Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Казалось бы, на президентских выборах 5 ноября 2024 г. будет только одна интрига: кто победит в «матч-реванше» Джо Байдена против Дональда Трампа? Оба главных участника выборов 2020 г. уверенно лидируют в симпатиях соответственно демократических и республиканских избирателей, которым предстоит определить на праймериз кандидата от своей партии. Рейтинг Трампа – 52% (данные агрегатора RealClearPolitics.com) – отрыв от ближайшего преследователя – более 30 пунктов, у Байдена – 64% и отрыв в 50 пунктов. Но интересных интриг можно ждать гораздо раньше, даже не на праймериз, а перед ними. Почему?

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Российский мир

12.08.2014 | Антон Евстратов

Российско-иранское сотрудничество: опасность переоценки

Иран и Россия подписали долгожданный Меморандум о взаимопонимании. Данный документ, казалось бы, подразумевает не просто крупную и выгодную сделку между Москвой и Тегераном, а новый виток в их постсанкционном сотрудничестве. Разговоры о масштабном контракте, подразумевающем экспорт в Россию иранской нефти в обмен на зерно, металлы, услуги и, что важнее всего, высокотехнологичное оборудование, ведутся последние полгода. Причем, если в РФ и ИРИ данная перспектива рассматривалась в основном положительно, то американская администрация не скрывала своих намерений сорвать сделку, угрожая обеим сторонам санкциями. Однако после некоторого смягчения санкционного режима в отношении Тегерана и улучшения его имиджа на Западе многие ранее невозможные шаги Исламской Республики, как видно могут быть реализованы.

Примечательно, что не только Ирану стало легче сотрудничать с Россией в последнее время. Активизация этого взаимодействия со стороны РФ также имеет объяснение – не только экономического характера. После украинских событий, санкций и обрушения своего имиджа в Европе, США и даже некоторых странах СНГ (например, в Азербайджане), Москва еще более активно, чем ранее, ищет союзников. Иран – вполне себе может считаться ее братом по несчастью – страна также находится в изоляции от Запада.

В этой связи – российско-иранский меморандум может рассматриваться как некий ответ введенным в отношении РФ экономическим ограничениям (наряду с недавним резонансным запретом на экспорт продовольственных товаров). Вместе с тем, подписанный министром нефти Ирана Бижаном Намдаром Зангане и министром энергетики России Александром Новаком меморандум – лишь значимый, но не первый и не последний шаг в активизации сотрудничества двух стран. Намечена эта активизация была еще в мае, в ходе шанхайской встречи Владимира Путина и Хасана Роухани. Продолжение последует в начале сентября, когда на заседании российско-иранской межправительственной комиссии будут подписаны конкретные контракты.

В российско-иранских переговорах по поставкам нефти, однако наметилась интересная тенденция – на уменьшение объемов этих самых поставок. Изначально речь шла о получении Россией 25 миллионов тонн нефти в год. Сейчас упоминаются гораздо более скромные цифры – 2,5-3 миллиона тонн. Представляется, что это вызвано нежеланием совсем уж явно провоцировать Вашингтон, с которым у Тегерана только наметилась тенденция на некоторое потепление в отношениях.

Уже идет речь и о поставках из Ирана в РФ не только нефти, но и нефтехимической продукции, ковров, цемента и продуктов переработки овощей и фруктов. Иран же, помимо указанных выше товаров, по словам чрезвычайного и полномочного посла этой страны в Москве Мехди Санаи, интересуют тяжелые грузовики и рельсы. Упомянул посол и о возможности строительства второго энергоблока АЭС в Бушере именно на вырученные от поставок нефти средства. Напомним, что возводиться блок будет российскими и иранскими специалистами. Немаловажное значение имеет и электрификация железных дорог Ирана, которую правительство страны намеревается провести также с помощью Москвы. Учитывая множество не снятых до сих пор с ИРИ санкций, можно сказать, что контракт с РФ для него – едва ли не залог экономического развития и процветания.

Все эти мероприятия могут восприниматься и воспринимаются в России, как было упомянуто выше, как «ответ Обаме» и «кукиш Западу», посмевшему наложить на страну экономические санкции. Но так ли идеологизировано и политизировано восприятие грядущих контрактов в Иране? С сожалением для условно «патриотического» крыла российского интеллектуального пространства следует признать, что в ИРИ сотрудничество с РФ воспринимается исключительно с прагматических позиций. Иранцы не забывают и об улучшении отношений с Западом и следующих из данного обстоятельства выгодах. Так 10 августа страна выразила готовность поставлять газ в Европу по строящемуся газопроводу Nabucco. Газопровод – не что иное, как альтернатива российскому газу, идущему в Старый Свет, и «подключение» к нему Исламской Республики ясно показывает Кремлю то, чем на самом деле может являться РФ для Тегерана. Между тем, именно газ на данный момент – главный аргумент Российской Федерации в ее противостоянии с Евросоюзом. Любой жизнеспособный альтернативный газопровод просто вытащит этот козырь из кармана Владимира Путина.

Несмотря на кажущийся триумф, и несомненную выгоду, российско-иранский меморандум и последующие мероприятия носят локально экономический характер. Притом, что ИРИ готова развивать экономическое сотрудничество с РФ, она отнюдь не собирается «привязываться» к Москве, реализуя параллельно и другие, как было указано выше, порой не самые выгодные для России инициативы. Таким образом, переоценка соглашений с Ираном в России выглядит несколько странно и, как представляется, лишена достаточных оснований.

Антон Евстратов - аспирант кафедры истории и политологии Воронежского государственного технического университета

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net