим политическим оппонентам и показать, что у этого жесткого похода все же есть свои ограничители.
Власть видит угрозу делегитимации со стороны гражданского общества, относится к ней серьезно (можно вспомнить выступление Владимира Путина на Совете безопасности, где «карманные НПО» были поставлены в один ряд с зарубежными спецслужбами) и стремится «закрутить гайки». Не исключено, что готовится новый виток ужесточения законодательства об НКО. После того, как было введено понятие «иностранных агент», что было преимущественно направлено на дискредитацию НКО в России, готовится новый барьер в виде фактического запретительного законодательства в отношении получения иностранных грантов. В значительной степени ухудшатся и условия для работы «политических» НКО. Вероятно, фактором, стимулирующим пересмотр законодательства об НКО, является напряженная геополитическая ситуация, в рамках которой политический режим усложняет механизмы защиты от внешнего влияния и внутренней критики.
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.