Дональд Трамп стал не только 45-ым, но и 47-ым президентом США – во второй раз в истории США после неудачной попытки переизбраться бывший президент возвращается в Белый Дом – с другим порядковым номером.
21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.
Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».
03.09.2014 | Николай Пахомов
Схемы и реальность
Беспорядки в городке Фергюсон, штат Миссури, вызванные убийством чернокожего подростка Майкла Брауна, стали самым заметным внутриполитическим событием конца лета в США. Объясняется это не только масштабом беспорядков, сколько тем, что они напомнили элитам Америки, что страна ещё очень далека от решения проблем межрасовых отношений. Для внешнего наблюдателя отдельный интерес представляет внешнеполитический аспект этого напоминания.
За последние годы в США до минимума сократилось число оптимистов, считавших, что избрание чернокожего президента означает преодоление наследия рабовладения и расизма. Однако оптимизм в целом всё-таки присущ американской политической культуре – совсем недавно с помпой отпраздновали пятидесятилетнюю годовщину принятия Закона о гражданских правах, который стал, пожалуй, самым сильным, после отмены рабства, ударом по межрасовому неравенству. Многочисленные журналисты, политики, общественные деятели, ветераны-правозащитники вспоминали трудности, с которыми было связано принятие закона, рассуждали о значении закона, указывали, как можно использовать исторический опыт его принятия и осуществления для решения нынешних проблем Америки.
При заметном количестве тревожных выступлений – больше всего таких было из-за растущего социально-экономического неравенства между представителями различных рас – тон в целом был торжественный. События в Фергюсоне поставили на торжествах жирный крест. Законы американского новостного цикла безжалостны, журналисты начинают «забывать» и о беспорядках, тем более, что ситуация в Миссури постепенно успокаивается. Однако некоторые выводы о состоянии межрасовых отношений по итогам событий в Фергюсоне сделать необходимо.
Очевидно, что беспорядки в очередной раз продемонстрировали масштаб межрасовых проблем современных Соединённых Штатов. Подтвердилось, что белые и чернокожие американцы по-прежнему очень часто, если не всегда, смотрят друг на друга и на происходящее в Америке по-разному.
Возьмём для примера события в Фергюсоне. Начнём с фактов: Брауна застрелил белый полицейский, в населении городка преобладают чернокожие, однако из пяти десятков полицейских почти все белые. Даже эта, самая базовая информация дала основания в минувшие пару недель для самых вольных интерпретаций, и, что ещё более важно, эти интерпретации в большинстве своём дают повод чернокожим и белым американцам для нападок друг на друга.
Браун не был вооружён и поднял руки, заявляют чернокожие. Он был под действием марихуаны и до этого был известен своей склонностью к насилию, отвечают белые. (Полиция Фергюсона даже обнародовала видео, где человек, похожий на Брауна, берёт в небольшом магазинчике всё, что ему нравится, отбрасывая продавца в сторону.) Полицейский – убийца, заявляют чернокожие активисты. Разве завершилось следствие, и состоялся суд, спрашивают белые комментаторы? Тюрьмы полны чернокожими, правоохранительная система страны расистска по своей сути, продолжают афроамериканцы. Все исследования криминалистов доказывают, что среди чернокожих выше преступность, поэтому они и в тюрьмах, отвечают белые эксперты. Белые в Фергюсоне преобладают не только в полиции, но и в органах власти, возмущаются афроамериканские активисты. Отчего же тогда чернокожие не участвуют в выборах, недоумевают белые. Даже голосовать не ходят…
Споры эти могут продолжаться до бесконечности. Каких-либо решений по их итогам пока не просматривается. Однако несколько вещей в этих дебатах всё-таки очевидны. Во-первых, в современных Соединённых Штатах люди зачастую продолжают видеть у друг друга, прежде всего, цвет кожи. В этой связи можно отметить исследования того, сколько у белых американцев чернокожих друзей. Ситуация достигает абсурда. Не исследуют же социологи, сколько у американцев в друзьях хороших людей. Не проверяют даже, сколько мужчин и женщин, низких и высоких, блондинов и брюнетов. Однако абсурд этот достигает максимума, когда по итогам таких исследований появляются рассуждения о том, что белые с чёрными дружат ещё недостаточно, что надо бы повысить процент межрасовых дружественных связей…
Во-вторых, что для внешнеполитического контекста беспорядков в Фергюсоне особенно важно, нужно отметить саму по себе принципиальную нерешённость (возможно даже и нерешаемость) межрасовых проблем на протяжении столетий. Недаром многие эксперты пишут о том, что эти проблемы – своеобразная родовая травма американского государства. Отцы-основатели США заявили о свободе и равноправии людей в условиях рабовладения, упрямо сохранявшегося даже тогда, когда цивилизованные государства, включая Великобританию, бывшую метрополию, с которой американские колонисты боролись за свободу, делали всё для искоренения этого рабства.
Современной Америке хочется пожелать всяческих успехов в решении межрасовых проблем, однако тот факт, что эти проблемы не были решены до сих пор, несколько неожиданным образом в очередной раз демонстрирует базовую слабость американской внешнеполитической стратегии. Пока Вашингтон объясняет всему миру, как нужно жить по умозрительным шаблонам государственного и политического строительства, события в Фергюсоне показали, что не все из этих рецептов реализованы в самих США. Упрекать за это Америку дело бессмысленное – проблемы это действительно серьёзные. Однако хотелось бы надеяться, что американские лидеры, глядя на домашние беспорядки, задумаются о том, что не стоит требовать, по мере необходимости подкрепляя подобные требования бомбовыми ударами, от других государств следовать придуманным рецептам, имеющим с историческим опытом этих государств мало общего.
Нельзя исключать, что решение межрасовых проблем в США по своей сложности вполне сравнимо с устройством в Афганистане демократии, с нормализацией отношений между суннитами и шиитами в Ираке, со строительством государственности на Украине и проблемами государственного управления в Ливии. Возможно, американскому политическому классу стоит направить всю свою энергию на решение домашних проблем, а не на вмешательство в трудности чужих стран, где представители этого класса понимают не очень много.
Николай Пахомов – политический обозреватель
Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».
Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.
6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.