Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

05.08.2014 | Сергей Минасян

Почему не началась новая карабахская война?

В начале августа 2014 г. ситуация на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль границы Армении с Азербайджаном резко обострилась. По результатам серии инцидентов на линии фронта, повлекших значительное количество жертв, стали высказываться алармистские мнения о дальнейшей эскалации конфликта, вплоть до возможного возобновления полномасштабных боевых действий. Наиболее распространенной версией случившегося было то, что Баку, пользуясь занятостью Москвы на украинском направлении, пытается «под шумок» раскачать ситуацию и возобновить боевые действия. Однако, как часто бывает, то, что случилось (и то, что не случилось пока еще, несмотря на паническую реакцию алармистов) в зоне карабахского конфликта, имело более сложную траекторию событий с известным элементом случайности.

Детали произошедших в начале августа событий на линии соприкосновения уже достаточно четко вырисовываются, хотя информационная война начала набирать обороты и приобретать самые разнообразные формы.

За последние месяцы ситуация на линии фронта в Нагорном Карабахе, а также на северо-западной границе Армении, становилась все более напряженной, с перманентными, но преимущественно единичными потерями со всех сторон. Однако в ночь на 31 июля, предположительно в результате операции азербайджанских войск, погибло два карабахский военнослужащих. На следующую ночь силы карабахского спецназа провели масштабную операцию возмездия сразу на нескольких участках восточной линии фронта, одновременно с аналогичными акциями ВС Армении на границе с Азербайджаном. В результате, азербайджанские войска потеряли примерно три десятка военнослужащих убитыми и ранеными. В ответ, в две следующие ночи, 2 и 3 августа, войска специального назначения Азербайджана попытались провести ответные атаки на позиции карабахских войск, но неудачно – попав в засады, организованную карабахскими военнослужащими, обоснованно ждавшими ответной реакции противостоящей стороны, потеряв до 10 военнослужащих убитыми, при двух погибших с карабахской стороны.

По словам азербайджанского военного эксперта Узеира Джафарова, вооруженные силы Азербайджана за эти три дня пограничных стычек на линии фронта в Нагорном Карабахе и вдоль границы Армении и Азербайджана понесли самые большие потери после заключения перемирия в мае 1994 г. Потери составили свыше трех десятков убитых азербайджанских военнослужащих, тогда как армянская сторона потеряла убитыми 5 или 6 военнослужащих. Естественно, это вызвало шоковую реакцию в Азербайджане, военно-политического руководство которого нервно отреагировало, выдвинув к границам бронетехнику и подняв воздух боевые самолеты, совершающие облет линии фронта. Армянские стороны стали реагировать соответственно, усиливая свои приграничные части. В информационном поле, в заявлениях общественных и политических деятелей Азербайджана стали проявляться воинственные нотки и призывы к войне. 2-3 августа тревожная волна начала покрывать также Армению и Нагорный Карабах, зловещие предсказания о возможной скорой войне стали появляться в мировых СМИ. Однако войны в Карабахе очередной раз опять не случилось…

Почему же в начале августа 2014 г. не началась новая полномасштабная война в Карабахе? Почему, несмотря на истеричную реакцию информационного поля и блогосферы конфликтующих сторон, комментаторов и журналистов, всем их ожиданиями не суждено было сбыться? Потому, что война, которая уже более двух десятилетий не начинается в одном из самых милитаризованных регионов мира, не может начаться случайно – слишком высока «цена войны» для ее инициатора, особенно если нет политической поддержки со стороны внешних акторов. Постепенная эскалация и медленное, в течение нескольких жней выдвижение войск к границам говорит о том, что армянские стороны уже готовы к неожиданностям, а для Баку потерян фактор внезапности.

Для справедливости, естественно, надо признать, что такого рода инциденты, аналогичные тем, что произошли в начале августа 2014 г. в Карабахе и на армяно-азербайджанской границе, теоретически все же могут содержать в себе угрозу непреднамеренной эскалации до уровня крупномасштабной войны. Данная идея «случайной войны» достаточно популярна среди многих журналистов или политологов, которые поверхностно занимаются карабах­ской проблематикой. Угроза «случайной войны» активно используется в пропагандистских целях также и азер­байджанской стороной, стремящейся таким образом пошатнуть военно-политический статус-кво. Речь идет об утверждениях о том, что в результате серии перманентных стычек и обстрелов на линии фронта ситуация может выйти из-под контроля самих конфликтующих сторон и привести к возобновлению широкомасштабных боевых действий.

