Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
12.08.2014 | Нана Гегелашвили
Нагорный Карабах – есть ли выход из тупика?
10 августа в ходе трёхсторонней встречи с главой российского государства Владимиром Путиным президенты Армении и Азербайджана - Серж Саргсян и Ильхам Алиев выразили надежду «на компромиссное и мирное решение нагорнокарабахского конфликта в ближайшее время». Однако есть ли надежда на мирное урегулирование этого конфликта в краткосрочной перспективе?
События на Украине спровоцировали обострение ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта и стали своего рода небольшим тестом на проверку степени приверженности основных участников конфликта – Армения и Азербайджан - к российской политике, равно как и на измерение степени ее влияния в этом регионе. Ведь патовая ситуация, возникшая в процессе урегулирования карабахского конфликта, и связанная с этим высокая степень непредсказуемости, которая может радикально дестабилизировать ситуацию на Южном Кавказе, все еще продолжают приковывать к региону пристальное внимание как мировых и региональных держав, так и международных организаций.
За последние несколько лет странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ - США, РФ и Франции (как представителя Евросоюза) - был предпринят ряд попыток по выходу из карабахского тупика. Среди них, подписание первой совместной декларации президентов Армении и Азербайджана с момента окончания военной фазы карабахского конфликта в октябре 2008 г., инициированной Москвой. Тогда же Вашингтон активно поддержал создание трехстороннего переговорного формата (президенты РФ, Азербайджана и Армении). При участии Москвы Вашингтон также подписал такие ключевые документы, как "Базовые принципы" (июль 2009 года), и Цюрихские протоколы (октябрь 2009 года), ставшие базой для т.н. "мадридских принципов", которые впоследствии были обновлены. Однако все эти попытки так и не увенчались успехом – обновленные «мадридские принципы» не смогли продвинуть стороны конфликта даже к незначительному компромиссу. Показательно, что, комментируя итоги Парижской встречи глав МИД, состоявшейся в июне 2012 г. в Париже, где обсуждались «некие новые инициативы» по его урегулированию при участии стран-сопредседателей, официальный представитель МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев заявил: «Основным условием продвижения нагорно-карабахского урегулирования является вывод армянских вооруженных формирований с оккупированных территорий Азербайджана. Только это откроет новые возможности для данного процесса. Позиция Баку неизменна - армянские вооруженные силы должны покинуть захваченные азербайджанские земли. После этого прекратятся инциденты на линии соприкосновения». Вплоть до настоящего времени это и является незыблемым условием Баку, продолжающего ставить во главу угла проблему территориальной целостности, и в то же время - основным препятствием на пути его урегулирования.
Отсутствие механизмов урегулирования карабахского конфликта, диктуемое стремлением Москвы сохранить существующий в зоне конфликта статус-кво как оптимальный вариант, чтобы в сложившейся ситуации продолжать играть роль «третейского судьи» в конфликте между Арменией и Азербайджаном, не может продолжаться до бесконечности. И если сегодня Москва не готова выступить в поддержку ни одной из противоборствующих сторон, то она может пойти на опережение и стать главным инициатором на пути решения конфликта.
В этом контексте не стоит сбрасывать со счетов имеющиеся у России рычаги воздействия на проблему урегулирования карабахского конфликта, что вполне осознают не только в Баку и Ереване, но и на Западе. Москва полагает, что измеряемое более чем 20 годами противостояние возможно устранить лишь политическими средствами. Это дает основание считать, что силового вмешательства «извне» не предполагается, ибо основная задача Москвы в этом вопросе заключается в сохранении зыбкого баланса между Ереваном и Баку.
Учитывая заметную активизацию российской дипломатии на международной арене, наблюдающуюся за последние годы, Москва способна стать не только главным инициатором запуска проекта по урегулированию этого конфликта, но и основным регулятором процесса примирения сторон. У противоборствующих сторон имеется многолетний опыт совместного сосуществования (проживания), а также наличие того непреложного факта, что Москва является гарантом их безопасности.
При таком положении дел эта проблема уже не будет казаться столь невыполнимой и требующей больших временных затрат. В этой связи представляется, что Россия может стать не только главным инициатором запуска проекта по урегулированию этого конфликта, но и обеспечить его относительную интернационализацию (европеизацию), что может предполагать включение в этот процесс и западных партнеров - ЕС. Для реализации этой цели необходимым представляется как совместное участие, так и общий вклад в операцию по урегулированию конфликта под эгидой России. В условиях глобализирующего мира такой подход к подобным этнополитическим конфликтам может обеспечить их решение и сформировать новые правила на глобальном, региональном и национальном уровнях. Именно это даст Москве дополнительный шанс на модернизацию. Однако это может стать реальным лишь при условии восстановления полноценных дипломатических отношений между двумя странами.
С другой стороны, учитывая фактор многовекторности политики постсоветских стран, и, в первую очередь, стран Южного Кавказа, определяемый реалиями сегодняшнего дня, Москва полностью осознала необходимость проведения крайне взвешенной и конструктивной политики, опирающейся исключительно на соображения прагматичного толка. А сегодня это не только и не столько экономические отношения, но и общая сухопутная граница со стороны Дагестана. Все это требует новых механизмов и свежих инициатив, способных действовать предельно эффективно в условиях нового формирующегося миропорядка.
Нана Гегелашвили - руководитель Центра региональных проблем ИСКРАН
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.