Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Пандемия коронавируса приостановила избирательную кампанию в Демократической партии США. Уже не состоялись два раунда мартовских праймериз (в Огайо и Джорджии), еще девять штатов перенесли их с апреля-мая на июнь. Тем не менее, фаворит в Демократическом лагере определился достаточно уверенно: Джо Байден после трех мартовских супервторников имеет 1210 мандатов делегатов партийного съезда, который соберется в июле (если коронавирус не помешает) в Милуоки, чтобы назвать имя своего кандидата в президенты США. У Берни Сандерса на 309 мандатов меньше, и, если не произойдет чего-то чрезвычайного, не сможет догнать Байдена.

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Кавказ

12.08.2014 | Нана Гегелашвили

Нагорный Карабах – есть ли выход из тупика?

10 августа в ходе трёхсторонней встречи с главой российского государства Владимиром Путиным президенты Армении и Азербайджана - Серж Саргсян и Ильхам Алиев выразили надежду «на компромиссное и мирное решение нагорнокарабахского конфликта в ближайшее время». Однако есть ли надежда на мирное урегулирование этого конфликта в краткосрочной перспективе?

События на Украине спровоцировали обострение ситуации в зоне нагорно-карабахского конфликта и стали своего рода небольшим тестом на проверку степени приверженности основных участников конфликта – Армения и Азербайджан - к российской политике, равно как и на измерение степени ее влияния в этом регионе. Ведь патовая ситуация, возникшая в процессе урегулирования карабахского конфликта, и связанная с этим высокая степень непредсказуемости, которая может радикально дестабилизировать ситуацию на Южном Кавказе, все еще продолжают приковывать к региону пристальное внимание как мировых и региональных держав, так и международных организаций.

За последние несколько лет странами-сопредседателями Минской группы ОБСЕ - США, РФ и Франции (как представителя Евросоюза) - был предпринят ряд попыток по выходу из карабахского тупика. Среди них, подписание первой совместной декларации президентов Армении и Азербайджана с момента окончания военной фазы карабахского конфликта в октябре 2008 г., инициированной Москвой. Тогда же Вашингтон активно поддержал создание трехстороннего переговорного формата (президенты РФ, Азербайджана и Армении). При участии Москвы Вашингтон также подписал такие ключевые документы, как "Базовые принципы" (июль 2009 года), и Цюрихские протоколы (октябрь 2009 года), ставшие базой для т.н. "мадридских принципов", которые впоследствии были обновлены. Однако все эти попытки так и не увенчались успехом – обновленные «мадридские принципы» не смогли продвинуть стороны конфликта даже к незначительному компромиссу. Показательно, что, комментируя итоги Парижской встречи глав МИД, состоявшейся в июне 2012 г. в Париже, где обсуждались «некие новые инициативы» по его урегулированию при участии стран-сопредседателей, официальный представитель МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев заявил: «Основным условием продвижения нагорно-карабахского урегулирования является вывод армянских вооруженных формирований с оккупированных территорий Азербайджана. Только это откроет новые возможности для данного процесса. Позиция Баку неизменна - армянские вооруженные силы должны покинуть захваченные азербайджанские земли. После этого прекратятся инциденты на линии соприкосновения». Вплоть до настоящего времени это и является незыблемым условием Баку, продолжающего ставить во главу угла проблему территориальной целостности, и в то же время - основным препятствием на пути его урегулирования.

Отсутствие механизмов урегулирования карабахского конфликта, диктуемое стремлением Москвы сохранить существующий в зоне конфликта статус-кво как оптимальный вариант, чтобы в сложившейся ситуации продолжать играть роль «третейского судьи» в конфликте между Арменией и Азербайджаном, не может продолжаться до бесконечности. И если сегодня Москва не готова выступить в поддержку ни одной из противоборствующих сторон, то она может пойти на опережение и стать главным инициатором на пути решения конфликта.

В этом контексте не стоит сбрасывать со счетов имеющиеся у России рычаги воздействия на проблему урегулирования карабахского конфликта, что вполне осознают не только в Баку и Ереване, но и на Западе. Москва полагает, что измеряемое более чем 20 годами противостояние возможно устранить лишь политическими средствами. Это дает основание считать, что силового вмешательства «извне» не предполагается, ибо основная задача Москвы в этом вопросе заключается в сохранении зыбкого баланса между Ереваном и Баку.

Учитывая заметную активизацию российской дипломатии на международной арене, наблюдающуюся за последние годы, Москва способна стать не только главным инициатором запуска проекта по урегулированию этого конфликта, но и основным регулятором процесса примирения сторон. У противоборствующих сторон имеется многолетний опыт совместного сосуществования (проживания), а также наличие того непреложного факта, что Москва является гарантом их безопасности.

При таком положении дел эта проблема уже не будет казаться столь невыполнимой и требующей больших временных затрат. В этой связи представляется, что Россия может стать не только главным инициатором запуска проекта по урегулированию этого конфликта, но и обеспечить его относительную интернационализацию (европеизацию), что может предполагать включение в этот процесс и западных партнеров - ЕС. Для реализации этой цели необходимым представляется как совместное участие, так и общий вклад в операцию по урегулированию конфликта под эгидой России. В условиях глобализирующего мира такой подход к подобным этнополитическим конфликтам может обеспечить их решение и сформировать новые правила на глобальном, региональном и национальном уровнях. Именно это даст Москве дополнительный шанс на модернизацию. Однако это может стать реальным лишь при условии восстановления полноценных дипломатических отношений между двумя странами.

С другой стороны, учитывая фактор многовекторности политики постсоветских стран, и, в первую очередь, стран Южного Кавказа, определяемый реалиями сегодняшнего дня, Москва полностью осознала необходимость проведения крайне взвешенной и конструктивной политики, опирающейся исключительно на соображения прагматичного толка. А сегодня это не только и не столько экономические отношения, но и общая сухопутная граница со стороны Дагестана. Все это требует новых механизмов и свежих инициатив, способных действовать предельно эффективно в условиях нового формирующегося миропорядка.

Нана Гегелашвили - руководитель Центра региональных проблем ИСКРАН

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Комментируя итоги президентских выборов 27 октября 2019 года в Аргентине, когда 60-летний юрист Альберто Фернандес, получив поддержку 49% избирателей, одолел правоцентриста Маурисио Макри, и получил возможность поселиться в Розовом доме, резиденции правительства, мы не могли определиться с профилем новой власти.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net