Однако с учетом имеющегося силового потенциала и степени милита­ризации сторон (и взаимной информированности о военно-технических воз­мож­ностях вероятного противника) данное утверждение является доста­точно спорным. Не надо забывать, что несмотря на длящуюся уже два десятилетия региональную гонку вооружений военный баланс в зоне конфликта между азербайджанской и армянскими сторонами в качественном плане особо так и не изменился, по сравнению с ситуацией середины 1990-х гг. Просто тогда счет военной техники шел на десятки, а теперь – на сотни и даже тысячи единиц танков, боевых бронированных машин (ББМ), артиллерийских и ракетным систем, боевых самолетов и вертолетов.

Утверждения о том, что возможна «случайная война» в условиях, когда десятки тысяч солдат по обе линии фронта в соста­ве регулярных войск в течение фактически двух десятилетий находятся в состоянии полной боевой готовности и имеют существенный военно-технический потенциал, либо не стыкуются с основами военной теории, либо просто являются спекуляцией вокруг этой чувствительной темы в политических и пропагандистских целях.

На современном этапе принятие рацио­наль­ного политического решения о начале боевых действий со стороны Азер­байджана при наличии существенных предпосылок по ее протеканию, в лучшем случае, не в качестве успешного блицкрига, а в виде длительной войны на истощение с неопределенными результатами, представляется достаточно сомни­тельным. Повышающаяся с каждым новым витком региональной гонки воору­жений «цена войны» сдерживает стороны от случайных шагов по непреднамеренной эскалации. В настоящее время возобновление боевых дейст­вий в зоне Карабахского конфликта возможно только в случае приня­тия одной из сторон преднамеренного политического решения на самом высо­ком уровне.

Вместе с тем, даже случайное совпадение нескольких успешных провокационных операций любой из сторон конфликта может создать у нее ложное ощущение оптимизма и превосходства, т. е. способствовать появлению предпосылок для принятия на высшем политическом уровне преднамеренного решения о дальнейшей эскалации ситуации. Именно этим и обусловлена столь жесткая ответная реакция армянских сторон на относительно успешную операцию азербайджанских спецназовцев в ночь на 31 июля – лишить противостоящую стороны даже слабой надежды на дальнейший успех, не создать у нее искушения интерпретировать их в соответствии с собственными ожиданиями и ложным оптимизмом.

При этом надо также напомнить, что подобного рода акции, которые время от времени остужают «наступательный порыв» азербайджанской стороны, проводились армянскими сторонами, как минимум за последние 5-6 лет, неоднократно. Всякий раз после них в СМИ и комментариях также звучали панические пророчества о дальнейшей эскалации, однако единственным реальным их исходом становилось лишь временное снижение напряженности на линии фронта. То есть, фактически, армянскими сторонами реализовывалась достаточно знакомая с периода Холодной войны политика сдерживания – удержание противостоящей стороны от нежелательных военно-политических шагов под угрозой причинения ей неприемлемых потерь. Сравнимыми с событиями начала августа 2014 г. примерами реализации армянскими сторонами механизмов такого рода сдерживания в ка­честве реакции на подобные инциденты на линии фронта были:

- ответная операция частей Армии обороны НКР у села Леонарх Мартакертского района в ночь с 3 на 4 марта 2008 г. (удержавшая азербайджанское военно-политическое руководство от искушения интерпретировать поствыборные события в Армении как удобный повод для изменения ситуации на карабахском фронте или начала боевых действий);

- события начала июня 2012 г. на северо-восточном отрезке границ Армении с Азербайджаном, в ходе регионального визита на Южный Кавказ тогдашного госсекретаря США Хиллари Клинтон, когда произошли столкновения между арямянскими и азербайджанскими подразделениямисразу по нескольким напрвлениям.

Важным этапом в развитии как самого конфликта, так и возможной деэскалации на линии фронта может стать намеченная на 8-9 августа 2014 г. встреча президентов Армении, Азербайджана и России в Сочи. Естественно, ее результаты не могут привести к какому-то существенному прорыву в переговорном процессе или окончательному урегулированию. Но могут привести к договоренностям о снижении напряженности на линии фронта и выработке мер доверия. При наиболее оптимистическом развитии событий возможно даже принятие документа, хотя бы в виде преамбулы, относительно Основополагающих принципов урегулирования (т.н. Мадридских принципов). Впрочем, данный документ вряд ли будет дееспособен без предварительной выработки реальных механизмов по устойчивому контролю и предотвращению дальнейших инцидентов на линии фронта.

