Информационный сайт
политических комментариев
вКонтакте Rss лента
Ближний Восток Украина Франция Россия США Кавказ
Комментарии Аналитика Экспертиза Интервью Бизнес Выборы Колонка экономиста Видео ЦПТ в других СМИ Новости ЦПТ

Выборы

Кратко и неполно – о результатах выборов в Европаламент. В российском официозе радуются поражениям партий Макрона и Шольца. В европейской прессе – тревожатся об усилении правых популистов. А на самом деле? Спокойный анализ показывает, что революции не произошло. Да, сдвиг вправо – не только за счет популистов, правый центр «на круг» выступил лучше левого центра. Да, правых популистов стало немного больше, но это не «цунами».

Бизнес

21 мая РБК получил иск от компании «Роснефть» с требованием взыскать 43 млрд руб. в качестве репутационного вреда. Поводом стал заголовок статьи о том, что ЧОП «РН-Охрана-Рязань», принадлежащий госкомпании «Росзарубежнефть», получил долю в Национальном нефтяном консорциуме (ННК), которому принадлежат активы в Венесуэле. «Роснефть» утверждает, что издание спровоцировало «волну дезинформации» в СМИ, которая нанесла ей существенный материальный ущерб.

Интервью

Текстовая расшифровка беседы Школы гражданского просвещения (признана Минюстом организацией, выполняющей функции иностранного агента) с президентом Центра политических технологий Борисом Макаренко на тему «Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает».

Колонка экономиста

Видео

Комментарии

08.09.2014 | Александр Ивахник

Бунт монополистов

Современный российский бизнес в отношениях с государством обычно ведет себя подчеркнуто лояльно и смиренно, он беспрекословно принял новые, более жесткие правила игры и с готовностью шел навстречу пожеланиям чиновников различного уровня. Однако есть вопросы, в которых наиболее крупные и влиятельные субъекты деловой среды пытаются сопротивляться планам государственных ведомств, затрагивающим их интересы. Среди таких вопросов – так называемый четвертый антимонопольный пакет поправок в закон «О защите конкуренции», разработанный Федеральной антимонопольной службой.

В прошлом году этот пакет четыре раза вносился на рассмотрение правительства и четыре раза направлялся на доработку. В процессе доработки по настоянию бизнес-объединений из него выпали некоторые действительно излишние предложения по антимонопольному регулированию. Тем не менее, законопроект застрял в правительственных коридорах, пока в июне текущего года президент Владимир Путин на встрече с главой ФАС Игорем Артемьевым не дал принципиальное добро на его принятие. И вот 4 сентября кабинет министров на своем заседании одобрил четвертый антимонопольный пакет, который теперь будет направлен в Госдуму.

Любопытно, что, по оценке ФАС, законопроект повлечет существенное сокращение административных ограничений для бизнеса и одновременное снижение участия государства в экономике. Игорь Артемьев связал его со стремлением «построить законодательство и правоприменение в соответствии с лучшими мировыми практиками», в частности, рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития. Действительно, законопроект предусматривает расширение в практике ФАС института предупреждения (вместо немедленного возбуждения административных и даже уголовных дел, влекущих высокие штрафы) и распространение его на действия органов госвласти и местного самоуправления, недобросовестную конкуренцию и иные формы злоупотребления доминирующим положением. Кроме того, поправки отменяют функцию ФАС по ведению реестра субъектов, занимающих долю более 35% на товарном рынке, запрещают признавать доминирующей компанию, доля которой не превышает 35%, и вводят обязательное предварительное согласование антимонопольным органом создания государственных и муниципальных предприятий.

Казалось бы, всё это в интересах предпринимателей. Однако крупный бизнес и выражающие его интересы лоббисты в организованном деловом сообществе главное внимание в связи с четвертым антимонопольным пакетом обращают на положения, предусматривающие возможность введения правил недискриминационного доступа (ПНД) для доминирующих компаний, не являющихся субъектами естественных монополий, но занимающих более 70% рынка. Сейчас ПНД распространяются только на естественные монополии. Они устанавливают ограничения для компании-монополиста по взаимодействию с контрагентами, предусматривают введение ограничений на цену реализации услуг и другие факторы ведения бизнеса. Согласно новым поправкам, ФАС сможет сообщать в правительство о подозрениях в злоупотреблении доминирующим положением со стороны любой компании с рыночной долей свыше 70%, после чего правительство рассматривает такой случай и формирует для компании список правил недискриминационного доступа.

По оценкам экспертов, в первую очередь эта новация ФАС грозит крупным компаниям сырьевого сектора, для которого характерны концентрация производства и высокие барьеры входа на рынок. В июле руководители «Газпромнефти», СИБУРа, «Уралхима» и НОВАТЭКа направили письмо на имя премьера Дмитрия Медведева, в котором подчеркивали, что четвертый антимонопольный пакет угрожает их конкурентоспособности. Предоставление властям права устанавливать правила игры на товарных рынках, доля одного игрока на которых превышает 70%, приведет к «фактическому переходу от рыночной экономики к государственному регулированию», утверждалось в письме. Накануне рассмотрения законопроекта в кабинете министров с похожим письмом к Дмитрию Медведеву обратились руководители Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты и «Деловой России».

В письме говорится, что введение правил для доминирующих компаний с 70-процентной долей, устанавливающих существенные условия договора с контрагентами, порядок раскрытия информации, в т.ч. о стоимости товаров или принципах определения цены, может привести к ограничению свободы договора и экономической деятельности субъектов, избыточному регулированию и нарушению коммерческой тайны. «Введение подобного нерыночного способа регулирования хозяйственной деятельности имеет риск оказать негативное влияние на качество конкурентной среды», – подчеркивается в письме. Руководители крупнейших бизнес-ассоциаций призвали Медведева отложить принятие четвертого антимонопольного пакета, чтобы скорректировать положения о правилах недискриминационного доступа. Они предлагают ограничить действие будущих ПНД шестью месяцами, распространять правила только на федеральные рынки, отказавшись от регулирования региональных рынков отдельных товаров, и сократить перечень обязательных условий для ПНД.

Скорее всего, лоббисты крупного бизнеса предпримут попытку существенно притупить антимонопольную направленность положения о правилах недискриминационного доступа в ходе прохождения четвертого антимонопольного пакета в Государственной Думе. Глава ФАС Артемьев предполагает, что его рассмотрение законодателями будет непростым, и закон может быть принят не ранее весны будущего года. Пока же все большее использование государством мобилизационной логики принятия экономических решений и неизбежное снижение участия зарубежных конкурентов на российском рынке ведут скорее в сторону усиления монополистической практики в отечественной экономике.

Версия для печати

Комментарии

Экспертиза

Поколенческий разрыв является одной из основных политических проблем современной России, так как усугубляется принципиальной разницей в вопросе интеграции в глобальный мир. События последних полутора лет являются в значительной степени попыткой развернуть вспять этот разрыв, вернувшись к «норме».

Внутриполитический кризис в Армении бушует уже несколько месяцев. И если первые массовые антиправительственные акции, начавшиеся, как реакция на подписание премьер-министром Николом Пашиняном совместного заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе, стихли в канун новогодних празднеств, то в феврале 2021 года они получили новый импульс.

6 декабря 2020 года перешагнув 80 лет, от тяжелой болезни скончался обаятельный человек, выдающийся деятель, блестящий медик онколог, практиковавший до конца жизни, Табаре Васкес.

Новости ЦПТ

ЦПТ в других СМИ

Мы в социальных сетях
вКонтакте Rss лента
Разработка сайта: http://standarta.net