Естественно, что продвижение такого рода документа, принятие которого уже несколько лет торпедируется Азербайджаном, возможно только при сильном и согласованном давлении всех трех сопредседателей Минской группы ОБСЕ. Особенно личного участия президента одной из ее стран-участниц – Владимира Путина. Примечательно, что несмотря на усиливающийся кризис в отношениях между Россией и Западом, формат МГ ОБСЕ, с участием трех ее сопредседателей – России, Франции и США, на данный момент остается чуть ли не единственным эффективным форматом их взаимодействия по вопросам мировой политики. Подтверждением этого явилось недавнее совместное заявление всех трех сопредседателей и действующего главы ОБСЕ с призывом к немедленной деэскалации – случай почти немыслимый в нынешних условиях.

Как представляется, в случае успеха Сочинской встречи – т.е. достижения договоренности о новых мерах по стабилизации ситуации на линии фронта (т.е. фактического перемирия), для России может сложиться чрезвычайно благоприятная ситуация на фоне проблем с Западом по украинскому кризису. Чуть ли не по аналогии с прошлогодним урегулированием по Сирии, когда путем ликвидации сирийского химического оружия Москве удалось предотвратить вовлечение Запада в войну против дамаска и получить лавры миротворца.

Естественно, в нынешних условиях для западных стран вновь видеть Москву в очередной раз первой скрипкой в МГ ОБСЕ (как это уже один раз было по результатам Майндорфского соглашения 2 ноября 2008 г.), особенно на фоне кризиса в Украине и западных санкций, а также «лавры миротворца» для Путина - не очень приятная опция. Однако, с другой стороны, Западу не меньше чем Москве, не хотелось бы иметь новую головную боль, и новое поле для противоречий с Москвой в случае «разморозки» карабахского конфликта и начала широкомасштабных боевых действий, с возможным вовлечением России и других региональных держав. С другой стороны – просто исходя из целей дальнейшей изоляции и сдерживания Москвы и обеспечения безопасности альтернативного от российского каспийского энергетического коридора через территорию Азербайджана, который естественно будет уничтожен армянскими войсками в случае возобновления широкомасштабных боевых действий, - было бы контрпродуктивно для западных стран препятствовать усилиям Москвы по снижению эскалации и выработке мер доверия на линии фронта в Карабахе.

Наконец, не надо также забывать, что ситуация вокруг Карабаха почти за четверть века постсоветской истории никогда не была черно-белой, в которой Россия выступала бы однозначно за Армению, а Запад – поддерживал Азербайджан. Все намного сложнее – и в 1990-е гг. Россия больше вооружения передала азербайджанцам, чем армянам, и сейчас Баку - один из крупнейших покупателей российского вооружения. И наоборот - борьба армян Карабаха за независимость воспринималась на Западе в конце 1980-х гг. и в начале 1990-х гг. как символ борьбы против коммунистических властей СССР. С другой стороны, наряду с Россией, именно Франция и США имеют самые большие армянские диаспоры в мире. Наконец, усиление авторитаризма в Азербайджан, в котором продолжается преследование гражданских активистов (буквально пару дней назад была арестована очередная группа гражданских активистов в этом стране, включая жену известного политолога Арифа Юнусова - Лейла Юнус) приводящие к постоянным критикам со стороны Брюсселя и Вашингтона, не дают повода для однозначного проазербайджанского позициирования со стороны Запада.

Наконец, не надо забывать позицию и Ирана, который также выступил с призывами к немедленной деэскалации конфликта. Более того, можно подозревать, что даже звонки из Анкары в Баку, когда Эрдоган выразил свое сочувствие Алиеву в связи с понесенными на линии фронта тяжелыми потерями, включали также и настойчивые советы турецкого президента Алиеву не рисковать началом новой войны в Карабахе.

Все указанные факторы, в ее сложной композиции, повлияли на то, что боевые действия в начале августа 2014 г. в Карабахе так и не возобновились. Более того, возможно, что их итогом не только не станет сохранение и усиление эскалации, а наоборот - выработка неких договоренностей по стабилизации ситуации, снижения напряженности на линии фронта и дальнейшего продолжения переговорного процесса. Теперь многое будет зависеть от результатов встречи трех президентов в Сочи…

Сергей Минасян - доктор политических наук, заместитель директора Института Кавказа

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net